Конференция "Другая Россия" и украинский политический кризис фактически совпали во времени. И хотя речь идет о принципиально разных личностях и событиях, между ними можно уловить парадоксально-логическую связь. В "метаполитическом" пространстве Россия и Украина продолжают оставаться ближайшими соседями – неслучайно же российская реакция на "оранжевую революцию" была столь острой и неоднозначной...

Оппозиционная смычка российских либералов и нацболов удивила публику не меньше, чем "оранжево-голубая" коалиция в Верховной Раде. А внесение президентом Ющенко кандидатуры Виктора Януковича на возрастающий по значимости пост премьер-министра многих заставило говорить о "предательстве идеалов Майдана".

С другой стороны, этот "реванш" Януковича во многом был вызван самим названием его политической силы – Партии Регионов Украины. "Регионалисты", хоть и сосредотачивались преимущественно на защите этнокультурной самобытности и местного самоуправления восточных областей, в действительности поднимали темы, куда более актуальные для современной европейской политики, чем обобщенно "проевропейские" декларации украинской власти.

Так, принцип "соборной унитарной страны", о чем любит заявлять президент Ющенко, уже выглядит устаревшей идеей. Она была одной из основ цивилизации Модерна, но в сегодняшней постмодернистской Европе национальные правительства все более уступают реальную власть транснациональному проекту ЕС. Однако брюссельские комиссары там все же уравновешиваются набирающими размах регионалистскими движениями. И в итоге наднациональный и субнациональный уровни начинают взаимодействовать напрямую, делая более ненужным посредника между ними в лице национальных государств. Многие шотландцы, бретонцы, каталонцы и другие всерьез задаются вопросом: "А зачем нам Великобритания (Франция, Испания), если создается единая Европа?".

Эта глокализация (любопытный синтетический термин социолога Роланда Робертсона) осуществляется уже вне прежней "право-левой" идеологической дихотомии. Показательно, что парижские правые в своем "общефранцузском" национализме мало чем отличаются от левых, которые также взывают к центральным властям, требуя бороться с бретонскими регионалистами, в кельтской символике которых им мерещится нечто "фашистское"...

Итоговое заявление конференции "Другая Россия" выглядело, безусловно, резким, живительным контрастом на фоне унылого "постполитического" бормотания власти. Однако и в этой декларации прочитывается старая надежда на какие-то позитивные изменения в жизни страны при сохранении все того же унитарного, централистского формата...

С другой стороны, российские власти и официальные СМИ напрасно столь радуются успеху Януковича. Несмотря на всю его "пророссийскость" (в переводе на русский язык – готовность к плотному сотрудничеству с кремлевскими олигархами), сама логика его партии будет постоянно вести к повышению регионального самоуправления в противовес унитарным моделям.

А возможно, вскоре и в России появится своя собственная Партия Регионов. Которая, наконец, заявит, что российская политика далеко не сводится к разборкам внутри Садового кольца. И хватит уже покупать нынешнюю призрачную "стабильность" за счет колониального грабежа ресурсов Севера и Сибири. Этот российский "римейк" украинской партии символически и станет "Другой Россией". Многополярной Россией – в отличие от столичного объединения "белых" и "черных" против властной серости...

Регионы вовсе не заинтересованы в "отделении" друг от друга. Напротив, их сегодня разделяет между собой эта самая "вертикаль", которая замыкает все политические и экономические отношения, а также налоговые потоки на столицу. Этим порождается странный феномен "централистского сепаратизма", вызывающего у "остальных россиян" справедливую критику в адрес "зажравшейся Москвы". А воссоздание регионального самоуправления, возрождение уникальных местных культур, установление прямых связей между ними как раз и приблизит Россию к современной Европе...

Многие российские оппозиционеры обычно изображают русских (как и французские правые – французов) унитарным этносом и хотят превратить их в "полноценную нацию". В этом сказывается многовековое наследие имперской традиции "Третьего Рима" (во Франции – еще "Первого", преломленного через местный абсолютизм). Складыванию российского унитаризма в свое время изрядно помогли и татаро-монголы: он был сконструирован московскими князьями, получившими ордынский ярлык, и ордынскими методами, подавившими всех "иных русских" – Тверь, Рязань, Новгород, Псков и так далее. Но в итоге они подавили и свою, некогда самобытную московскую культуру, и всякую вообще русскую региональную идентичность, создав на ее месте "ничье", но самоценное государство, цинично прикрывающееся патриотически-охранительным мифом. И теперь это государство, с византийским лукавством обвиняя соседей в "проамериканизме", само хранит выкачанные из русских недр миллиарды "стабфонда" именно в американских банках...

Оппозиционеры, нещадно критикуя эту власть, увы, в большинстве своем продолжают мыслить ее же унитарными категориями. Они желают не воссоздать российское континентальное многообразие, но сохранить все тот же, "римско-имперский" контраст между распоряжающейся всем "столицей" и обезличенной "провинцией" (когда сами въедут в Кремль). Как один герой древнего сербского мифа, который в ходе битвы с драконом сам превратился в него...

Вадим Штепа

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter