Столичные комментаторы известных карельских событий склонны к "централизованным" обобщениям и потому привычно упускают из виду региональную специфику. А она в Карелии такова, что при нормальном развитии заложенных в 1990-е годы тенденций этих событий не могло бы случиться в принципе...

В 1998 году карельским правительством и руководством трех финских губерний было подписано соглашение о создании на их базе еврорегиона Карелия. Что такое "еврорегионы"? Это принятая с начала 90-х годов в ЕС модель прямого сотрудничества и сближения приграничных территорий. Их уже около 100, и они существуют повсюду как внутри Евросоюза (самый давний и успешный – германско-голландский), так и на его общих границах – с Украиной, Белоруссией, Молдавией... Еврорегион Карелия планировался как "пилотный проект" на самой протяженной границе ЕС и РФ.

Еврорегионы позволяют их участникам оперативно решать общие проблемы, создавать гибкие, совместные хозяйственные структуры, налаживать приграничную торговлю, туризм, расширять сотрудничество в культурной, социальной, экологической и других областях. В основе их функционирования лежат принципы местного самоуправления и трансграничной кооперации. Опыт "внутриевропейских" еврорегионов приводит даже к их определенной независимости от "своих" центральных правительств и некоторой парадоксальной "экстерриториальности". В Европе, конечно, с этим проще – валюта все равно общая, много одинакового и в европейском законодательстве. Разбросанные повсюду по континенту еврорегионы имеют возможность устанавливать прямые связи друг с другом (именно для этого разработаны специальные программы вроде INTERREG), минуя "своих" столичных чиновников.

По существу, проект еврорегионов является ярким отражением современной европейской постмодернистской философии. Она, как известно, особое внимание уделяет междисциплинарным и децентрализованным стратегиям. Но нынешняя РФ даже интеллектуально эволюционирует в обратном направлении...

С 2002 года, по мере укрепления "вертикали власти", проект Еврорегиона Карелия становился все более формальным... В том же году было расформировано ответственное за него с нашей стороны Министерство внешних связей Карелии. Ибо если регион действительно обладает правом устанавливать свои собственные внешние связи, никакая "вертикаль" ему не нужна...

Еврорегион Карелия (ныне, увы, "виртуальный") предусматривал существенное упрощение (в перспективе – вплоть до отмены) визового режима для местного населения. И, что самое главное – резкое повышение роли общественного самоуправления на своей территории, приближение его к уровню скандинавских стран. Коррупционная смычка неконтролируемой народом власти и этнокриминальных группировок в этих условиях была бы попросту невозможной...

Некоторые особо "патриотические" деятели упрекали проект Еврорегиона Карелия в том, что он-де грозит обернуться "сдачей Карелии финнам". В действительности же этот проект предусматривал как раз совместное развитие северных территорий под общеевропейской эгидой, а не по моделям прошлой эпохи, где государство соперничало с государством. Известные идеи финских радикалов о "возврате Карелии" и так далее) вмиг потеряли бы смысл, когда сам предмет прежнего территориального спора переведен из межгосударственного в межрегиональный (и одновременно – общеевропейский) контекст.

Хотите "обустроить" Карелию – пожалуйста, приезжайте, и давайте разрабатывать совместные проекты! Но российское руководство 2000 годов, со своим неукротимым желанием все централизованно контролировать, приостановило местные инициативы и вновь перевело диалог на межгосударственный уровень, чем только само добавило аргументов "финским реваншистам"...

Ныне в Кремле много и красиво говорят об "интеграции в Европу", но на деле эта централизованная "европеизация" лишь отбрасывает регионы в "Азию", если под этим словом символически понимать самоценную "великодержавность". Ибо в Европу нельзя "войти" – ею нужно стать. А современная Европа отличается как раз значительным возрастанием роли регионов и местного самоуправления. Там уже фактически нет "провинций" – в имперском понимании этого слова...

В нынешней же РФ все регионы вновь превращены в бесправные "провинции", и вновь сакрализуется архаичный для Европы статус "государственной границы". О любопытном контрасте этих представлений рассказал красноярский философ Андрей Буровский, проводивший в Эстонии свое социологическое исследование: "Я просил собеседников, и русских, и эстонцев, рассказать о своих ассоциациях со словом "граница". Эстонцы пожимали плечами: ну, белая полоса на шоссе... Ну, мальчик в форме, который ставит штамп в паспорте... А что еще? Русские же подробно описывали колючую проволоку, вышки, контрольно-следовую полосу, натасканных на человека овчарок и хмурые лица под касками".

Заметим, однако, что это вовсе не русская, но советская традиция, успешно преемствующая имперский, и даже еще ордынский агрессивный изоляционизм. А русский Новгород (кстати, Карелия была частью Новгородской республики) исповедовал как раз европейские принципы глобальной открытости, региональной самобытности и гражданского самоуправления. Прокатившиеся по Карелии после кондопожских событий народные сходы – это явный отголосок вечевой эпохи... Но сегодня он все более заглушается превращением всей России в "единый улус" – показателен один из сайтов современных "евразийцев". Возможно, известной партии следовало бы осуществить соответствующий "ребрендинг"...

Вадим Штепа

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter