"Мы голосовали за президента, мы голосуем за "Единую Россию!", - радостно сообщают мне мастера культуры, смотрящие на меня с плаката, вывешенного на автобусной остановке. Выборы уже прошли – а Михаил Боярский, Александр Розенбаум, Людмила Сенчина, Михаил Пореченков, Сергей Селин и другие продолжают уверять граждан, что нет ничего лучше, чем "партия президента".

Что характерно – имя президента тактично не называется. И понятно, почему: настанет 2008 год, президент сменится – а плакаты можно не менять. Кто будет президентом – за того и призовут проголосовать указанные граждане, привычно поддерживающие власть. И, надо думать, не бесплатно – в чем-чем, а в излишнем бескорыстии их никак нельзя обвинить.

Но бог с ними, с мастерами культуры, следующими известному принципу, когда-то сформулированному в "Гадких лебедях" братьев Стругацких "Продаваться надо легко и дорого". Не в первый раз продаются и не в последний. Помнится, Боярский в 2004 году заявлял, что для него "великая честь – участвовать в выдвижении Путина в президенты". Ничего, кроме отвращения, это не вызывало... Куда существеннее то, что итоги выборов оказались вовсе не такими, как предполагали "медведи" и как они обещали губернатору Валентине Матвиенко.

Бесстрастные цифры таковы: 37.37 процента голосов получила "Единая Россия", 21.9 процента – "Справедливая Россия", 16.02 процента – КПРФ, 10.89 процента – ЛДПР. "Патриоты России" и СПС в парламент не попали, получив соответственно 5.6 процента и 5.17 процента голосов. В итоге пятьдесят депутатских мандатов поделились так: 23 – "медведям", 13 – "эсерам", 9 – коммунистам, 5 – жириновцам. При этом из 48 действующих депутатов (два мандата оставались вакантными) своих мест лишились восемнадцать. Это трое "яблочников" (Михаил Амосов, Наталия Евдокимова, Сергей Гуляев), которых просто не допустили на выборы, трое "патриотов", которые были включены в не переваливший через 7 процентов список, восемь "медведей", которые в своем списке не попали на проходные места, и по одному депутату от "Справедливой России" и ЛДПР, которых постигла такая же участь. Еще двое депутатов вообще не баллотировались: один из них тяжело болеет, а другой не попал ни в один из партийных списков.

Вообще говоря, даже и 37 процентов "медведей" – это несколько больше того, на что они могли рассчитывать, судя по той большой любви, которую к ним питают в Петербурге. Опросы, сделанные еще за неделю до выборов, давали им около 30 процентов. Но, по-видимому, свою роль сыграл массированный подкуп избирателей, который проводился в течение последних двух месяцев: от имени "медведей" раздавались продукты и постельное белье, именно их "благодеяниями" объяснялись ремонты подъездов и выдача материальной помощи. А многие из тех, кто мог бы "вынести" депутатов-медведей из городского парламента, остались дома и проголосовали ногами.

Наконец, судя по "странным" изменениям некоторых результатов голосования в течение ночи, причем – только в пользу "Единой России", не исключены и прямые фальсификации. Достаточно сказать, что в одном из округов, где "медведей" представлял олимпийский чемпион по фигурному катанию Антон Сихарулидзе, еще в час ночи 12 марта (через пять часов после окончания голосования) он находился в своем списке на непроходном месте, при этом средняя явка избирателей составляла около 32 процентов. Но уже утром явка странным образом возросла до 45, и, соответственно, показатели фигуриста резко возросли – в результате он попал на вполне проходное место. Зато опустился на непроходное в своем списке Сергей Андреев из "СР" – депутат, который, пожалуй, единственный из "эсеров" позволял себе критиковать Валентину Матвиенко.

В целом же по городу "Справедливая Россия" получила то, что ей и прогнозировали. Вели бы кампанию более агрессивно и не боялись бы хоть в чем-то критиковать губернатора – имели бы шанс набрать существенно больше. Но и 13 мандатов вместо нынешних восьми – явный успех для партии, которая на старте кампании имела 6-8 процентов поддержки.

ЛДПР, как всегда, получила свои проценты. Но этот феномен еще никому не удавалось объяснить: как может виртуальная партия (кто знает ее членов в Петербурге – за исключением двух-трех функционеров?), вся агитация которой сводилась к выступлениям и плакатам Жириновского, набирать реальные проценты?

Наконец, КПРФ получила 16 процентов, и это главная неожиданность выборов. Правда, она прогнозировалась рядом экспертов: среди этих 16 процентов немало "протестных" голосов тех, кому после устранения "Яблока" стало не за кого голосовать. Вот они и выбрали "меньшее зло", хотя питерские коммунисты никакого отношения к оппозиции не имеют и так же поддерживают губернатора, как "эсеры" и ЛДПР (не говоря о "медведях"). Последний пример – демонстративная организация своего митинга в тот же день и час, что и "Марш несогласных", случившаяся аккурат после предвыборной встречи Геннадия Зюганова с Матвиенко. Впрочем, не помогло – на коммунистический митинг пришло так мало народу, что его практически "не заметили" во всех городских СМИ.

В общем, хотя получившийся городской парламент будет формально четырехпартийным, на самом деле он может считаться однопартийным: он ни в чем не будет перечить губернатору. Собственно, именно этого и добивались в Смольном. А как именно распределятся посты в Законодательном собрании – дело второстепенное.

Коалиции, которые будут их делить, прогнозируются разные. Сперва наиболее вероятным вариантом считалось блокирование "ЕР" с ЛДПР, что дает им вместе 28 мандатов – большинство от общего числа. Но, поскольку нужно обеспечивать кворум (34 депутата), то придется договариваться с остальными двумя фракциями. В свою очередь, "СР" изначально предполагала блокироваться с коммунистами – но, чтобы вновь провести Сергея Миронова в сенаторы от Петербурга, им заведомо не хватало голосов. К тому же, спикер Госдумы Борис Грызлов делал устрашающие заявления, что Миронов, мол, ни за что не будет сенатором от Петербурга, и пусть он избирается в Ставрополье, где "эсеры" выступили лучше, чем "медведи".

Тем не менее, не прошло и двух дней, как якобы непримиримо враждующие стороны договорились. Бартер был простейшим: Миронов – сенатор, лидер "медведей" Вадим Тюльпанов – снова спикер (он и в прошлом созыве занимал такой же пост). Стало понятно, что может возникнуть "большая коалиция", которая и разделит все посты, ведь "медведи" вместе с "эсерами" имеют 36 мандатов или квалифицированное большинство, и теоретически могут более ни с кем не считаться...

Впрочем, как уже сказано, на ту роль, которую будет играть новое Законодательное собрание в жизни Петербурга, это никак не влияет. На пять лет город выбрал убогую и сервильную законодательную власть. Теперь она вместе с исполнительной и вправду "сможет все" (любимый слоган на двоенных предвыборных портретах Матвиенко и Тюльпанова): любой произвол власти, любое нарушение прав граждан будет объявлено законным. Недаром питерская оппозиция – "Яблоко", ОГФ, НБП и другие гражданские организации – уже заявили, что не признают эти выборы и не признают это Собрание.

Соответствующую резолюцию готовят к митингу, который должен пройти 18 марта, как один из этапов подготовки к новому "Маршу несогласных", который запланирован на 15 апреля. Согласные с губернатором будут сидеть в Мариинском дворце, а несогласные выйдут на питерские улицы и площади. "Мы вернемся!", – уверены демократы, которых сегодня "выдавили" из городского парламента. Однажды это все уже было – осенью 1993 года, когда преступившая закон исполнительная власть растоптала законодательную, чтобы ничто не ограничивало ее произвол. Но уже через год-два выяснилось, что самодержавие не удалось. Сегодня все, возможно, идет по новому кругу...

Борис Вишневский, обозреватель "Новой газеты"

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter