Повседневная жизнь состоит из обычных дел: походы в магазин, выбор товаров, приготовление еды, обсуждение новостей с семьей и друзьями. В последнее время одна тема "напрягает" постоянно, регулярно представая в разных обличьях. Причем волнует она все больше – и меня, и семью, и друзей… Речь о проблеме качества. Точнее – его постоянного снижения.

Падает качество всех "товаров повседневного спроса", особенно если они "сделаны в РФ". С постоянной опаской приходится брать колбасу, пельмени и прочее: качество даже привычных брендов может упасть внезапно и совершенно непредсказуемо – типа вчера еще было вполне приемлемо, а сегодня – в рот не возьмешь. Неуклонно катится вниз и качество сервиса: в московских супермаркетах уже давно никого не смущают очереди при том, что вокруг полно неработающих касс, вещи в химчистке могут задерживать неделями, телефон техподдержки домашнего Интернет-провайдера может быть занят наглухо часами и сутками.

Во всем этом безошибочно узнаются приметы старого доброго "совка". Родовая черта советского строя – наплевательское отношение к потребителю, к клиенту – возрождается сегодня на глазах. Людям пожилого возраста сейчас даже как-то легче: они просто вспоминают свои советские навыки и заново привыкают относиться к очередям и хамству обслуживающего персонала как к некой неизбежной данности.

Иные реалии 90-х, особенно первой половины, сейчас вспоминаются почти как сон. Было? Не было? Например, невиданный бум пивоварения – помните? Страна как-то особенно изголодалась именно по пиву, его вдруг начали варить везде, все время появлялись новые производители, новые марки. И оказалось, что – получается! Замечательное было пиво! Новые товары появлялись постоянно. Магазины удивляли: казалось, из-под корки кое-где сохранившегося советского хамства на глазах проступало, "вылуплялось" совсем другое отношение к покупателю…

При Путине это все начало как-то незаметно "сворачиваться". Взять то же пиво: все "игроки" давно известны, новых не появляется, старые марки то и дело "сдуваются", а знатоки рыщут в поисках импортного. Нам говорят: А что вы, мол, хотите? Рынок устоялся, ничего нового не ждите, теперь так будет всегда"… Звучит почти как фраза из известного медицинского анекдота: "Да у вас, батенька, рачок-с!"

Понятно, что нынешнее равнодушие к потребителю растет из того же корня, что и в "совке". Имя ему – монополизация. Она сейчас заметна везде, во всех сферах. Иногда она проходит под благовидными псевдонимами: "укрупнение", "слияние", "национализация". Но суть остается прежней: меньше конкуренции, больше "крупняка", меньше независимых производителей, торговцев, магазинов и так далее.

Принято считать, что это, дескать, процесс неизбежный. Мол, как "маленьким" выстоять против "больших", если у больших по определению денег и людей больше? Наиболее "продвинутые" рассуждают "по науке": мол, крупная торговая сеть может купить большую партию оптом и, следовательно, получит большую скидку; да и товар проще перевезти большой партией на большом "траке", а не гонять, скажем, "каблучок" много раз туда-сюда. Большие компании неизбежно выигрывают на марже и на логистике – из этой аксиомы выводят и якобы неизбежный крах малых фирм вообще.

Однако простой здравый смысл подсказывает, что все далеко не так однозначно. Да, большие выигрывают за счет "крупного опта", но они так же неизбежно должны проигрывать на "хозяйском взгляде". Что имеется в виду? Очень просто. В большой компании хозяева бизнеса зачастую вообще не включены в процесс управления, а если и присутствуют – то по определению не могут охватить компанию целиком. Естественно, в такой ситуации у персонала появляется, с одной стороны, большой соблазн украсть все, что плохо лежит; с другой – "винтики" большого механизма зачастую наплевательски относятся к компании в целом, попросту говоря – внутренне готовы спокойно дать сгнить всему, что им не удается украсть, по принципу "не мое, не жалко".

Особенно, сдается мне, этот органический порок Большого Бизнеса должен проявляться именно в нашей стране, где еще с тех же совковых времен воровство на рабочем месте – это практически "дело чести, дело славы, дело доблести и геройства".

То есть, получаем в итоге, что Большие Компании, по идее, вовсе не должны так уж безоговорочно доминировать на рынке – чисто экономических предпосылок для этого недостаточно. Тем не менее, мы имеем в реальности то, что имеем: ползучую монополизацию всех рынков "крупняком", их медленное гниение, удушение малого бизнеса и всех малых и средних независимых производителей, провайдеров услуг и торговцев.

С чего ж так? Причину, меж тем, определить просто. Дело не в том, что малые фирмы якобы экономически неэффективны. Дело в том, что они более беззащитны.

Монополизм идет рука об руку с преступностью и коррупцией – вот в чем все дело! Большие компании выигрывают у малых просто потому, что они могут позволить себе содержать Службу безопасности и давать более крупные взятки чиновникам всех мастей.

В стране ощутимо не хватает новых товаров и инноваций – как раз того, чем и призван заниматься малый бизнес (чем он и занимается во всем мире). Полки магазинов – что в Москве, что где-нибудь в Перми или Торжке – почти одинаковы: одни и те же бренды, одни и те же изделия. Скоро, похоже, везде будут и одни и те же торговые сети, с одинаково безликим оформлением. Конкуренция слабеет на глазах: на всех заправках в пределах одного района – одинаковые цены на бензин! Там, где еще не все компании "слились в экстазе", почти в открытую действуют картельные сговоры между все тем же "крупняком". А что? Независимой "мелкоты" все равно нет, а если и появится вдруг – с ней "разберутся", причем отнюдь не "экономическими методами".

Отсюда, кстати, следует, что все прежде практиковавшиеся в России методы "поддержки и развития малого бизнеса" абсолютно оторваны от реалий и вообще вредны. Что западные "консультанты" из Мирового Банка, что доброхоты из СПС, "по должности" призванные "помогать малому бизнесу – все упирали на "экономическую поддержку": дешевые кредиты, льготное налогообложение и прочие пожелания "в пользу бедных". Люди за 15 лет так и не поняли, что главная задача поддержки малого бизнеса совсем другая: его надо не подпитывать – его надо защищать! Защищать в самом прямом смысле – физически, финансово. От двух самых страшных напастей – бандитов и чиновного произвола.

Если же малый бизнес оставлять так, как есть, то вполне естественно, что все налоговые и кредитные вливания в него уйдут "по прямому назначению" – то есть бандитам и чиновникам.

Итак, начав с житейской проблемы падения качества товаров и услуг в современной России, мы приходим к весьма печальной общей картине нашей жизни: бандиты и чиновники совместными усилиями уже почти задавили в России конкуренцию и инновации, расчистив дорогу монополиям. Монополии же вполне успешно возрождают в России "совок". Не столько идеологический, сколько качественный.

Советское убожество наступает неотвратимо – во всей своей подзабытой красе. Если мы хотим остановить это сползание, надо бы для начала хотя бы продумать, как можно реально защитить малые предприятия от рэкета во всех его формах.

Похоже, без радикальной реформы правоохранительной системы не обойтись.

Алексей Рощин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter