Высший арбитражный суд подготовил законопроект о реорганизации арбитражного суда Москвы, пишет "Коммерсант". Его предполагается упразднить и создать три новых суда, разделенных по территориальному принципу: каждый будет обслуживать определенную территорию, состоящую из нескольких административных округов Москвы.

"О необходимости разделения арбитражного суда Москвы говорили давно, сейчас проект окончательно доработан и выносится на обсуждение президиума ВАС. Обсуждение состоится на одном из ближайших заседаний",– сообщила руководитель пресс-службы Высшего арбитражного суда Анна Ковалева. Планы по реорганизации суда совпали с целым рядом событий, высветивших серьезные противоречия между ВАС и арбитражным судом Москвы.

В декабре 2006 года московская налоговая инспекция №5 подала в столичный арбитраж иск к "ПрайсвотерхаусКуперс Аудит". Налоговики потребовали на основании ст. 169 Гражданского кодекса "Недействительность сделки, совершенной с целью, противной основам правопорядка и нравственности" признать, что аудитор содействовал "ЮКОСу" в уклонении от уплаты налогов. После этого председатель ВАС Антон Иванов заявил, что 169-ю статью можно применять только в исключительных случаях: "У участников рынка должна оставаться уверенность в том, что есть основы, разрушать которые нельзя. Если начать огульно применять статью 169 ГК, то вера в стабильность договоров будет подорвана".

Глава ВАС дал прямой ориентир судам. Однако, 20 марта арбитражный суд Москвы удовлетворил иск налоговиков к ЗАО "ПрайсвотерхаусКуперс Аудит", признав договоры на проведение аудита "ЮКОСа" недействительными и взыскав в бюджет 480 тысяч долларов вознаграждения аудитора.

На следующий день после решения по "ПрайсвотерхаусКуперс" Высшая квалификационная коллегия судей отказала действующему зампреду арбитражного суда Москвы Анатолию Антошину в рекомендации для переназначения на новый срок. В арбитражном суде Москвы Антошин считается ближайшим соратником председателя суда Олега Свириденко. Рекомендацию на должность зампреда по протекции Антона Иванова получил альтернативный кандидат Игорь Манылов, возглавляющий сейчас аппарат комитета Госдумы по законодательству. А еще прошлой осенью для ослабления позиций Свириденко глава ВАС своим приказом сократил число заместителей председателя столичного суда с пяти до трех.

В пресс-службе арбитражного суда Москвы комментировать инициативу ВАС по упразднению суда отказались, сославшись на отсутствие информации. Закон "О судебной системе РФ" такую реорганизацию допускает. Создавать и упразднять арбитражные суды субъектов РФ можно федеральным законом, принимаемым простым большинством голосов парламентариев. Осложнить процесс может то, что параллельно придется вносить поправки в федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в РФ", для чего потребуется квалифицированное большинство в Госдуме.

В Высшем арбитражном суде уверены в необходимости реорганизации. По словам Анны Ковалевой, "создание нескольких судов вызвано объективной необходимостью, поскольку нагрузка на арбитражный суд Москвы почти втрое превышает нагрузку на другие суды субъектов РФ". По статистике, арбитражный суд Москвы принимает свыше 80 тыс. заявлений в год, работает в нем 148 судей – почти вдвое больше, чем, например, в арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Впрочем, из отчета за прошлый год, опубликованного на сайте московского суда, видно, что с нагрузкой судьи справляются: число дел, рассмотренных с нарушением сроков, сократилось более чем в полтора раза и составляет лишь около 2 процентов.

Эксперты уверены, что в действительности главной целью реформы будет не совершенствование судоустройства, а отставка нынешнего руководства московского суда. Завкафедрой Российской правовой академии Минюста Вадим Виноградов считает, что в результате реорганизации "судебная система и ее работоспособность, по сути, не изменятся". По его мнению, реорганизация направлена на ротацию кадрового состава московского суда. А судья Конституционного суда в отставке Тамара Морщакова отмечает, что "реорганизация нередко используется для смены судейского корпуса и увольнения судей в тех случаях, когда реальных оснований нет". Действительно, подготовленный ВАС законопроект предполагает, что судьи и руководители трех новых судов будут назначаться заново: для этого необходимы рекомендация квалификационной коллегии судей и указ президента РФ. А как показала ситуация с Анатолием Антошиным, Антон Иванов сможет серьезно влиять на формирование судейского корпуса.

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter