Любая попытка заговорить о необходимости смены власти в нашей богоспасаемой стране рано или поздно натыкается на следующий глубокомысленный "контрдовод": "Ну, кричать "долой!" мы все горазды. Вы лучше скажите: есть ли у вас собственная позитивная программа? Что делать-то будете, когда власть возьмете?"

Оппозиционер-ниспровергатель обычно на этих словах тушуется, а его визави с видом триумфатора оглядывает присутствующих (а если он "из простых-с", то и хлопает себя по коленке – мол, "срезал!").

Я эту реплику (в различных модификациях) слышал, наверное, раз сто. В самых разнообразных компаниях из самых разных уст. Эффект всегда был один и тот же – адресат тушевался, "отправитель" рос прямо на глазах.

В ходе конференции "Другая Россия" соответствующее заявление сделала, кажется, Ирина Хакамада, и с тех пор бесчисленное множество разнокалиберных злопыхателей повторяют его с настойчивостью прилежного попугая. В Ирину Муцуовну я камня не кину – все-таки она, в отличие от своих бывших соратников, не побоялась прийти в "нехорошее место" – но ее "чудо-реплику" разберу. Давно пора вбить в эту фразу осиновый кол...

Начнем с того, что лежит на поверхности. Примем тезис о "программной ущербности оппозиции" на веру. Допустим, позитивной программы у нас нет. Но не спешите унывать. Воспользуйтесь передовым опытом израильских товарищей и вместо виноватого пыхтения ответьте вопросом на вопрос: "А у действующей власти программа есть?" И если ваш незадачливый "срезатель" не специально обученный вранью проходимец, он будет вынужден признать, что у действующей власти никакой программы нет. Есть конкретный коммерческий интерес и маскирующая этот интерес пиаровская "дымовая завеса". И больше ничего.

О коммерческом интересе и о "дымовой завесе" можно говорить долго. Но занятие это неблагодарное. Людям, так или иначе встроенным во "властную вертикаль", говорить об этом бесполезно – они сами, в той или иной мере, являются выгодополучателями, а потому будут махать руками и топать ножками до последнего. Людям, не имеющим иллюзий в отношении действующей власти, сказанного достаточно – можно не продолжать. Таким образом, самая благодарная аудитория – это "простые люди": зрители федеральных каналов, интересующиеся политикой постольку поскольку (случайные попутчики, соседи по лестничной клетке, родственники из провинции и пр.).

Могу поделиться собственными наблюдениями. Сознание у таких людей (а это – подавляющее большинство граждан России) имеет два слоя. Первое, с чем вы чаще всего сталкиваетесь – "толстый-толстый слой шоколада": "Правильно их прищучили – сколько можно наш газ воровать?!", "Может дочку на педогогический определить – им теперь зарплату здорово поднимают" и т.д. Собственно ровно этот слой и соскабливают социологи, когда делают опросы, радующие глаз кремлевской администрации. Но до самого интересного – начинки – они не добираются.

Попробуйте вежливо с пониманием выслушать очередное агитпроповское клише из уст простодушного собеседника, а потом аргументировано возразите. Спокойно. Без истерики. Знаете, что будет? Завяжется спор? Ничего подобного! Он в сердцах махнет рукой и выругается: "Так и знал, что на***вают!" И все. На этом вся пресловутая "поддержка" действующей власти заканчивается. Проверено не раз и не два. В 100% случаев реакция одинаковая.

Так что, глубоконеуважаемый Кремль, сладкие проценты грамотно составленных опросов – это не твоя заслуга, это наша недоработка. Ничего, доработаем...

Итак, действующая власть никакой программы не имеет. Она просто распихивает по карманам деньги, вырученные за энергоносители, меняет наиболее ликвидные российские активы на акции иностранных компаний (угадайте с двух раз: зачем?), важно надувает щеки, объявляет милостыню "аттракционом неслыханной щедрости", пудрит мозги юным халявщикам и прочее. Все это рука об руку с "патриотическими олигархами", у которых от валящихся с неба банкнот глаза давно на лоб вылезли.

Это что ли программа?

Или в 2000 году вчерашняя серая мышь в кимоно уселась в президентское кресло с программой под мышкой? Да ничего подобного! Была война в Чечне. Был имидж "крутого парня". Были некоторые элементы популярной державно-патриотической риторики. И все.

А дальше программа была? Не было. Был курс на узурпацию власти. Проводился он жестко и последовательно. Но это было лишь "овладение инструментом", а не сама операция. Саму операцию мы видим сейчас. Выяснилось, что это операция с ценными бумагами...

Какие-то признаки "программы" можно было обнаружить лишь в робких трепыханиях Козака (до его ссылки на Кавказ). Но сегодня почти все, что он навыдумывал в первые годы путинщины, либо надежно похерено (реформа МСУ, предложения по переходу с лицензий на концессии в сфере недропользования, "приднестровский план" и другое), либо превратилось в насмешку (административная и судебная реформа). То же самое можно сказать и о многострадальной реформе армии.

Обратите внимание, все, что хоть сколько-нибудь напоминало "программу", осталось в первом путинском сроке. После 2004 года у действующей власти есть только бизнес, ничего личного. Бизнес и PR.

И эти люди запрещают нам ковыряться в носу?..

Теперь другой пример. Противоположный. Правительство Примакова...

Я отдаю себе отчет в том, что люди либеральных убеждений сейчас должны напрячься, но не сказать об этом не могу.

Помните 1998 год? В стране полный коллапс. Доллар скачет как блоха на сковороде, банки лопаются, население в панике. Ельцин отпускает руль, хватается за голову и кричит: "Кого угодно! Лишь бы ответственность на себя взял". Приходит Примаков.

У него была программа? У него была команда?

У него ничего не было! Даже времени на раскачку. Что он сделал? Простые примитивные вещи – расставил на ключевых направлениях дееспособных людей, пользовавшихся безусловным авторитетом (поинтересуйтесь на досуге у военных: папа автомобилиста-убийцы для них авторитет?). Геращенко сумел в кратчайшие сроки преодолеть кризис неплатежей, вычистил авгиевы конюшни банковской системы, восстановил нормальное денежное обращение. Маслюков сумел извлечь из падения курса рубля максимальную выгоду для российских товаропроизводителей. И так далее.

Весь первый срок Путин пожинал плоды точных и своевременных действий примаковского правительства (пришедшего на Краснопресненскую набережную безо всякой программы). До тех самых пор, пока цены на сырье не взлетели "выше ели"...

Я нарочно не углубляюсь в эту тему. Думаю, сказанного более чем достаточно для того, чтобы признать очевидное: управление государством – не магия, не удел специальной расы сверхчеловеков, с ноздрями, перепачканными кокаином. Управление государством – это "чисто технический вопрос".

И смена власти во всех нормальных странах – это не катастрофа, а рутина. И то, с чем оппозиция в Италии, Германии, Великобритании штурмует политический Олимп – никакие не "программы" (в современном российском понимании). У них всегда речь идет о том, что Михаил Михайлович Касьянов называл "тонкой настройкой" – понять/отпустить на пару процентов ставки налогов, перераспределить бюджетные ассигнования в пользу социалки или образования и так далее. Почему бы вам не подойти к Меркель или Проди накануне выборов и не попробовать "срезать" их – мол, "какая у вас программа?" И в Германии, и в Италии только что сменилась власть. Что изменилось? Сущие пустяки. Но именно потому, что власть там легко и непринужденно меняется, нашего "срезателя" с его "программными вопросами" там не поймут...

Вообще-то, уже одного того, что само слово "оппозиция" стало в сегодняшней РФ почти неприличным, достаточно для признания полной и безоговорочной неадекватности российской власти. "У нас особый путь!" – скажет Путин или какой-нибудь евразийский хоругвеносец. Нет, дорогие, это у вас "особый путь", а у России был путь нормальный, соответствующий статусу великой русской цивилизации.

Страшно сказать, но сегодня, вспоминая время расстрела парламента, первое, о чем думаешь – Карякин и его "Россия, ты одурела!" Люди проголосовали. Власть утерлась и отдала парламент оппозиции. И в 1995-м отдала. А в 1996-м президентом вполне мог стать Зюганов... Тогда это не считалось вселенской катастрофой. Во всяком случае, возможная победа Зюганова тогда обсуждалась вполне всерьез, а лоббисты "чрезвычайного сценария" (Коржаков, Барсуков – что-то типа нынешних Виктора Иванова и Игоря Сечина) не нашли у Ельцина понимания.

Конечно, до современных европейских стандартов тогда было далеко. Но страна двигалась именно в этом направлении. Вы спросите: "А что хорошего в противостоянии парламента и президента? Ведь конфликты мешают работать".

Я могу ответить совсем просто: "Мешают воровать, а работать помогают" (чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить две редакции закона "О газоснабжении РФ" – ельцинскую и путинскую).

Могу немного посложнее: "Если бы не это противостояние, мы бы вместо Примакова вполне могли получить в премьеры даже не Черномырдина-2 или Аксененко, а Березовского или Рыбкина (чем не Фрадков?)".

Могу еще более развернуто: "Даже не отдавая президентское кресло представителю оппозиции, Ельцин был вынужден вносить существенные коррективы в свою политику. Постоянное давление со стороны парламента и СМИ (тех самых, которые сегодня, захлебываясь, рапортуют о "надоях/удоях") определили сложную извилистую траекторию его курса. Пусть не напрямую, пусть в несколько искаженном виде, но воля населения транслировалась наверх и там учитывалась".

Хотя, конечно, не могу не признать, что это я сегодня "такой умный". В то время для меня страшнее Ельцина зверя не было. Нужно было окунуться в студеные помои путинского разлива, чтобы по достоинству оценить то, что мы тогда имели и что так бездарно потеряли.

Путинщина цинично эксплуатировала и эксплуатирует миф о "добром царе" – как самом надежном подателе всякого блага. Мол, страна у нас больно большая и сложная, не до "демократического баловства" – нужна крепкая рука, уверено скользящая по эрегированной вертикали. Туда-сюда, туда-сюда. И тогда страна непременно забудется в сладкой истоме. А в итоге получили ИЧП "Кремль" по пошиву карманов, которые нужно "держать шире".

Оппозиция сегодня – это совокупность всех тех, для кого очевидно, что путинщина – тупиковая ветвь эволюции. На ней нельзя вить гнездо, вешать качели или "тарзанку", совещаться с приблудным сурками, слушать присевшего на нее соловья. Ее нужно спилить, ободрать и спалить. А пепел выкинуть на помойку.

Те, для кого это не очевидно, автоматически зачисляются в кремлевский полк. Им будут выданы штаны на вате и батистовые портянки. Разговоры типа "Портянки возьму, а маршировать не стану" – в пользу бедных.

...Все сказанное выше преследовало одну цель - заткнуть рот надменному "срезателю". Теперь, когда мы это сделали, давайте безо всяких понуканий разберемся, а что у нас есть вместо пресловутой "программы".

Полагаю, что у нас есть две вещи:

  • мы знаем, чего мы хотим;
  • мы знаем, как этого добиться.

Лучшей иллюстрацией и того, и другого является Украина...

Честно говоря, я до последнего момента не верил в то, что "идеалы Майдана" – не пропагандистский штамп, а нечто осязаемое. Сегодняшний триумф "голубых" и уход президентской "Нашей Украины" в оппозицию свидетельствуют о том, что это, действительно так.

Чтобы в этом убедиться, давайте на место Ющенко поставим "человека, похожего на Путина". Ну, то, что с "Криворожсталью" украинский президент поступил не по-путински (отнял у олигархов, дорого продал, деньги перевел в госбюджет) – это еще полбеды. Была бы власть – "криворожстали" будут. Но ведь Ющенко палец о палец не ударил для того, чтобы власть сохранить: не организовал "как следует" выборы (проконсультировался бы что ли с российскими специалистами – как правильно считать, или у Януковича поучился!), не заблокировал конституционную реформу, обесценившую его кресло. Теперь с каким-то буддийским спокойствием он смотрит как "проффесор" карабкается на премьерское кресло. "Политический мазохизм, не иначе", - подумал бы "человек похожий на Путина" и нахмурился.

Между тем, все происходящее – подлинный триумф "идеалов Майдана". "Оранжевая" Украина, кричавшая "Геть!" Кучме и не пустившая в президентское кресло Януковича с его голосованием "по-эрэфовски", утверждала, что ее единственное требование – честные выборы и настоящая парламентская демократия европейского типа. "Врут!" – подумали в Москве. Прошло полтора года и выяснилось, что это – правда.

Вы скажете, что все "коту под хвост" – Янукович все равно де-факто становится главой государства. Стоило ли стулья ломать на Майдане?

Стоило! Дело в том, что Янукович становится главой другого государства. Государства, которое родилось на Майдане, а сегодня уже самостоятельно ходит и говорит первые слова. Более того, нынешнее "поражение оранжевых" – обязательное условие правильного гармоничного развития этого ребенка. Кто теперь кинет в них камень и скажет, что лидеры Майдана рвались к креслам, портфелям и кормушкам, когда они, не моргнув глазом, их отдают? Кто, кроме российского телевидения, осмелится сомневаться в том, что тест на демократию Украина прошла? В том, что она больше никогда не будет "страной, похожей на путинскую РФ"...

Вернемся к нашим баранам. Оппозиция в России – реальная, а не фиктивная (она же "системная") – тоже очень хорошо знает, чего хочет.

  • Хочет ликвидировать отчужденность власти от людей.
  • Хочет настоящих – а не фиктивных – выборов.
  • Хочет, чтобы на них в честной конкурентной борьбе выиграли (или проиграли) те или иные реальные партии, имеющие разные программы (вот и "программа" всплыла – ликуй "срезыватель"!), а не пустой медвежий треп.
  • Хочет, чтобы при назначении министров учитывалось мнение отраслевых объединений, независимых ассоциаций и других заинтересованных групп (интересно, одобрили бы министра-гебиста офицерские собрания, если бы кого-то интересовало их мнение?)
  • Чтобы бизнес был надежно отделен от власти, а власть (что еще важнее) – от бизнеса.
  • Чтобы законопроекты и другие инициативы, затрагивающие интересы людей проходили реальную общественную экспертизу (придворных клоунов из Общественной палаты РФ - не предлагать) и широко обсуждались.
  • Чтобы были разогнаны все не предусмотренные Конституцией структуры, де-факто исполняющие функции правительства и парламента.
  • Чтобы оппозиция получила четкий правовой статус и могла активно участвовать в политической жизни страны.
  • Чтобы деятельность правоохранительных органов и ГУИНа жестко контролировалась обществом.
  • Чтобы судебной власти вернули независимость.
  • Чтобы были распущены прокремлевские преступные группировки, калечащие психику своих членов и тела тех, кого чиновники Администрации президента РФ считают своими врагами.
  • Чтобы была найдена удобоваримая форма передачи контроля над основными СМИ их творческим коллективам, независимым общественным организациям или другим группам, не связанным с руководством страны общими бизнес-интересами...

    Эти "чтобы" можно продолжать до бесконечности (на одной только нефтегазовой теме можно "зависнуть" часа на полтора). Но мы этого делать не будем. Потому что "срезыватель" уже тянет руку, чтобы задать свой очередной "коронный вопрос": "Ну и как вы всего этого собираетесь добиваться?"

    Можно ответить просто: "Любыми средствами". Но, дабы не нарываться на очередную кривую ухмылку, я отвечу развернуто.

    У оппозиции есть все основания полагать, что нынешнее состояние страны – не следствие "ошибок", "просчетов" и прочего головотяпства. Превращение России в кормушку для "узкой группы физических лиц", а народа – в безмолвную и бесправную людскую массу – и есть реальное содержание политики, которую проводит действующее руководство страны.

    При этом все формы нормальной коммуникации с обществом и независимыми от Кремля политическими силами, властью разорваны, а малейшие попытки их несанкционированного восстановления жестко просекаются. В то же время, власть изготовила и пестует фальш-панель, состоящую из придворных шутов и мнимых "оппозиционеров", действующих в соответствии с кремлевскими инструкциями...

    Звучит, на мой вкус, несколько "демшизово", но других слов я не подобрал. Попробуйте подобрать другие слова – может быть, у вас получится. А я продолжу.

    ...В этих условиях рассчитывать на диалог с властью, как на инструмент выполнения вышеизложенных требований (а также вагона и маленькой тележки выше не изложенных) не приходится. То, чего быть не должно, лежит в основании системы власти и общественных отношений, отстроенных путинским режимом за последние годы. И если его ликвидация – единственный путь возвращения России в нормальное, соответствующее ее цивилизационному статусу состояние, значит, он должен быть ликвидирован.

    Оппозиция не сомневается в том, что продолжение нынешнего курса встретит адекватную реакцию со стороны общества. В частности, заведомо постановочные выборные "спектакли" могут обеспечить лишь формальную легитимность их "победителям" – народ эту "новую старую власть" не признает. Злоупотребление контролем над СМИ приведет к полной потере доверия к продукции кремлевского агитпропа. Эскалация полицейского террора будет способствовать росту симпатий общества к тем, против кого он направлен. И так далее.

    Итогом всего этого станут стихийные акции гражданского неповиновения (уже сейчас вспыхивающие по всей стране по разным поводам). В этих условиях оппозиция должна будет взять на себя организационные функции, консолидировать людей, снабдить их информацией, оказать правовую и техническую помощь.

    То, какие последствия для власти, лишившейся доверия общества, может иметь такой протест, демонстрирует пример Украины.

    Дальнейшую роль оппозиции в формировании новых органов власти определят выборы. На этом этапе ее составные части будут конкурировать между собой так, как это происходит на любых нормальных выборах, результат которых определяют не избиркомы, а избиратели.

    При этом победившие на выборах политические силы (кем бы они не оказались) возьмут на себя обязательства реализовать общеоппозиционные требования, которые очевидны и могут быть оформлены в виде документа хоть завтра (выше я попытался изложить только некоторые из них).

    Одним словом, никакой магии. Ну что, "срезал"?

    Владимир Голышев

    Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter