Понятие отмывания преступных денег придумали не мы. Американцы и европейцы давно приняли нужные законы и теперь – успешно или безнадежно – борются с этим процессом. 7 августа 2001 года в России был принят Федеральный закон № 115-Ф3, внешне схожий с западным образцом. Но работать он стал в обратном направлении.

Если бы не тысячи писем волгоградцев, возмущенных положением дел в сберкассах города, никто бы не обратил внимания на трансформацию закона РФ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Стопки писем ложились на стол Уполномоченного по правам человека в Волгоградской области Михаила Таранцова.

Суть жалоб состояла в том, что жителей в сберкассах заставляли заполнять особые документы и требовали предъявить паспорт, прежде чем взять у них плату, скажем, за пользование детсадом.

Обратившись к первоисточнику, Михаил Александрович выяснил, что обязательному контролю подлежат операции с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей. При сделках с недвижимостью потолок поднимается до 3 млн. руб. Выявлять операции, связанные с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, государство предоставило организациям, осуществляющим операции с денежными средствами. Банки обязаны были разработать - с учетом рекомендаций Центрального банка РФ - правила внутреннего контроля. В июле в закон даже внесли дополнение о том, что требования к идентификации клиентов для кредитных организаций определяются в соответствии с порядком, установленным Центральным банком.

Законодатель предусмотрел, что требования к идентификации могут различаться в зависимости от степени риска совершения клиентом операций в целях отмывания доходов, полученных преступным путем. Но сами критерии требований, определяющих условия, при которых клиент подлежит идентификации, а при которых – нет, законодатель не сформулировал.

Зато Центробанк утвердил специальное положение "Об идентификации кредитными организациями клиентов..." и разработал на его основе Правила внутреннего контроля. В них в частности говорится, что не подлежит идентификации физическое лицо, осуществляющее операции по оплате жилья и коммунальных услуг, услуг связи, расчеты с бюджетами всех уровней. При этом сумма по этим операциям не должна превышать 600000 рублей.

"Удивительная предусмотрительность! – комментирует Правила профессор Таранцов. - Неужели есть достаточно примеров, когда по этим видам операций сумма составляет более 600000 рублей или даже около того?!

Вместе с тем, при оплате услуг, например, за пользование детскими дошкольными учреждениями, Бюро технической инвентаризации, Регистрационной палаты и т.д., при которых сумма оплат редко превышает и несколько тысяч рублей, клиент подлежит обязательной идентификации".

На практике это означает, что для оплаты большого перечня услуг, даже если каждая из них на незначительную сумму, у Вас в обязательном порядке требуют паспорт. Если паспорта нет, то провести платеж не удастся.

"При этом мне совершено непонятно, - продолжает Михаил Таранцов, - как отсутствие или наличие паспорта при оплате детсада, может повлиять на борьбу с легализацией доходов, полученных преступным путем?!"

Кроме того, меры по предупреждению отмывания доходов, полученных преступным путем, не предполагают возложения каких-либо дополнительных обязанностей на граждан, а ведомственные правила и инструкции содержат предписания лишь для собственных работников: "сотрудник подразделения по работе с клиентами обязан идентифицировать...".

В действительности же обязанность по заполнению бланков с внесением сведений, идентифицирующих физическое лицо, возложена не на сотрудников кредитного учреждения, в основном, Сбербанка РФ, а на самих граждан.

В подразделениях Сберегательного Банка Российской Федерации в Волгоградской области вывешено объявление: "Уважаемые клиенты! Прием банком платежей наличными деньгами осуществляется только при предъявлении документа, удостоверяющего личность (за исключением операций по оплате жилья и коммунальных услуг, услуг связи, расчетов с бюджетами всех уровней на сумму менее 600000 рублей). Плательщик заполняет дополнительный экземпляр платежного документа ф.ПД-4 (извещение), указав на данном бланке реквизиты документа, удостоверяющего личность". Таким образом, введен порядок, возлагающий дополнительное бремя на граждан. Как следствие, в отделениях Сбербанка образуются большие очереди, люди находятся в стрессовом состоянии, обычная житейская процедура уплаты платежей превращается в серьезное испытание.

Но самое интересное, что этими же правилами сотрудникам банков "предоставляется право не устанавливать и не идентифицировать выгодоприобретателя, если клиент является страховой организацией или лизинговой компанией, ломбардом, организацией, осуществляющей скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лом таких изделий, организацией, содержащей тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующей и проводящей лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме; организацией, осуществляющей управление инвестиционными фондами или негосударственными фондами; организацией, оказывающей посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества".

То есть, по словам Михаила Александровича, все возможные сферы злоупотреблений фактически выводятся из-под контроля государства, в то время как оно своей мощью нацелено на контролирование копеечных финансовых операций рядовых россиян. Большей профанации и дискредитации благородной задачи борьбы с терроризмом и финансированием преступности трудно придумать!

Григорий Лазарев

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter