Лев Данилкин, известный московский литературный критик, в своей книге о книгах "Парфянская стрела" отмечает специфическую особенность современной русской прозы –она охотно принимает в пространство своих сюжетов все темы, которые отторгаются цензурным аппаратом официальных СМИ. В то время как в газетах и на телевидении сплошная стабильность, удвоение и укрепление, страницы глянцевых томиков, от Быкова и Латыниной до Пелевина и Проханова, расцветают такой истошной крамолой, что аж ладони обжигает.

Власть игнорирует этот процесс, скорее, по легкомыслию. Так царская цензура пропустила "Капитал", сопроводив свое решение резолюцией "чересчур сложно, народ не поймет". Нынешние кремлевские политтехнологи несколько переоценивают собственные успехи в реализации программы, направленной на интеллектуальную деградацию населения, согласно которой фраза "я книжек не читаю" должна звучать гордо. Как лет 20 назад звучали споры об очередном прочитанном томе Пруста. Нынешняя официальная пропаганда принципиально избавляется от интеллектуального содержания. Адекватное объяснение происходящему сейчас действительно дает только литература, практически ставящая знак равенства между словами "убедительность" и "оппозиционность".

Пропагандисты, надеясь воздействовать на аудиторию за счет использования присущего ей специфического сленга, давно уже превратились в увлеченных сюрреалистов. Я честно не знаю, что мне сказать Олегу Кашину или Максиму Кононенко, когда они всерьез рассуждают "модно" это – молодежная политика или "не модно". Видимо, считается, что российский тинэйджер сведен до уровня скота настолько, что расшифровывает свою личную реальность только в подобных терминах. В их лексиконе – различные "прикольно", "тусовка" и "вау!", а если их правильно скомбинировать, то можно выдрессировать молодежь, как собаку Павлова, рефлекторно гавкать по свистку. Однако я всегда считал, что политика есть:

  • Первое - понимание своих убеждений и интересов.
  • Второе - наличие проблемы, несовместимой с убеждениями и интересами.
  • Третье - осознание того, что эта проблема лежит в основе одного из принципов существующей системы управления обществом и ее решение может быть достигнуто только при смене политического режима.

Далее следует поиск единомышленников, формирование политической силы, привлечение народных симпатий и так далее. Как этот трудоемкий процесс может быть вообще совместим с модой, не понимаю, хоть убейте. Модно не замечать проблему? Модно не решать ее? Если завтра на каком-нибудь правительственном сайте напишут, что тушить пожары не модно, как прикажете реагировать?

Или, может быть, модно – не понимать? Увы, не просто модно – жизненно необходимо. Необходимо, разумеется, для власти. Это аксиома: власть, которая действует не в интересах населения, возможна только при условии, что население не осознает своих интересов, заменив их ложными фантазиями, навязанными официальной пропагандой. В насколько же глубокий сон погрузилась человеческая мысль, что приходится заново объяснять такие очевидные вещи.

Если представить существующую модель государства как корпоративную, то все становится на свои места. О том, как режим превращает Россию в корпорацию по обслуживанию своих узких коммерческих интересов, пишут сейчас часто и весьма убедительно – достаточно вспомнить скандальную статью политолога Владимира Голышева или нашумевший квикль Дмитрия Быкова. В рамках корпорации существует привилегированный класс собственников, население, обслуживающее их интересы, а так же особый отдел по обеспечению народа различными метафизическими и иррациональными мотивациями. Чем платить каждому мужику сто рублей, проще заплатить пятьсот особому специалисту. А он объяснит сотне мужиков, почему они должны работать задаром, превращаясь, по сути, чуть ли не в крепостных.

Оно и верно, там, где возникает новая аристократия, должны появиться и новые холопы. Коли у барыни вышиты жемчугом тапки, значит, кто-то их да вышил. При демократии этот процесс происходит в рамках свободного договора об оплачиваемой услуге. Но у России особый третий путь, здешним барам с быдлом договариваться – себя не уважать, особенно когда под рукой нагайка.

Крепостничество, кстати – архиважный фактор. Отбившийся от рук холоп может превратиться в праздношатающийся элемент потенциальной нестабильности, а то и перейти через улицу к подъезду другой корпорации – в расчете на лучшую долю. Именно для этого корпорация начинает прививать своим рабочим лошадкам чувство "патриотизма" и "державности". Идеологическая иллюзия вырабатывается в усиленных дозах, ибо в отличие от "моды" действует на всех, независимо от возраста или образования. Согласно принципу "державности", нагайку, бьющую тебя по спине, нужно любить тем больше, чем сильнее она тебя бьет, потому что чувство силы и мощи должно пробуждать восторг и гордость. А сбежать невозможно, потому что этим ты продемонстрируешь окружающим свое малодушие и предательскую сущность - ведь это же твоя нагайка. Почему она тогда не в твоей руке? А просто потому, что время сейчас такое – Господь терпел и нам велел.

Чересчур сметливый батрак для подобного рода операций очень не удобен. Он-то знает, что восторг и радость вызывает только чувство той силы, которой ты сопричастен, причем вовсе не как жертва. А воля необходима именно для того, чтобы нагайку остановить. Он не только пошлет к чертовой матери весь хор хитроумных корпоративных манипуляторов, но и в порыве негодования может начать вести подстрекательскую работу. Вспоминается один экспонат музея "Пресня", огромный фолиант Трехгорной мануфактуры, посвященный учету наймов и увольнений. Напротив одной из фамилий в графе "причина увольнения" написано твердой рукой в одно слово – "многознающий".

Я вовсе не стараюсь ввести вас в заблуждение. Обо всем этом сторонники власти сообщают открытым текстом:
"Возникает огромное число людей с дипломами и соответствующем представлением о себе и своем месте в мире, для которых на рынке труда нет адекватных их запросам и амбициям предложений. Таким образом, порождается следующая проблема – эти люди с бесполезным образованием потенциально представляют собой топливо для любого рода революций".
Алексей Чадаев, "Путин. Его идеология". Страница 115. О необходимости отмены общедоступного образования.

Холоп, не лишенный доступа к знанию, начинает чувствовать себя вровень с барином. Барин допустить этого не может. Доступ к знанию и, следовательно, к размышлению холопу необходимо перекрыть законодательно. Ведь если человек все-таки сохранит в себе способность думать и мыслить, если поймет, что патриотизм – это не лояльность начальству, а верность своему народу и его насущным интересам, что державность – это доблесть и слава твоей Родины, а не экономические успехи узкого круга узурпаторов за счет ограничения личной свободы гражданина, то в стране произойдет гибельная для корпоративной элиты катастрофа – революция.

Потому что всякая революция начинается с клича "Мы – не быдло". Уже взорвавший воздух украинского Майдана, он был подхвачен сотнями белорусских оппозиционеров, стоявших лагерем на Площади Калиновского. Кто знает, не содрогнутся ли от него однажды стены московского Кремля?

СТАНИСЛАВ ЯКОВЛЕВ

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter