Политики по всей территории СНГ обожают провозглашать "борьбу с коррупцией". Причем особо любят упирать на нее правящие политики и партии в своих речах и обращениях к народу. Не отстают и СМИ.

Помнится, не так давно довелось мне поработать социологом в бывших наших республиках Средней Азии. Вел там фокус-группы с местным населением. Надо было выяснить, что думают "простые люди" о жизни в своих государствах, какие проблемы видят, чем недовольны. Фокус-группа – это когда случайным образом отобранные 10-12 человек "с улицы" садятся в кружок и час-полтора обсуждают темы, "подбрасываемые" им ведущим. Вот этим "ведущим" как раз я и был. Обычная работа в рамках так называемой "политической диагностики".

Почти в каждой группе люди сами, без всяких моих "подсказок", называли мне в числе основных проблем ту самую коррупцию. Обсуждали гибельность коррупции много и с удовольствием. Значение слова ни для кого не было секретом. В обсуждение охотно включались практически все участники, мне приводились самые разнообразные примеры из всех сфер жизни.

Люди, казавшиеся вначале тихими и забитыми, по ходу разговора "расходились" все больше и больше. Начиналась бурная жестикуляция, часто дело доходило до выражений типа "так жить нельзя!" и тому подобных. Да и как жить, если "без взяток нынче шагу ступить нельзя"?! Люди говорили с полным убеждением – да, с коррупцией, разъедающей страну, непременно надо бороться!

Словом, накал темы был очевиден: что в горных районах, что в равнинных, что в городе, что в деревне, что в одной республике, что в другой. Даже слова говорили почти одни и те же. Мне, впрочем, надо было выяснить не только это, но и то, какими люди видят пути борьбы. На пике обсуждения, когда люди клеймили "позорное явление" особо страстно, я на правах ведущего "подбрасывал" простой и логичный вопрос: "Ну, хорошо, с коррупцией понятно; а что вы предлагаете делать с этим? Как бороться?".

И дальше я неизменно наблюдал одну и ту же картину: так же неуклонно, как разгоралась, после этого вопроса дискуссия начинала затухать. Жесты становились неуверенными и сходили на нет, румянец со щек пропадал, люди снова становились тихими и скромными... Первый всплеск был еще высок: "Надо принять закон против коррупции!", "Давно пора!". – "Закон? Отлично! А что должно быть в нем написано?". И вот тут – все. Поначалу меня это поражало, потом я привык. 25 фокус-групп, везде одно и то же. Само "явление" людям активно не нравится, суть его они полностью понимают, но что с ним реально делать – совершенно не представляют.

Я периодически проверял своих собеседников "на кровожадность". Самому интересно: только что так кричали, проводили ребром ладони по горлу – мол, нет уж сил!.. Я намекал: может, надо что-то решительное проводить? Там – массовые посадки взяточников, расстрелы? Люди смотрели на меня с ужасом – "да вы что?", "зачем?" Нет, к "решительным мерам" никто не готов. Если и были "горячие головы", то они, видимо, просто стеснялись говорить о таком вслух "на публике".

"Ну, может, хотя бы увольнять за взятки с госслужбы?", – не отставал я. И даже тут, в этом, казалось бы, несомненном вопросе, я видел ощутимые колебания. Главная причина, как я понял, в том, что люди подспудно были убеждены: репрессии, буде они начнутся, заденут "не тех"... и потому не хотели вообще никаких репрессий. Удивительная получалась картинка: коррупцию люди ненавидят, никаких репрессий не хотят... Какая ж "борьба" тут может быть? И тут все, как правило, безнадежно сходились на одном. Мысль высказывала какая-нибудь женщина, ее подхватывали остальные: "Наверно, надо воспитание усилить. Да! Школа – это главное. Надо детей так воспитывать, чтобы из них потом эти... "коррупционеры" не вырастали..." Вот так вот. Все дело в образовании, оказывается.

Вы думаете, что у нас в Российской Федерации настроения какие-то другие? Уверяю – все практически точно так же. Причем такая ситуация в умах не только в отношении коррупции. Я думаю, что и все нынешнее "общественное спокойствие" в главном основано вовсе не на том, что люди не видят особых проблем в своей жизни или полностью довольны тем, как правительство их решает. Скорее, все обстоит наоборот.

В наличии в стране самой наглой и беспардонной коррупции убеждены почти все. Рост цен очевиден всякому, и очень мало кто верит уверениям, что "инфляция снижается". Граждан, которые скажут, что наше здравоохранение находится на хорошем уровне или что оно хотя бы на пути к улучшению, придется очень долго искать. Состоянием образования удовлетворен также ничтожно малый процент сограждан, и вовсе не только из-за того, что оно мало учит борьбе с коррупцией...

Армия как место службы вызывает в обществе вообще почти неприкрытый ужас... И так далее. Проблемы, вокруг которых сложился чуть ли не общественный консенсус (если копнуть – то практически на уровне перестроечного "так жить нельзя!"), можно продолжать и продолжать. Коррупция из них – просто один из самых ярких.

Дело не в том, что общество чего-то не осознает или в чем-то обманывается. Проблемы осознаются, а вот путей решения люди не просматривают. Приемлемых со своей точки зрения решений.

Меня мои политсоциологические изыскания среди "простого народа" не раз убеждали, что, как ни странно, перестроечное ощущение "так жить нельзя" у очень многих людей никуда не делось. Разница только в одном (но эта разница очень существенна): тогда, в начале 90-х, люди видели пути – и потому были невероятно общественно активны. Вплоть до того, что смели целую сверхдержаву с лица земли. А сейчас путей почти никто не видит. Прежние – рывок на Запад, демократия, свержение единовластия одной партии, приватизация – себя в глазах большинства дискредитировали. Новых никто не предложил. Широкие репрессии и "закручивание гаек", пусть даже с самыми благими намерениями – людей пугают. Что еще?

И тут, на мой взгляд, мы приходим к главной проблеме сегодняшнего дня. К той же коррупции... Но не в обществе, а в мозгах. Прежде всего, к сожалению – в мозгах нашей оппозиции. Это ведь ее основная функция: не только обозначить проблемы (с этим вполне справятся публицисты), но и предложить ясные и понятные большинству пути их политического решения. Так, чтобы люди сказали: "О! А ведь так у нас получится!" К сожалению, с этим – беда. Вся оппозиция годами "блуждает" в трех соснах: "назад в СССР", "рывок на Запад" и "всех перестрелять".

Пока она из них не выберется, люди так и будут голосовать за "партию власти". Потому что про нее они четко знают: она ничего делать не будет.
Так спокойнее.

Алексей Рощин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter