Вопреки прогнозам, скрытый конфликт между сторонниками различных трактовок принципов свободы и независимости прессы набирает обороты на российском телевидении. Собственно, он уже перерос телевизионные рамки.

Одним из проявлений этого внутреннего конфликта стало, по мнению экспертов, объявление нового всероссийского телевизионного профессионального конкурса "под крылом" НТВ. В кулуарах говорят, что руководство компании пошло на этот шаг, чтобы поскорее избавиться от надоевшей ТЭФИ. В новейшей российской истории такое происходит уже не в первый раз. Так, несколько лет назад кинематографическое руководство стала явно раздражать независимая и дерзкая на язык "Ника". В итоге была срочно образована новая киноакадемия, а простецкую "Нику" заменили державным "Золотым орлом".

Нечто подобное происходит и на телевидении. Похоже, у руководства просто лопнуло терпение. Возможно, было решено любой ценой убрать из жюри (и, соответственно, "из кадра") Виктора Шендеровича, Светлану Сорокину, Евгения Киселева, Елену Масюк и им подобных. Для этого была даже придумана иезуитская формулировка. В состав жюри нового конкурса телерепортеров войдут только "профессионалы, чей труд востребован". То есть, журналисты, реально работающие в эфире.

Это явное лукавство возмутило известную журналистку Елену Масюк. Она обратилась к телевизионному сообществу с открытым письмом, которое было опубликовано на страницах "Новой газеты". Масюк с язвительной иронией задала совершенно справедливые вопросы. Она спросила, что, по мнению организаторов конкурса, является критерием "востребованности" профессионала и кто определяет "востребованность" того или иного автора. Ведь не секрет, что отсутствие на экранах Сорокиной, Шендеровича, Норкина и той же Масюк является следствием применения позорной практики "запретов на профессию". Наши кумиры оказались "за кадром" помимо своей воли и вопреки желаниям миллионов телезрителей.

Журналисты официальных федеральных каналов восприняли это обращение, как вызов. Они немедленно отреагировали на него. Из реакции стало понятно, что отныне власть не будет давать спуску "отщепенцам". Послушные средства массовой информации в этом вопросе, скорее всего, полностью поддержат Кремль.

Очередной выпуск программы "К барьеру!" (НТВ) был посвящен нашумевшей истории с отравлением Александра Литвиненко. Однако Владимир Соловьев, кстати, впервые затронувший в своих программах эту тему, использовал ее лишь в качестве повода. Главным для него стала "ретрансляция" официальной позиции, которую он, наверное, искренне считал позицией государства.

Ведущий на этот раз превзошел самого себя. Впрочем, не только себя. По уровню хамства Соловьев оставил далеко позади Михаила Леонтьева, а по степени угрюмости – Максима Шевченко. Это не только мое мнение. Ведущая программы "Человек из телевизора" ("Эхо Москвы"), тонкий театральный критик Ксения Ларина назвала Соловьева "трамвайным хамом". Было за что. Владимир Соловьев откровенно издевался над приглашенной в студию Валерией Новодворской. Он утверждал, что страшный конец Литвиненко был закономерен, и предлагал составлять списки "врагов государства", видимо, для их последующего уничтожения. Но и этого Соловьеву показало мало. В конце передачи в ответ на невинную реплику Новодворской он "договорился" до патетического заявления, будто "государство не может быть умным, добрым и свободным". Государство, по его мнению, "должно быть только сильным". А "ум и свобода заканчиваются расстрелом страны".

Давно не звучало даже в эфире государственных каналов столь откровенной пропаганды примитивного тоталитаризма. Владимир Соловьев, видимо, забыл ироничную поговорку про то, что при наличии силы ум не требуется. Иначе догадался бы, что шансов быть "расстрелянным" как раз неизмеримо больше у глупого и злого государства. О свободе мы уже не говорим. В итоге высказывание Соловьева невольно само приобрело антигосударственный характер.

Кстати, на неделе Владимир Соловьев наглядно продемонстрировал степень своей "бескорыстности". Та же Ксения Ларина рассказала о грандиозном скандале, учиненном "телегуру" по поводу отсутствия своей фамилии в списках награжденных в связи с 75-летием Российского телевидения. Владимир Соловьев пообещал найти и "вывести на чистую воду" тех, кто лишил его "засуженной награды".

Многие программы недели были буквально пронизаны агрессивным духом псевдодержавничества. В ток-шоу "Судите сами" (Первый канал) с этих позиций устроили позорное судилище над польской интеллигенцией. Причем на роль мальчика для битья"не постеснялись пригласить в студию всемирно известного режиссера Кшиштофа Занусси. В программе "Народ хочет знать" (ТВ Центр) серьезный анализ ситуации, сложившейся в Содружестве, был подменен опять-таки агрессивным навязыванием официальной (а, стало быть, правильной) точки зрения.

Одновременно власть пыталась заигрывать с левым флангом оппозиции. В программе "Что делать?" (канал "Культура") Виталий Третьяков рассуждал о судьбах марксизма в современной России. Ведущий передачи "Национальный интерес" (канал "Россия) Дмитрий Киселев даже пригласил в студию лидеров левого движения. Правда, самым "левым и правильным" среди них почему-то оказался один из лидеров прокремлевской "Справедливой России" Александр Бабаков. Нужные акценты и тут были расставлены точно.

К сожалению, эта картина типична для российского эфира. Но, возможно, скоро ситуация изменится. Как сообщил в программе "Успех" ("Эхо Москвы") Андрей Норкин, компания Владимира Гусинского RTVI постепенно расширяет "открытое" вещание в российских регионах. Опальных журналистов уже можно увидеть в Ульяновске, Мурманске, Ростове, Перми, Уфе, Самаре, Волгодонске. По сведениям Андрея, к февралю может быть решен вопрос о начале вещания в Москве.

Стало быть, есть шанс, что мы увидим телеканал, пусть пока не совсем другой, но, хотя бы в чем-то отличающийся от официальных.

Юрий Гладыш

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter