Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин обратился к президенту и парламенту с открытым письмом. Как отмечает "Коммерсант", открытое письмо стало ответом Зорькина на решение Госдумы изъять из закона "О Конституционном суде" положений, позволяющих ему и после переезда в Санкт-Петербург проводить заседания в Москве.

В распространенном через СМИ послании глава КС подверг поправки жесткой критике, расценив действия Госдумы как "подрывающие независимость и престиж" Конституционного суда. Он выразил надежду, что Совет федерации, который должен рассмотреть этот закон на одном из ближайших заседаний (они назначены на 22 и 27 декабря), при принятии окончательного решения непременно учтет мнение судей.

Издание называет "беспрецедентным шагом" публичную критику ведомой "Единой Россией" Госдумы "имеющего в последние годы репутацию крайне осторожного политика" Зорькина. Из этого журналисты сделали вывод, что поправки стали результатом противоборства различных группировок в самом Кремле. Ведь внесение поправок, лишающих судей права работать в Москве, произошло по инициативе главы президентской администрации Сергея Собянина, а переговоры с Зорькиным о судьбе КС, по данным издания, вел курирующий Госдуму замглавы президентской администрации Владислав Сурков.

Издание подчеркивает, что публично высказывать свое мнение по вопросам, которые "могут стать предметом рассмотрения в КС" (а на возможность оспаривания в КС решения о переезде не раз указывали анонимные источники в суде), судьям категорически запрещает тот же закон "О Конституционном суде".

Советник Конституционного Суда Анна Малышева уверена, что письмо Валерия Зорькина выражает мнение всех судей Конституционного суда. "Это письмо было подписано всеми судьями", - сказала она в интервью Каспаров.Ru. По словам Малышевой, письмо Зорькина не было открытым и не носило политический характер. Она также добавила, что в данном письме не содержалось никаких материалов, которые бы могли стать "предметом рассмотрения в КС". Малышева отметила, что причиной возмущения судей стало то, что поправки в закон "О Конституционном суде" принимались без их участия. "Судьи считают, что независимость судебной власти заключается не в том, что с судом можно поступать так, как заблагорассудится", - заявила она.

Впрочем, некоторые свои аргументы Валерий Зорькин, похоже, все-таки приберег на будущее, пишет "Коммерсант". Но за него их разъяснил источник Интерфакса в КС, пожелавший остаться неназванным. Во-первых, он прямо заявил, что принятие Госдумой закона о переезде суда в Санкт-Петербург в его нынешнем виде "не оставляет Конституционному суду иного выбора, кроме как проверить по заявлениям граждан конституционность данного законодательного акта". А во-вторых, источник напомнил, что в законе, даже после его правки, принятой накануне, остался пункт о том, что дата переезда суда в Петербург "устанавливается президентом РФ по согласованию с КС". В связи с этим он выразил мнение, что "процедура такого согласования будет крайне затруднена в связи с принятием закона в таком виде".

Валерий Зорькин уже не раз выступал с заявлениями, вызывавшимии неоднозначную общественную реакцию. Так, 20 марта 1993 года он в телевизионном эфире резко осудил указ президента Бориса Ельцина "Об особом режиме управления до преодоления кризиса власти". Летом 1993 года ряд членов конституционного суда, включая заместителя председателя Николая Витрука, осудили поведение Зорькина, посчитав его заявления по политическим вопросам не соответствующими статусу судьи.

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter