8 октября должны состояться выборы в Законодательное собрание Карелии – а по опросу на сайте www.petrozavodsk.ru www.petrozavodsk.ru "Вы пойдете на выборы?" ответы "Меня это не интересует" и "Мой голос ничего не решит" в сумме побеждают законопослушное "Обязательно, это мой долг".

Действительно – то, что сейчас называют "политикой", большинству граждан просто неинтересно. Ибо выбирать просто не из кого. Двуликий Янус "партии власти" – это перефразированное название комедии "Серый и еще серее". (Хотя и оригинальное название этого фильма не хуже отражает суть.) Пенсионеры, конечно, по традиции проголосуют за коммунистов. А "Яблоко" с выборов просто сняли, прицепившись к каким-то формальностям (крючкотворное искусство нынешних "избиркомов" известно).

Впрочем, "яблочников" в этой ситуации как-то и не особо жаль. Их карельские активисты копируют поведение своего московского начальства вплоть до мелочей. Так, они самовлюбленно полагают себя "главными демократами", и вместо равноправного сотрудничества с другими оппозиционными силами лишь милостиво приглашают поддерживать их лидеров. В общем, та же "вертикаль", только сбоку.

Что же остается делать тем независимым людям, кому отвратительна нынешняя власть, но не больше восторгов вызывают и "оппозиционеры", мечтающие ее пополнить собой? Лет 10 назад в журнале "ИNАЧЕ" я размышлял о"постполитическом авангарде", который остается единственным адекватным выбором в условиях, когда политика превратилась в разновидность шоу-бизнеса. Но если тогда между властью и нами оставалась еще какая-то идеологическая разница, то теперь все идеологии стерты машиной "политтехно", которая по заказу крошит их в самые разнообразные, но равно бессмысленные калейдоскопы... Теперь разница между властью и нами – сугубо стилистическая. Мы даже можем говорить одними и теми же словами – но вкладываем в них принципиально иной смысл.

Постполитика – это в первую очередь стиль отношения к происходящему.
Постполитические деятели прекрасно понимают, что сегодня мы живем в мире образов, а не идеологий, и потому важнейшим эффектом любой акции является медиа-эффект. Только он еще способен расшевелить прикованного к телеящику обывателя. Так что нацболы с их театральными захватами властных учреждений делают все правильно. Самое главное, что бесит власть – они при этом избегают всяческого насилия. В противном случае, конечно, их бы давно объявили "международными террористами" и спустили на них до зубов вооруженных "героев России" вроде Рамзана Кадырова. Но даже и в нынешней ситуации система не выдерживает и бросает участников этих арт-акций в тюрьмы на какие-то совершенно неадекватные сроки. Чем только сама показывает свою архаичную дикость...

Недавно на сайте НаЗлобу.Ру Дмитрий Ольшанский раскритиковал нацболов за то, что они-де совсем не соответствуют по стилю своим историческим предшественникам – ленинским революционерам. А вместо их современных, постполитических акций надо как век назад стрелять, взрывать, жечь... Эта критика была бы уместна, если бы литератор Ольшанский сам брал уроки у литератора Савинкова. Пока же – это лишь салонный воинственный треп. Очень напоминает, как другой литератор, Дугин в начале первой чеченской войны громыхал в "Лимонке": "Надо брать оружие и отправляться на фронт!" – а сам вооружался портвейном и шел на очередную "радикальную" тусовку...

Из этой же серии – призыв Андрея Морозова "Вооружайтесь!" Надо сказать, что сам я вполне разделяю идеи движения "Гражданское оружие" – хватит уже доверять нашу защиту коррумпированным ментам, которые зачастую используют оружие именно как средство рэкета. Однако в нынешних условиях призывы "запасаться обрезами" – то ли кустарщина, то ли откровенная подстава. Ибо это замечательный повод для власти развязать, наконец, настоящий террор против всех оппозиционеров, которые, якобы, собираются ее "насильственно свергать". Пока же кремляне, хоть и блокировали в стране нормальную политическую жизнь, все-таки не могут окончательно запретить и общественные движения. Это привело бы к полной дискредитации их режима на Западе, что чревато опасностями для их зарубежных авуаров...

Если власть все же перейдет определенную грань, народное вооружение начнется спонтанно – этому учит история всех мировых революций. Революцию бессмысленно "запрещать" – она свершается неизбежно, когда народ лишают политического бытия – и тогда он толкает колесо истории дальше...

А сегодня все политические смыслы перевернуты напрочь. Так, власти чем дальше, тем громче вещают от лица "законности". Но взглянем же на Основной закон, имеющий "высшую юридическую силу и прямое действие". Так, согласно российской Конституции, "единственным источником власти является народ". Однако в нынешнем государстве власть считает своим источником саму себя, а народ превращен в практически бесправное "подвластное население". Есть и уточняющее положение: "Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти". Ныне же наблюдается совершенно обратная картина: эти чиновничьи "органы" (чья конституционная роль ограничена дополнением "а также") фактически узурпировали власть и взяли на себя миссию "санкционировать" или нет (чаще всего, конечно же, "нет") любую непосредственную народную инициативу. "Слуги народа", таким образом, оказались "господами" над ним...

И – пытаются направить народный протест в удобное и безопасное для себя русло. То – гонят "ура-патриотическую" волну ненависти к Европе, Украине, Грузии... То – наоборот, запугивают всех "русским фашизмом" (противоядием от которого изображается нынешний, типично фашистский корпоративизм Газпрома и пр.). Допустимой "оппозиции" при этом режиме позволено выдвигать лишь материальные требования (вернуть льготы, снизить тарифы и т.д.), то есть – не ставить вопрос о власти в принципе, но выпрашивать у нее подачки.

Новое, реально оппозиционное движение выходит за рамки этих стереотипов, и потому с точки зрения прежней политики выглядит "иррационально". Оно действует по собственной логике, создает собственные образы, и тем самым освобождается (и освобождает заинтересованную им публику) от диктата навязчивых, но фальсифицированных политических смыслов нынешней власти. Здесь уместно вспомнить поэтов Серебряного века, чей творческий огонь куда более вдохновил революцию, чем идеологические жалобы на "тяжелое положение трудящихся". Сегодня, в постполитическом мире, дело этих поэтов продолжают организаторы новосибирских "монстраций" :

фантазия приветствуется!
политические лозунги и лозунги, имеющие смысл – не приветствуются.
чем меньше надуманного смысла – тем монстративней!
одевайтесь ярко и необычно
приносите с собой музыкальные инструменты:
трубы, бубны, барабаны, свистки, консервные банки на веревочках все, что сочтете интересным и оригинальным!

Девиз этого движения лаконичен и изложен на специальном сайте, где присутствует только надпись: "Мы верим, что сознательный идиотизм победит идиотизм бессознательный!" Которым страдают обыватели, все еще верящие нынешней власти...

Интересно совместить этот сибирский опыт с карельским – неформальным движением кондопожан и петрозаводским Клубом Радикальных Оптимистов. Принципы этого синтеза в общих чертах будут выглядеть так:

1. Заведомо "абсурдные" лозунги – транспаранты, на которых написано "Транспарант", "Таня, не плачь!", "Купи арбуз!", "Реальность – удел богов!", "Где я?", "А-а-а-а-ах!", "Жизнь – повидло!", "404 Not found" и т.д. Это – наиболее яркая пародия на действительный абсурд лозунгов нынешней власти.

Так, на карельском офисе известной партии вывешен огромный плакат "Сильная Россия – Единая Россия. В.В. Путин". Очевидно, что смысла в нем не больше, чем в лозунгах советской эпохи "Миру – мир!" и "Больше демократии – больше социализма". Однажды, впрочем, заседатели этого офиса, придя туда утром, обнаружили аккуратно выполненный местными художниками "римейк" названия своей партии, гораздо точнее показывающий ее действительный смысл. На этом самом их партийном плакате, под медведем, крупно значилось: "Едим Россию". Плакат, конечно, вскоре заменили, но всем стало ясно, что эпоха уже другая, что в "совок" ее уже не вернуть...

2. Вместо "партийных" митингов с гневным обличением "антинародного режима" новые движения устраивают флешмобы, уличные шоу и прочие арт-акции, которые привлекают гораздо больше публики. Творческая молодежь, которая их организует, действует именно постполитическим методом – на грани "игры" и "серьезности", где их невозможно четко разделить.

Характерным примером такого шоу стала акция петрозаводских панков из движения "Антифашистская инициатива" (не имеющего ничего общего с "антифашиствующими" нашистами) во время открытия в столице Карелии памятника Юрию Андропову. Пока представители власти произносили громкие речи о "выдающемся партийном (!) и государственном деятеле", ребята с торжественным видом принялись возлагать к этому памятнику венки с надписями: "От благодарных венгров", "От благодарных афганцев", "От благодарных жертв КГБ"...

3. Постполитика возникает на основе сетевых отношений – от структуры участвующих групп до информационных связей между ними. Как было сказано в одном из анархо-манифестов 1990-х (который начинает исполняться лишь сегодня), "Только полные идиоты могут считать, что объединение в единую партию или единую субкультуру способствует победе. Наоборот, образование малых групп, действующих на малых пространствах, просто не просматривается с "головной башни"... Если система действует на молекулярном уровне, то мы – на атомном. Дао и состоит в том, что город лучше брать малыми отрядами, а не общим штурмом с одного направления".

4. Как показал недавний карельский опыт, власть более всего опасается не каких-то разовых экстремальных акций (против их участников немедленно применяется ОМОН), но – именно мирных общенародных сходов. Это прямая демократия, которая фактически дезавуирует присвоивших власть чиновников...

5. Очень мощным постполитическим оружием являются спонтанные гражданские акции. Так, в сегодняшнюю, уже слегка остывшую Кондопогу, усилиями "миролюбивых" властей начинают постепенно возвращаться похозяйничавшие здесь "гости с Юга". Но никакого насильственного противодействия они не встречают. Им просто объявлен молчаливый бойкот – местные жители ничего у них не покупают, не сдают жилье, не разговаривают на улицах... И это сопротивление оказывается куда более эффективным, чем напугавшие все СМИ "погромы" пустующих ларьков...

Постполитика – это не самоцель, но всего лишь набор самых актуальных методов гражданского самоуправления. Есть надежда, что она перейдет в "протополитику" новой эпохи – когда вымрут имперские бюрократические динозавры, и победит креатократия – власть творцов собственного будущего...

Вадим Штепа

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter