В кругах внесистемной оппозиции до сих пор ведутся активные дискуссии вокруг парламентских выборов 2007 года. Одна часть оппозиционеров считает, что участие в выборах необходимо в любом случае, хотя бы даже чисто в агитационных целях, другая – призывает бойкотировать заведомый фарс. Впрочем, существует и третья позиция: потребовать от Центризбиркома допустить к выборам коалицию "Другая Россия", а в случае отказа пойти на обострение ситуации.

Выборы в региональные парламенты, прошедшие 11 марта, несомненно, дают новые аргументы сторонникам бойкота и прямого столкновения с властью. Как и следовало ожидать, итоги голосования не преподнесли сюрпризов. Так называемый номенклатурный раскол – пресловутый конфликт между "единороссами" и "Справедливой Россией" относится к области дворцовых интриг и, разумеется, ничего общего с демократической избирательной системой не имеет. Делать ставки на противоречия внутри бюрократической элиты бессмысленно. В случае серьезной угрозы номенклатурной системе и "Единая" и "Справедливая" окажутся по одну сторону баррикад. Представители КПРФ выступили в уже привычной для себя роли "твердых троечников" – людей, про которых известно, что они не могут проявить себя выше или ниже определенного уровня.

С другой стороны, вхождение в региональные парламенты вовсе не означает аналогичного успеха на выборах в Госдуму. Создание "Справедливой России" свидетельствует, что Кремль стремиться окончательно вытеснить коммунистов в маргинальное пространство. Итоги парламентских выборов 2007 года могут превратить КПРФ в политического карлика. Вероятность такой перспективы объясняется не сужением коммунистического электората, а эффективностью пролиттехнологий, направленных на раскол лево-патриотического лагеря. Если КПРФ продолжит играть по правилам, навязанным Кремлем, делать ставку на соглашательскую тактику, судьба этой партии незавидна.

Чем-то вроде "испытательного срока" можно назвать положение, в котором оказался после выборов СПС. Если "правые силы" и впредь будут послушно играть роль умеренной либеральной оппозиции и не входить в альянс с радикалами, возможно, у них есть шанс попасть в Думу. "Успех" СПС выглядел довольно нравоучительно на фоне поражения "Яблока". Показательная экзекуция яблочников была проведена именно для того, чтобы продемонстрировать "всесилие" режима, способность Кремля обеспечивать любой необходимый результат выборов.

Не совсем определенной, с точки зрения кремлевских проектов, остается судьба ЛДПР. Если "Единая Россия" собирается и дальше продолжать раскручивать тему "русского проекта", дальнейшие услуги Жириновского могут и не понадобиться. Однако достаточно успешное выступление ЛДПР на региональных выборах говорит о том, что власть пока не готова расстаться с "главным империалистом".

В целом, можно констатировать, что "генеральная репетиция" осенней избирательной кампании 2007 года удалась. Очевидно, что оппозиция сегодня не может рассчитывать на ощутимый успех в результате парламентских выборов. Не важно, пройдут ли либералы и коммунисты в парламент, или окажутся за его пределами. Определять развитие политической ситуации будут не итоги голосования для оппозиции, а фактор победы партии власти. Самым негативным последствием участия оппозиции в выборах 2007 года станет резкое и, скорее всего, необратимое снижение потенциала любого оппозиционного кандидата на президентских выборах 2008 года. Представитель проигравшей на парламентских выборах партии в любой стране имеет минимальные шансы стать президентом.

В условиях же современной России кандидат от проигравших превратится в жертву информационного террора и издевательств самого низкого пошиба. Конечно, борьба против оппозиции будет вестись крайне жестко при любом раскладе сил, однако ситуация окажется намного лучше, если кандидатура, выставленная против Кремля, не будет ассоциироваться с неудачами. Достаточно вспомнить, каким фарсом обернулись президентские выборы 2004 года, чтобы не повторять прошлых ошибок. Между тем, если бы в том позорном спектакле не принимали участие кандидаты от оппозиции, впечатление от происходящего было бы совершенно иным. Вместо бессмысленных дебатов, страна смогла бы увидеть истинную антинародную суть политической системы, созданной путинским режимом. И вполне возможно, что тогда второй президентский срок Путина протекал бы совсем по-другому.

До решающих событий остался год. Уже сейчас необходимо понимать некоторые фундаментальные вещи.

  • Участие в парламентских выборах 2007 года, если в стране не произойдет ничего чрезвычайного, неизбежно закончится поражением оппозиции. При этом нужно отдавать себе отчет, что победа кремлевских ставленников обусловлена не популярностью власти у населения, а правилами игры, установленными правящей группой. Согласившись играть по этим правилам, оппозиция придет к гораздо более серьезному поражению – разгрому на президентских выборах.

  • Чтобы избежать поражения, объединенная оппозиция должна пойти на обострение ситуации. Поскольку отказ включить "Другую Россию" в бюллетени для голосования практически гарантирован, необходимо тщательно продумать тактику бойкота выборов. Цель бойкота: делегитимизация избирательной системы, созданной путинским режимом. Неучастие в выборах, естественно, должно сопровождаться проведением как можно более массовых протестных акций.

  • Коалиции партий, насильственно вытесненных из избирательного процесса, необходимо как можно скорее выдвинуть единого кандидата на пост президента. Если выбору кандидата будут мешать идеологические разногласия, вопрос может быть решен с учетом соотношения политических сил в коалиции. Выдвижение лидера, получившего поддержку объединенной оппозиции и не потерпевшего до сих пор ни одного значительного политического поражения – единственный шанс не дать Кремлю превратить выборы в фарс и сорвать унизительную для России операцию "преемник".

    Алексей Лапшин

    Вы можете оставить свои комментарии здесь

    Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter