Михаил Фрадков побывал на расширенной коллегии в Минсельхозе. Результатом совещания стало то, что премьер фактически одобрил предложенную министром Гордеевым программу господдержки сельского хозяйства. Основное внимание московские чиновники уделили развитию животноводства.

Безусловно, ситуацию в этой отрасли сельского хозяйства необходимо менять. Но странным образом в число "национальных проектов" не вошла поддержка производителей зерна.

А ведь в последнее время именно эта часть сельхозработников пытается как-то привлечь к себе внимание столичных чиновников. Так, 6 сентября на трассе М 4 "Дон" прошла акция протеста фермеров Краснодарского края и Ростовской области Прошло десять дней и федеральную трассу "Байкал" перекрыли новосибирские аграрии. Но со стороны правительства не последовало никакой реакции. Оно как будто ослепло и оглохло.

28 сентября у Белого дома на Горбатом мосту собрались представители российского села со всех концов страны. Они также пикетировали здание Государственной думы.

"Если наше требование не будут выполнено, то село просто умрет. Сельскохозяйственная деятельность становится бессмысленной, если зерно намного дешевле ГСМ (горюче-самзочные материалы)", - подчеркнул в интервью корреспонденту Каспаров.Ru один из организаторов акции - первый секретарь Красноярского крайкома КПРФ Владислав Юрчик.

На митинге были приняты требования к правительству, которые были переданы Фрадкову. В частности, участники акции потребовали у премьера: принять закон "О развитии сельского хозяйства и регулировании агропродовольственного рынка страны"; предусмотреть в федеральном бюджете на 2006 год выделение на нужды АПК не менее 5% расходной части; предоставить сельхозпроизводителям компенсацию за возросшие в 2005 году затраты на ГСМ в размере 20% от их стоимости; обеспечить государственные гарантии закупок продовольствия, произведенного отечественными сельхозпроизводителями; принять Федеральную программу развития фермерских хозяйств и личных подворий, остановить массовое закрытие сельских школ.

Надеюсь, что к некоторым из этих требований правительство прислушалось. Но тем не менее, после принятия программы Гордеева большиснтво проблем сельскохозяйственной отрасли, а тем более производителей зерна, не решатся.

Прежде всего это связано с тем, что госудаство не хочет менять ценовую политику в отношении закупок зерна. Для регионов, выращивающих хлеб, хороший урожай становится настоящим бедствием, поскольку цены, которые предлагают за зерно скупщики и государство, иначе как смешными назвать нельзя. А ведь урожай надо убрать и сохранить. Элеватор удовольствие не дешевое. Так что гниющий на дырявом току или в поле под снегом хлеб, картина, увы, не редкая.

И что удивительно, при этом зерновой рынок один из самых криминальных. Каждый год здесь отстреливают особо строптивых, не желающих играть по чужим правилам или попросту делиться. Под пулю может попасть и простой фермер, и крупный сельхозчиновник, как это было 4 года назад в Волгоградской области. И эту ситуацию одними вливаниями из бюджета не поправишь.

В этом году ситуация мало чем отличается от других урожайных лет. Вот, например, почти все хозяйства Ростовской области вырастили хороший урожай. Только есть одно но. С хорошим урожаем надо что-то делать дальше. Однако основные активы по переработки и хранению зерна монополизированы и подконтрольны местной администрации, так что правила игры диктуют они. Поэтому цена за одну тонну зерна 4-й марки держится монополистами на уровне 2300-2500 рублей, а затраты на производство каждой тонны составили 2700-2800 рублей. Цена на топливо возросла непомерно, что привело к удорожанию тонны зерна до 3200 рублей в тех хозяйствах, где не было своих запасов ГСМ.

Деньги на посев и сбор урожая большинством хозяйств региона взяты в кредит. Об обещанных государством интервенциях на данный момент приходится только мечтать. Торги в рамках зерновых интервенций в конце минувшей недели не оправдали ожиданий фермеров. Между тем, проценты к выплате по кредитам растут. Хозяйства, у которых есть где хранить урожай, намерены ждать приемлемой цены. А что делать остальным? Среди аграриев начались разговоры, о том, что выгоднее сжечь урожай на корню, особенно если он застрахован, чем продавать по бросовым ценам.

Пролоббированный "крупным частным бизнесом" проект развития животноводства, предполагающий поддержку со стороны государства усилиям крупных игроков проникнуть в единственный прибыльный сектор сельского хозяйства и занять там лидирующие позиции, не решит проблем основного сельского населения. Государству совсем нет дела до того, как жить этим людям. Но на долго ли хватит у народа терпения? Думаю, мало кто хочет увидеть голодных и доведенных до отчаянья людей с топорами и вилами на улицах городов.

После сентябрьских митингов в Москве прошел съезд фермеров Южного федерального округа, на котором было принято решение о продолжении акций протеста в ноябре. Не намерены отступать и другие сельхозпроизводители России.

Роман Иванов, Ростов-на-Дону

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter