КАКОЕ БУДУЩЕЕ ОЖИДАЕТ МИХАИЛА ХОДОРКОВСКОГО?

Гарри Каспаров, председатель Объединенного гражданского фронта: "Дай бог ему здоровья. Ему уготована большая роль в истории".

Никита Белых, председатель Союза правых сил: "Я предполагаю, что у Михаила Борисовича большое политическое будущее".

Роман Хоменко, вице-президент компании "ЮКОС": "В любом случае, забвение Михаила Борисовича не ожидает, он слишком ярок для этого и честен. Я не думаю, что он займет "первое кресло", ибо я худшего мнения об оставшихся после многократных истреблений целевых групп населении, но, полагаю, ВСЮ либеральную оппозицию он консолидирует, а это - не менее 15 активных процентов, что немало. В перспективе возможен блокирующий пакет в парламенте, т.е. начало демократии. Про отсидку в тюрьме не знаю. Молюсь, чтобы вырвался хотя бы в 2008, просто так не отпустят, у его оппонентов нет ничего живого внутри. В ближайшей перспективе - выигранный 201-й округ (правда, Дума сразу Михаила Борисовича "заблокирует"), либо недопущение, что даже убедительнее выигрыша. А еще его не оставит семья. Никогда".

Иван Стариков, член федерального совета ОГФ: "Михаила Ходорковского ожидает светлое будущее. Он, безусловно, становится стремительно политиком номер один в России. Я убежден, что дальнейшее его пребывание в местах заключения реально увеличивает его шансы на победу как в следующих парламентских, так и в президентских выборах. Так уж получилось в истории страны, что людям, которые хотят достичь успеха в российской политике, оказывается, надо посидеть в тюрьме. Ходорковский осознанно пошел на этот шаг. Он  из тех людей, которые сидят за убеждения. Поэтому, я думаю, никакого достойного выхода у власти нет. Лучше всего будет, если они дадут возможность Ходорковскому принять участие в выборах. И я уверен, что он победит".

Лев Пономарев, председатель движения "За права человека": "Я думаю, что он будет сидеть. Будущее у него такое, сидячее. Его не амнистируют, но, может быть, он не досидит до конца срока. Вообще-то все зависит от срока Путина. Кассация закончится приговором, он не сможет принять участие в выборах".

Георгий Сатаров, президент фонда "ИНДЕМ": "Его будущее связано неразрывно с будущим России. Так уж получилось, потому что срок его пребывания в тюрьме зависит от того, что будет происходить со страной. Он вряд ли будет сидеть 9 лет, скорее всего - до ближайшей смены президента".

Ирина Хакамада, председатель партии "Наш выбор": "Ну, я думаю, у него есть только три сценария. Средний: он, при отсутствии смены парадигмы власти сидит 9 лет и выходит. Если он будет слишком мешать, есть негативный сценарий: он уезжает в зону и там каким-то образом заболевает, после чего умирает. Это способ убрать ненужного человека. И, наконец, есть вариант решительный, наиболее оптимистичный, но сложный: борьба приводит к тому, что в результате выборов приходит более мягкий режим, который исправляет ошибки предыдущего, и Ходорковского выпускают. Я думаю, Ходорковскому не дадут участвовать в выборах, власть боится. Для нас выдвижение его кандидатуры - дело принципа".

Людмила Алексеева, председатель Московской Хельсинкской группы: "Я думаю, что у него есть политическое будущее. Я не знаю, хотел он его или нет, но с помощью власти оно ему обеспечено. Власть делает все возможное, чтобы он стал политической фигурой. Вот только когда это произойдет, я не могу вам сказать. Еще Чуковский писал: "В России надо долго жить, чтоб до чего-нибудь дожить". Может быть, ему придется свой срок отсидеть, а потом оказаться политической фигурой".

Борис Вишневский, обозреватель "Новой газеты", член Бюро партии "Яблоко": "Ждать от сегодняшнего заседания Мосгорсуда, где рассматривается кассационная жалоба Михаила Ходорковского, отмены заказного приговора - все равно, что ждать от Владимира Путина признания в организации взрывов жилых домов в Москве осенью 1999 года. Присяжные эпохи проклятого царского режима могли позволить себе оправдать Веру Засулич (которая заслуживала обвинительного приговора, мягко говоря, больше, чем Ходорковский). "Мосгорштамп" эпохи развитого путинизма ничего подобного себе не позволит никогда. Освобождение Ходорковского (а затем - вполне возможное избрание его депутатом) - такая же пощечина Путину, как приглашение Масхадова для спасения детей в Беслане. И того, и другого допустить было никак невозможно. Разница лишь в том, что для предотвращения "неправильного" решения Мосгорсуд вовсе не обязательно сжигать огнеметами. Так что, сегодня Михаила Ходорковского, - на взгляд Кремля, - не ждет ничего хорошего. Но только на взгляд Кремля. "Рыжему делают судьбу", - вздохнула когда-то Анна Ахматова, видя, как выносят приговор "тунеядцу" Иосифу Бродскому. Аналогии уместны".

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter