Вчера миллионы людей три часа своей единственной жизни посвятили президенту. Думаю, большинство разочаровано не было: перед ними предстал исключительно компетентный и рассудительный руководитель, который в мельчайших деталях знает проблемы страны, разбирается в законодательстве, помнит о нуждах военных и заботится о молодых семьях, беспризорниках и пенсионерах.

Не скрою, я восхищен Путиным. Он действительно знает очень много. Он даже не сказал почти ни одной глупости. Потрясает и та легкость, с которой он оперирует цифрами. Порой казалось, что выступает ученик-отличник, который долго и тщательно готовился к экзамену. Если бы страна была полностью автоматизированным заводом, то лучшего президента, чем Путин, нельзя было бы найти. Но в том-то и дело, что Россия слишком велика и слишком разнообразна, чтобы все ее проблемы могли уместиться в одной голове. Даже, если это голова отличника из разведшколы. Для решения российских проблем нужна эффективная система управления, грамотные менеджеры, а не зарвавшиеся чиновники.

Впрочем, невдумчивый зритель, а таковых у нас, к сожалению, большинство, по прошествии трех часов прямого эфира сделал вывод, что у нас в стране все хорошо. Экономика растет (7,1% в прошлом году и 5,9% в этом), золотовалютные запасы неуклонно множатся. Нефти и газа в России хватит не только нам, но и будущим поколениям. И самое главное – у нас в стране АБСОЛЮТНО СТАБИЛЬНАЯ ОБСТАНОВКА. Именно эта тема звучала в ответах Путина постоянным рефреном: "Прежде всего - социальная и экономическая стабильность в стране".

Еще больше времени Путин уделил планам на будущее: "у нас есть планы", "эти планы приобретают конкретные очертания и будут реализовываться в ближайшее время", "вот, что планируется в области военной реформы", "Минсельхоз закончил выработку этих мер, и со следующего года они начнут внедряться".

Вдумчивый же телезритель задался вопросом, почему реформа здравоохранения или реформа армии, которые за пять лет президентства Путина не сдвинулись с мертвой точки, со следующего года вдруг пойдут семимильными шагами. Но как раз об этом-то Путин старался лишний раз не говорить. Президент, даже если он знает ответ на вопрос, ЧТО, не знает главного: КТО и КАК. Вернее, знает, но ничего хорошего про свое вертикальное детище, которое и должно осуществлять его прекрасные прожекты, сказать не может. И, тем не менее, несколько раз за три часа Путин проговорился: у него не было другого выхода.

Вопрос телезрителя: - Вы намерены выделить в будущем году огромные деньги на здравоохранение и социальные нужды. Где гарантия, что эти деньги не разворуют?
ВВП: - Меня самого это ОЧЕНЬ СИЛЬНО ВОЛНУЕТ.

Вопрос телезрителя: - Почему в Дагестане так много безработных и так много при этом роскошных особняков?
ВВП: - …про особняки: деньги, которые выделяет федеральный центр, проходят по другим каналам и не всегда используются эффективно и на пользу всего общества".

Вопрос телезрителя: - Уверены ли Вы, Владимир Владимирович, что все Ваши распоряжения выполняются правильно, что нет саботажа?
ВВП: - Уверен, что саботажа нет, но не уверен, что распоряжения выполняются правильно. Я должен сам лично уделять больше внимания. Вопрос телезрительницы: - Нельзя ли сделать упрощенное пересечение границы с Украиной хотя бы для местных жителей?
ВВП: - Наши позиции с президентом Украины по этому вопросу совпадают. К моему стыду, даже он настойчиво ставит этот вопрос передо мной. НО НА БЮРОКРАТИЧЕСКОМ УРОВНЕ ЭТИ ПРОБЛЕМЫ НЕ РЕШАЮТСЯ.

Вопрос телезрительницы: - Мы построили в 1968 году кооперативный дом. Сегодня у многих мужья поумирали, мы одни, а нас заставляют выкупать землю, на которой стоит дом.
ВВП: - Eсли это действительно так, то ПРОИЗВОЛ ВАШИХ ЧИНОВНИКОВ НЕ ЗНАЕТ ГРАНИЦ!

И еще:

Про назначение нового губернатора Иркутской области Тишанина:

ВВП: - Это результат оценки ситуации в регионе. Он проработал полтора года в регионе руководителем ВСЖД и уже знал ситуацию в регионе, но НЕ БЫЛ СВЯЗАН ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМИ С МЕСТНОЙ БЮРОКРАТИЕЙ.

Про монетизацию:

ВВП: - Надо было понимать, что будет в регионах. Многие (региональные власти - Ред.) под сурдинку 122-го закона вообще все поотменяли, в том числе проезд учащихся - СОВЕРШЕННО БЕЗОСНОВАТЕЛЬНО.

Классическая картина доброго царя и злых бояр. Это единственное, на что остается Путину ссылаться. Конечно, лучше бы про это вовсе не говорить, но ведь надо же как-то оправдать свою абсолютную неэффективность, вопросы о которой проникают даже в такую полностью спланированную пиар-акцию, как "Прямая линия". Да, кое-что идет не так, но он сам, Путин-царь, хоть и обманутый, но добрый, честный и радеющий.

Но в том-то и дело, что Путин - это не самостоятельный добрый или злой царь, а детище коррумпированных российских кланов, их вывеска. И именно для них президент создал существующую систему управления страной, систему крайне выгодную именно чиновникам и бюрократам всех уровней. Путинская вертикаль является не только не эффективной, но и вовсе неуправляемой, так как она тщательно оберегается от контроля со стороны общества. Само собой предполагается, что при такой системе ответственность за любые проблемы простых россиян ложится на плечи президента и именно ему они должны задавать свои вопросы. Да вот только ответить им, в сущности, президенту нечего.

Алексей Мазур

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter