Факты системного распада

Глава совета по правам человека при президенте Элла Памфилова призвала уйти в отставку главу МВД России Рашида Нургалиева. По ее мнению, милиция не справилась с прошедшими 14 и 15 апреля "Маршами несогласных". Ранее уполномоченный по правам человека в России Владимир Лукин также заявлял о серьезном превышении милицией своих полномочий.

Российская милиция, действующая по закону 1991 года, наследница советской милиции, а еще ранее рабоче-крестьянских народных дружин. Ее система не в состоянии справиться с вызовами времени.

Бесконечный «заплаточный ремонт» закона последних 15 лет (более 30 поправок внесено в закон о милиции за время его действия, причем 25 из них – при Владимире Путине) решал тактические задачи милиции, но не изменял ее функционала и не устранял системных недостатков.

За последние 5 лет в российских СМИ опубликовано свыше 30 тысяч материалов с фактами милицейского произвола. По данным Левада-центра, 80% россиян милицию боятся и ей не доверяют. Левада-центр специально для Общественной палаты России в октябре 2006 года провел опрос. И на вопрос "что вас волнует в стране?" 30% респондентов ответили: произвол милиции. В докладе за 2006 год уполномоченного по правам человека указано, что "каждая шестая жалоба – на действия работников милиции, на нарушения в ходе дознания и предварительного следствия".

Изменить ситуацию можно только одновременными усилиями по реорганизации структуры МВД и по формированию позитивного имиджа органов охраны правопорядка.

Юристы-правозащитники за пять лет участвовали в 300 делах о милицейском произволе – избиения граждан, вымогательства взяток, незаконное задержание, укрытие преступлений о государственной регистрации, изнасилования, убийства и пр. – в 25 регионах России. Ни одно преступление, совершенное милиционером, включая убийства, в том числе с расчленением трупа, изнасилования несовершеннолетних, избиения людей до смерти, не привело к увольнению хотя бы одного начальника милиции, не инициировало комплексных проверок со стороны МВД.

Ни одно из этих 300 дел не было выявлено подразделениями собственной безопасности.

В целом по стране отделы собственной безопасности находят признаки преступления только в одном из 15 обращений граждан. Департамент собственной безопасности МВД России рапортовал 1 февраля 2006 года, что "в 2005 году в подразделения собственной безопасности по всей стране поступило около 31 тыс. жалоб на милиционеров, по результатам проверок которых было возбуждено почти 2 тыс. уголовных дел". Наоборот, зафиксированы факты, когда МВД обеспечивало обвиняемых в преступлениях и впоследствии осужденных сотрудников милиции средствами на адвокатов и включало в программу государственной защиты.

Десятки уголовных дел в отношении милиционеров ежегодно в каждом регионе страны, не находя должной реакции со стороны руководства, выливаются в тысячи судимых милиционеров в масштабах России. В 2006 году в отношении милиционеров возбуждено: в Чувашии – 29 уголовных дел, в Татарстане – 61, в Нижегородской области – 81, в Ростовской области – 130, Мордовии – 12, Иркутской области – 32.

Увольняясь из органов внутренних дел и обладая навыками оперативно-розыскной деятельности, служебной информацией и контактами в государственных структурах, они пополняют ряды организованной преступности,

стимулируют развитие коррупции, «серого» рынка услуг по охране и обеспечению безопасности бизнес-структур, создают устойчивые преступные группы из бывших милиционеров либо совместно с действующими. За последние три года деятельность таких милицейских банд выявлена в Москве, Санкт-Петербурге, Саратове, Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Таганроге, Чечне, Кемерове, на Камчатке и в других регионах. В настоящее время численность таких "бывших" в России составляет десятки тысяч человек.

Проведенные в 2006 году партнерами ассоциации тренинги для сотрудников уголовного розыска, ГАИ, инспекторов по делам несовершеннолетних, патрульных постовых в нескольких регионах России открыли полную их безграмотность в вопросах основных неотъемлемых прав и свобод человека, незнание и неумение верно оценивать законность своих действий, критически воспринимать приказы руководства.

МВД России находится в системном кризисе и представляет угрозу национальной безопасности. Выйти из него можно только путем решительных синхронных системных преобразований.

Пять шагов для сборки-разборки

Первое.

Вывести за штат 100% личного состава органов с последующей переаттестацией на соответствие занимаемым должностям. До переаттестации для всего личного состава необходимо провести серию психолого-правовых тренингов по темам "права человека", "межэтнические взаимоотношения" и по другим гражданским темам с участием представителей гражданских организаций, не имеющих отношения к системе МВД.

Психологические и профессиональные требования переаттестации должны быть настолько высокими, чтобы до 50% нынешнего личного состава органов внутренних дел могли пройти ее с трудом.

Открывшиеся вакансии при необходимости должны заполняться новыми сотрудниками, к которым изначально предъявляются повышенные психологические и профессиональные требования, соответствующие мировым стандартам отбора кадров в полицию.

Общественная палата России после изучения российского гражданского общества в 2006 году также убедилась в гражданской безграмотности милиции. По мнению ее экспертов, необходимо разработать курсы "гражданского минимума" для работников правоохранительных органов, для которых знание гражданских и социальных прав является необходимыми. Экзамены по таким курсам должны стать непременными элементами аттестации.

Второе.

Система МВД России должна быть реорганизована в федеральную и местную полицию. Федеральная полиция, руководитель которой должен назначаться Федеральным собранием РФ по представлению президента РФ, должна осуществлять оперативно-розыскную деятельность по закрытому и исчерпывающему перечню преступлений, имеющих особую общественную опасность. Основная задача федеральной полиции – профилактика и раскрытие преступлений, наносящих урон интересам общества и государства в целом. Основой федеральной полиции должна стать существующая ныне служба криминальной милиции. Федеральная полиция полномочна истребовать в свое производство любое дело у местной полиции, если оно соответствует четко установленным законом критериям. Управления федеральной полиции создаются в каждом субъекте России. Успешный опыт функционирования федеральной местной полиции должен быть заимствован у таких федераций, как Бельгия, Германия и США.

Федеральная полиция должна противодействовать организованной преступности, коррупции в федеральных ведомствах, терроризму и экстремизму, незаконному обороту наркотиков, преступлениям в сфере высоких технологий, массовым беспорядкам, преступлениям в отношении федеральных чиновников, общественных деятелей и бизнесменов федерального уровня.

Составной частью федеральной полиции должна стать военная полиция, соподчиненная Министерству обороны, осуществляющая оперативно-розыскную деятельность и функцию дознания на территории военных учреждений России, а также раскрытие преступлений, совершенных военнослужащими либо совершенных в отношении военнослужащих. Структуры военной полиции действуют более чем в 25 странах мира. Подобные подразделения уже созданы в Казахстане, Армении и других странах бывшего СССР. Законопроект о создании военной полиции вносился за последние 10 лет в Государственную думу РФ три раза. О ее создании президент России Владимир Путин говорил в феврале 2006 года в связи с нашумевшим "делом Сычева".

Тогдашний министр обороны Сергей Иванов заявил, что подготовка к созданию военной полиции займет не менее года. Год прошел, Иванов уволен в отставку, а военная полиция так и не создана.

В структуре федеральной полиции могут создаваться подразделения по соответствующим направлениям. Подчиняться федеральная полиция может Министерству юстиции по образцу США либо быть самостоятельным ведомством.

Местная полиция действует на территории административных единиц – районов и городов. Катастрофическое положение органов правопорядка именно на этом уровне признает и министр внутренних дел Рашид Нургалиев ("Как показало мое непосредственное ознакомление с работой ряда подразделений районного и поселкового уровней, положение дел здесь катастрофическое". 25 октября 2005 года). Ее основная задача – охрана общественного порядка на подведомственной территории, профилактика и раскрытие преступлений, безопасность дорожного движения, содействие федеральной полиции.

Начальник местной полиции избирается жителями указанной административной единицы тайным голосованием. К кандидатам на должность начальнику местной полиции предъявляются повышенные требования (высшее юридическое образование, психологическая устойчивость, наличие заслуг перед местным сообществом, ценз оседлости и возраста и др.)

Начальник местной полиции не подчиняется никому, кроме закона и жителей своего района (города).

Финансирование местной милиции осуществляется из средств субъекта федерации и средств местного бюджета.

Третье.

Изменить название "милиции" на "полицию", как это сделано в большинстве бывших социалистических стран. Одновременно изменить всю символику и внешний вид обмундирования. Только полная смена внешних атрибутов и отказ от негативно окрашенного термина "милиция" одновременно с жестким реформированием организационно-управленческой системы может создать новый позитивный имидж стража порядка. Изменение названия – дорогостоящий проект, однако никакой реформой внутри ведомства не создать в органах правопорядка положительного имиджа, если ему не будет уделяться должного внимания.

Упразднение центрального аппарата МВД России, его главков в федеральных округах и в регионах позволит высвободить существенное финансирование.

Стоит напомнить, что только изменение названия КГБ на ФСБ в начале 90-х годов позволило тогда изменить восприятие спецслужб и общественностью, и международным сообществом.

Четвертое.

После переаттестации необходимо сократить общую численность сотрудников органов внутренних дел на 50% при сохранении объемов финансирования. Практика показывает, что состояние преступности зависит не от численности стражей порядка, а от эффективности организации их деятельности.

При постоянном увеличении численности милиции в России в последние два года рост преступности составил 37%, или более 1 млн зарегистрированных преступлений.

В связи с реорганизацией МВД потребуется принять новый федеральный закон "О федеральной и местной полиции в Российской Федерации", а также внести ряд технических изменений в некоторые федеральные законы.

Пятое.

Все вновь принимаемые сотрудники местной полиции вне зависимости от специализации, предпочтений в службе и занимаемой должности в течение первых трех лет своей деятельности обязаны отработать в патрульной службе.

Такой подход был внедрен в 90-е годы при реформировании полиции в Польше. Требование патрульной работы позволяет сформировать единую систему ценностей и задач полиции, проникнуться потребностями в ней людей. Полицейские, прошедшие школу низовой работы, гораздо лучше ориентируются в любом виде деятельности, обладают навыками принятия быстрых решений, ориентированных на потребности человека. Это также позволит резко повысить статус стражей порядка, работающих на улице, как внутри системы, так и среди общественности. Именно с реформы полиции начал в свое время пришедший к власти в Польше президент Квасьневский.

Были уволены практически все бывшие стражи порядка, имеющие огромные коррупционные связи. На их места набрали молодежь с высшим образованием и без опыта работы в силовых структурах.

Новым сотрудникам установили зарплату в три раза больше прежней. Результат не замедлил сказаться.

Первоисточник - Газета.РУ

Павел Чиков

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter