Если судить по комментариям российских официальных лиц и тому, что показывают центральные телеканалы, то может показаться, что восточное турне Владимира Путина было очень эффективным. На самом деле оно было лишь эффектным. Форма и пиар превалировали над содержанием.

Так в Турции Путин, его итальянский друг Сильвио Берлускони и турецкий премьер Эрдоган "открыли" газопровод "Голубой поток", который много чего свяжет и много кому поможет. На самом деле газопровод работает уже третий год (!) и почти в пять раз ниже проектной мощности.

В той же Турции Владимир Путин и глава "Газпрома" Алексей Миллер пообещали протянуть российскую трубу в Европе там, где ее не было, а также дотащить трубу до Израиля, и в целом, как было сказано в сообщении одного информагентства, замкнуть систему газопроводов в кольцо. Нуда, замкнуть и гонять по нему российский газ до бесконечности.

Южной Корее российский президент, кстати, тоже обещал газопровод. Этого газопровода нет еще и в проекте. Он есть лишь на словах.

Японии тоже, вроде бы, досталась своя труба – нефтяная. Но только "вроде бы". Проект строительства нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан, предусматривает прокладку трубы длиной свыше 4 тысяч км, от Тайшета до побережья Тихого океана (пока конечной точкой числится бухта Перевозная, но, скорее всего, экологам ее удастся отстоять).

На первом этапе планируется построить участок до деревни Сковородино вблизи китайской границы и нефтяной терминал на побережье (до терминала нефть будет перевозиться по железной дороге). От Сковородино, скорее всего, будет построено ответвление на Китай, спрос в котором на энергоносители, в отличие от Японии, постоянно растет.

В этом вся загвоздка и состоит. Японцы не хотят, чтобы Россия строила ответвление на Поднебесную раньше, чем построят весь нефтепровод. На этих условиях они готовы профинансировать стройку, которая обойдется не менее чем в 11 млрд. долл.

От Путина ждали гарантий, что труба в Китай будет построена в последнюю очередь. Президент таких гарантий не дал. Хорошо это или плохо? Плохо, потому что он не сказал четко и того, что китайский нефтепровод будет построен первым. Пока мы сидим на промежуточном варианте Тайшет-Сковородино-терминал (который еще неизвестно, где будет построен). Но эта "серединка" не устраивает ни Японию, ни Китай. Им нужно четкое "да" или "нет". Зато президентская позиция вполне по нраву российским чиновникам, которые еще долго будут паразитировать на этой неопределенности.

Не приблизились Россия и Япония к решению территориальной проблемы. Накануне визита были слухи, что Москва предложит Токио совместную экономическую эксплуатацию спорных островов. Этого не произошло. Зато были достигнуты соглашения об облегчении визового режима. При всей позитивности момента, нужно отметить следующее. Чаще всего в Японию ездят жители Сахалина и Курил. Учитывая, что эти территории находятся на периферии внимания властей страны, мягкий визовый режим будет способствовать их ускоренному вхождению в зону экономического влияния Японии. В общем, пройдет несколько десятков лет, и России свои острова де-факто потеряет.

Еще Россия и Япония закончили двусторонние переговоры по ВТО. Но у японцев к нам особых принципиальных претензий и не было. На сегодня наша главная проблема – это США. С ней переговоры далеки от завершения.

В общем, съездил президент в восточное турне – с другом пообщался, открыл открытое, пообещал несуществующее и не отдал то, что отдать нельзя.

Петр Уланов, экономический обозреватель

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter