22 февраля в Челябинске состоялась пресс-конференция матери погибшего курсанта Челябинского высшего военного училища штурманов Никиты Самитова. По официальной версии следствия Никита покончил жизнь самоубийством, повесившись на ремне в туалете ЧВВАКУШа.

В опубликованном 13 февраля на Интернет-портале "74.ru" открытом письме мама Никиты Валентина Саммитова рассказала: "Как было сообщено командованием, 30 января 2007 года мой сын Никита Александрович Самитов, курсант I курса Челябинского высшего военного авиационного училища штурманов, находился в наряде по столовой. В течение дня добросовестно выполнял обязанности по службе. После 16 часов закрылся в туалетной комнате столовой, где совершил суицидный поступок через повешение. В течение часа после получения данного известия я связалась с командиром роты № 6, в которой обучался мой сын. А.А. Тюменцев уверил меня, что последние два месяца сына никто не трогал пальцем, и на его теле нет ни одной царапины, в чем я смогу сама лично убедиться, когда он доставит тело домой. Однако за два часа до трагедии я разговаривала с сыном по телефону. И он мне в очередной раз (второй случай, когда после 21 января говорил мне подобное) пожаловался, что ему там плохо, не называя причины "плохого", уточнив лишь: правды мне никогда не скажет, и я о ней не узнаю. При этом сильно хлюпал носом в телефон, объясняя, что простыл. В связи с этим мы с мужем решили осмотреть тело сына по прибытию его в Иркутск. Для этого официально обратились с заявлением к прокурору Иркутского гарнизона".

Первыми словами Валентины Самитовой на пресс-конференции были: "То, что он это сделал самостоятельно, я не верю. Там были созданы условия, в которых он находиться не мог. Легче пережить физическую боль, чем моральную. Он был подавлен...". Никита с детства мечтал стать военным, но, попав в казарму ЧВВАКУШа, он столкнулся с проблемами, которые стоили ему жизни. Сначала его заподозрили в том, что он украл мобильный телефон у своего сокурсника, позже его задержал патруль, когда старшие по возрасту курсанты отправили его за водкой. Ему пришлось сознаться, кто именно это сделал. Эти два случая сделали его изгоем. Его пытались посадить за отдельный обеденный стол, поставить отдельную кровать. Оказаться в такой ситуации в казарме – страшно. Тем более что Никита был самым младшим, ему должно было исполниться 17 лет. В телефонном разговоре с мамой он сказал: "Был бы я постарше, все бы было по-другому".

Валентина Самитова прибыла в Челябинск, чтобы провести собственное расследование гибели сына. По факту смерти Никиты были проведены две судебно-медицинских экспертизы, одна в Челябинске, другая на его родине – в Иркутске. Результаты экспертиз оказались противоречивыми. Оказалось, что челябинские эксперты не нашли на теле погибшего следов насилия, в Иркутске же специалисты зафиксировали множественные гематомы и ожоги, похожие на следы от сигарет. Мать курсанта заявила, что настаивает на повторной судмедэкспертизе, которая, скорее всего, будет проведена в Москве.

Как отметила Валентина Самитова, ее цель состоит в том, чтобы выяснить прямую причину смерти своего сына, а также установить виновных. На вопрос журналистов о возможности неуставных отношений в училище, женщина заявила, что факт неуставных отношений нашел подтверждение во время ее встречи с командиром роты, в которой учился Никита. В открытом письме мама Никиты написала: "Я отправила сына к вам учиться, а не в армии служить. А если это все взаимосвязано, как отмечает командир училища Хоронько, курсант Самитов в 16 лет присягнул Отечеству, которое об него, я не побоюсь этих слов, сегодня потушило сигареты, избило и создало такие условия, в которых ребенок дальше находиться не смог. Если он решил сам, в чем я глубоко сомневаюсь, свести счеты с жизнью, то это только лишь потому, что не пожелал дальше быть униженным, оскорбленным, физически и психологически подавленным".

У матери погибшего курсанта остается много вопросов к следствию. Ей непонятно, например, почему одежда Никиты была уничтожена и почему сразу после обнаружения его тела все вещи, находившиеся в его карманах, были выложены. Ведь там могли быть улики или его предсмертная записка.

Валентина Самитова отметила, что в общении с ней сокурсники Никиты практически не шли на контакт: "По глазам, по внешнему виду было видно, что ребята чего-то бояться, что-то не договаривают". После встречи с представителями родительского комитета мама погибшего курсанта сказала, что от него нет никакого толка, а в казармах они появляются только на родительские собрания – для галочки.

Валентина Самитова пояснила, что будет продолжать расследование, чтобы больше не допустить подобных случаев и выразила надежду на то, что виновные в смерти Никиты будут обязательно наказаны.

Кирилл Штифонов

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter