Попытаюсь развить несколько тем, затронутых в статье "Когда же наступит настоящий день?" опубликованной в конце апреля. Прежде всего, стоит отметить, что все предложенные в ней шаги – конституционны. Это я к тому, что тут некоторые, кто ни разу не видел революции вблизи, обвиняли меня во всех смертных грехах, связанных с ее подготовкой.

Воровство в нашем ЖКХ, коррупция на низовом чиновничьем уровне если и не заставляет любого нормального человека поднимать знамя Партии Которую Нельзя Называть и идти на Пушкинскую площадь, то по крайней мере предопределяет две сентенции, которые начинают крутиться у него в голове сразу же, после того, как он покидает кабинет очередного управского "специалиста" с очередным отказом: – "Эту гниду - на фонарь" и "Всех этих бандитов – к стене и из автомата". При этом человек мог ранее со спокойной совестью голосовать за mr.Путина, считая, что уж Владимир Влдмрчу точно ничего не докладывают по таким низменным поводам, как прорыв канализации, а если и докладывают, то у того еще руки до ворюг, чинуш и столоначальников не дошли.

Я считаю, что оппозиция должна донести до этого неизвестного нам пока среднестатистического москвича (питерца), голосующего за Путина или не ходящего на выборы вообще и при этом ненавидящего окружающего его вокруг чиновников-дармоедов, очень простую мысль. Если ты недоволен кем-то из тех, кто сидит внизу вертикали – надо менять того, кто сидит не на "кормлении", – а на самом верху.

Потому что согласно нынешним законам, даже уже не Лужков (Матвиенко) персонально отвечают за взрывы труб в сортирах перед жителями столиц, а именно гарант нашей Конституции. Т.к. мэра теперь - не выбирают. Мэра – назначают. А мэр – назначает префектов. А те – глав управ и директоров ДЕЗов. Вертикалистая вертикаль! Не надо, конечно, приплетать Путина к каждому случаю муниципального воровства, но объяснять народу – кто за что отвечает, и в чем преимущества ответственности мэра перед народом, а не перед президентом – надо ежедневно. И это – не экстремизм – и даже не революция. Жители столиц – люди грамотные, мы им просто вежливо напомним – кто на самом деле виноват в их мелких системных проблемах.

Я считаю, что оппозиция тогда победит, когда начнет бороться за избирателей не только безумно храбрыми "Маршами несогласных", но и погружением в ежедневную и кропотливую борьбу против власти и ее политики на уровне московских и питерских районов.

Начнем с районного начальства.

Проблемы местного самоуправления – это прекрасное поле для того, чтобы тыкать власть лицом в продукты ее жизнедеятельности.

Местное самоуправление сегодня – это совокупность разного рода чиновников, назначенных по разнарядке городскими – окружными лидерами "ЕдРа". Нынешние "солдаты партии" – это, знаете, праздник души. Это заслуживает книги. НСДАП отдыхает. КПСС в гробу уже извертелась. Образ Жириновского после общения с мелким "единоросским" активистом приобретает элементы величественности, энциклопедичности и государственного мужества. В свое время я сознательно давал в печать материалы районных собраний местных активистов "ЕдРа" с тем, чтобы жители читали о том, что "Наступила эра Водолея – так сплотимся же вокруг президента, подобного царице Исиде, ибо он сосредотачивает в себе Всемирное Добро…" и т.д. в том же духе.

Активисты "ЕдРа" на районном уровне – это настолько благодарная тема для агитации, что не использовать ее в интересах оппозиции было бы просто глупо. Вот, например, зачем далеко ходить, – гаулейтер "Единой России" в муниципальном районе Ховрино САО г.Москвы. г-н Чибизов. В официальной биографии написано: Чибизов Александр Викторович Секретарь политсовета "Единой России" района Ховрино. Биография: Родился 1 октября 1965 года в Москве. Окончил Московский государственный открытый университет по специальности “менеджмент и экономическая политика”. Служба в армии (1984-86). Автохозяйство "Литературной газеты" (это, видимо, до армии – Ю.Щ.), затем Комитет государственной безопасности СССР (1986-91) (я так понимаю – или водителем, или прапором – Ю.Щ.). В 90-е годы работал в ряде коммерческих структур (Совместная Российско-Британская страховая компания “ИНГВАР”, ЗАО “РС-КЛЮЧ”, ЗАО “АВГУСТ”) (Т.е. после путча из органов или поперли или сам сбежал – Ю.Щ.) МГРО ОПОО “ОТЕЧЕСТВО” (1999-2001) (это мы уже в партии). Генеральный директор ООО “Съ-ключ” Финансовый директор ООО «БОСКО-ПРОФИЛЬ». (2002) Руководитель муниципального образования Ховрино, пЕРДседатель (так в тексте! Ю.Щ.) муниципального Собрания (2004) Финансовый директор ООО “БОСКО-ПРОФИЛЬ”.

Обыкновенная биография в необыкновенное время. Скромный друг бабушек за казенный счет и раздатчик грамот на местных праздниках.

Давайте поищем в Интернетефирму "Боско Профиль", где наш герой трудится в качестве финансового директора. И читаем на официальном сайте Северного административного округа: "1 марта 2006 года в муниципалитете Ховрино проводился конкурс на размещение муниципального заказа на оказание транспортных услуг органам местного самоуправления внутригородского муниципального образования Ховрино в 2006 году. По результатам конкурса победителем признано ООО "Боско-профиль".

Почему это? Чисто случайно! Транспортная компания, обслуживающая клиентов и клиенток гостиницы "Золотой Колос" вдруг выигрывает тендер на заказ муниципалитета, расположенного в другом административном округе города. Алло, гараж!

Я пишу это потому, что ничего кроме денежных вливаний, получаемых районными организациями "Единой России" из разного рода фондов, объединяющих "патриотически настроенных промышленников и предпринимателей", а также почти в открытую – из городского бюджета, формируемого из налогов москвичей, у этих людей нет. У них есть деньги, но у них нет реальных сторонников. Они пытаются их купить. Их интеллектуального потенциала хватает на перепев лозунгов времен КПСС, обман людей (это, например, когда плановый ремонт дома выдается за достижение "ЕдРа") и визга по поводу любого проявления инакомыслия. Они чувствуют на себе подспудную ненависть и презрение жителей. Они проводят свои сходки – и потом пишут в своих листках: "Народ и партия – едины". Они ставят в своих "офисах" иконостасы, где вперемежку с иконами висят портреты Лужкова, Путина, Грызлова и местного депутата. Они на всякий случай сносят фонарные столбы, спиливают осины и изымают ремни из продаж, потому что сколь веревочке не виться…

А еще, они – банально - воруют. (Эй, павловские! Ну-ка подтвердите мои слова! Воруют ли московско-питерские чиновники ?). Деньги, которые с помощью как бы тендеров попадают на счета их фирмочек-живопырок, видны невооруженным глазом обыкновенной пробивкой в Интернете. Я представляю, чтобы было, если бы ОБЭП или РУБОП вплотную занялся бы подвигами нашей нынешней "партэлиты". Грехи их зримы и прозрачны. В отличие от мифических миллионов неких олигархов, которыми, якобы оплачен в т.ч. и этот материал, кубышки московского "ЕдРа" активно пополняются не за счет американских, а за счет российских налогоплательщиков. Знают ли, интересно, мои анонимные критики, сколько каждый из них дарит ежемесячно тетям из муниципалитетов за то, что они там сидят и, например, регистрируют заблудших домашних животных? Узнали бы, думаю тоже задали бы вопрос: "Почему, блин? За что? Как же так?…".

Безусловно, среди московских чиновников, сотрудников муниципалитетов в начале 2000-х были и нормальные люди. Я таковых знал, правда, сейчас – не уверен, что они остались. Для того чтобы нормальный человек и задержался в современной системе московского (питерского) местного самоуправления или городской исполнительной власти, он должен, например, перестать быть нормальным и научиться воровать - в самом прямом смысле этого слова, - у детей из малообеспеченных семей. Или у пенсионеров, которым некуда пойти, кроме как в эти муниципалитеты – или "в райком". Или у детей-инвалидов.

Я ничего не утрирую и не сгущаю краски. Я так много лет видел все это вблизи, что у меня нет к этим людям никакого пиетета, толерантности и т.п. Воры должны сидеть в тюрьме. У меня, да и не только у меня, нет ни капли жалости к тетям и дядям, ворующим те крохи, которые правительство, резонно опасаясь однажды оказаться на гильотине, отпускает наиболее уязвимым группам населения. В 1793 году их бы просто разорвали на части. Я еще раз подчеркиваю – я ничего не выдумываю. Это все есть на самом деле и в массовом порядке. Время от времени наиболее вопиющие случаи оказываются на страницах газет (правда в последнее время все решается "по-тихому"). Просто тети и дяди находятся сейчас в "зоне влияния лужковских (матвиенковских)" и их пока не трогают. Вот и все.

Расследование деятельности нечистых на руку чиновников и "партайгеноссе", судебное их преследование, публикация результатов этих расследований в местной прессе, в листовках, в Интернете и т.д. принесет "Другой России" гораздо больше популярности, чем констатация факта "несогласия" и выдвижения лозунга "За честные выборы". Просто "потому что, на примере разоблаченных жуликов можно говорить о проблемах всей системы.

А "честные выборы" - при всей значимости этой проблемы для интеллектуалов, остается мертвым звуком для подавляющего большинства жителей мегаполисов. Погружение в их проблемы принесет "Другой России" гораздо больше сторонников.

Как расследовать деятельность наших "героев"?

Для этого нужна местная пресса. Для этого нужен поиск недовольных, людей, чьи права власть нарушила. Для этого нужно требовать выполнения городских законов и Уставов муниципальных образований. Добившись тотальной победы в 2004-2006 гг единороссы успокоились и расслабились. Слабостью и сонливостью надо пользоваться! Каждый разоблаченный случай чиновничьего лихоимства надо передавать в УБЭПы, РУБОПы, городские и федеральные СМИ. Сообщать повсеместно о каждой детали судебного процесса. Донести до каждого жителя мысль о том, что если кто увидит признаки коррупции – надо нести материал в местную газету, в общественную приемную "Другой России"… Надо, и я не побоюсь этого слова в данном случае, самим идти в качестве жителей – и пробовать решать свои проблемы, одновременно записывая диалоги с собеседниками на диктофон. Надо сидеть в судах на процессах "Житель против власти" – и наоборот – и фиксировать каждый случай проявления "басманной болезни".

Я уверен, через месяц после начала работы можно будет составлять "Белую книгу' о нарушениях прав человека властями города Москвы.

Если выше я придерживался "территориального принципа", теперь можно перейти к отраслевому:

Интересно посмотреть, что происходит в наших школах.

Априори родители – люди консервативные. "На какой митинг ты собрался", – говорит среднестатистическая мама. Какая "Другая Россия"? Ты что, не видишь, как их мочат! Ты забыл о детях?. И папа остается дома. Другая ситуация: оппозиция спускается на землю. Привлекает в свои ряды учителей средних школ. Создает учительский профсоюз. Открывает единую интернет-книгу жалоб, связанную с деятельностью школьных администраций. Проводит опросы, составляет индексы популярности. Изучает проблему – почему из одной школы бегут учителя – а в другой постоянно болеют дети. Выявляет факты коррупции со стороны чиновников департаментов образования округов. Сообщает об этом через местную и партийную печать всем заинтересованным людям. Не забывает при этом давать ссылки на соответствующие программные документы "Другой России" – о том, как это должно было быть устроено. В нужный момент мама сама отведет папу и всех знакомых на избирательный участок – чтобы проголосовать за того учителя, который общепризнанно будет считаться – и на самом деле это будет так! – честным человеком, стремящимся искоренить коррупцию и прочие беды в школах.

Я призываю к революции?

О чем думает большинство нашего голосующего населения – пенсионеры? О соблюдении прав пенсионеров и ветеранов, о защите идеалов молодости, о долгах государства - величине пенсии и – никуда не денешься, о здоровье. Почему Лужков побеждает на выборах? Потому что голосующая часть населения прощает ему г-жу Батурину, мздоимство и хамство подчиненных. Прощает все, потому что у Юрия Михайловича хватает ума делиться. Богатый московский бюджет в части расходов распределяется в том числе и на пенсионные надбавки ветеранам. Но, как и все на свете, – городской бюджет – не резиновый. Выше мы говорили о муниципалитетах и школах (а кроме школ есть еще детские сады).

Ниже – о ситуации в городском здравоохранении.

То, как работают городские поликлиники – стоит отдельного и подробного расследования. Поклонникам власти, пишущим мне теперь слова признательности и любви, я бы рекомендовал как-нибудь по осени или весне записаться на прием к врачу в каком-нибудь не самом элитном московском районе. Вставать придется в четыре – пять утра. Для того чтобы успеть записаться к восьми. Поликлиник новых не строят (тогда как новых домов – предостаточно), врачей – не хватает, наплыв иногородних предопределяет мелкую врачебную коррупцию. Участковые врачи вследствие колоссальной загруженности хамят своим неслышащим и невидящим пациентам. Спросите любого пенсионера о том, как ему нравится городская система медицинского обслуживания, – и вы услышите то же самое, но в гораздо более экспрессивной форме.

С "бесплатными лекарствами" тоже всем уже все доходчиво объяснили даже по федеральным телеканалам.

Детские поликлиники находятся на грани закрытия – об этом говорят не очень много, но тоже говорят, потому что закрытие детских поликлиник – это вообще зурабовский "шедевр".

Виноваты ли в этом врачи? Нет. Что-то делать с этим надо? Надо. Есть ли у "Другой России" программа по решению этой городской проблемы? Нет – но она должна быть! Причем не только в виде документа: "Мы будем стремиться к…", а в виде очень конкретных действий, например: создания свободного профсоюза работников медицинской сферы в Москве, подготовке законодательных инициатив для внесения в Мосгордуму, предполагающих перевод части государственного заказа на ведомственные поликлиники, коммерческие медцентры, государственные и ведомственные больницы. Проблема здравоохранения – очень тяжелая. В асоциальном государстве она все время будет лезть в глаза, т.к. власть цинична – ей по барабану все эти лишние капитальные затраты.

О проблемах городского и районного здравоохранения вообще не говорят ни по каким телевизорам. Но если "Другая Россия" – хотя бы начнет мониторинг – и в своей прессе будет информировать людей – что происходит с медицинским обслуживанием и лекарственным обеспечением, каков есть выбор и т.д. – люди запомнят это словосочетание.

Рейтинг нескольких независимых районных газет, к которым я имел отношение в 2000-2005 гг. резко вырос тогда, когда мы опубликовали закрытый и находящийся тогда только в Интернете список бесплатных лекарств. В редакцию приезжали люди с других концов Москвы.

Все очень просто:

У бабушки Интернета нет, а информация ей нужна. И на выборы она пойдет первой, в то время как у ее внука Интернет есть, но информация о лекарствах ему не нужна. И на выборы он не пойдет никогда. Ну, или почти никогда.

Школы и поликлиники, образование и здравоохранение. Пенсионеры и ветераны. Малоимущие и многодетные. Униженные и оскорбленные.

Можно еще много писать о том, как работать на местном уровне.

Суммирую: оппозиция должна:

  • начать решать нерешенные Лужковым – Матвиенко проблемы
  • вследствие этого – добиваться победы на местных выборах
  • сформировать после выборов легитимные районные собрания
  • добиться назначения на должность руководителей муниципалитетов, предложенных оппозицией и связанных с ней жесткой дисциплиной
  • в результате – не сформировать, но контролировать – т.е. не допускать нарушений в работе территориальных избирательных комиссий, которые отвечают не только за местные выборы, но и за выборы федерального масштаба.

Беда СПС, "Яблока" в меньшей степени КПРФ в том, что, потеряв доступ к СМИ эти партии не смогли переориентироваться. Сейчас они варятся в собственном соку. Они не могут донести информацию о своей деятельности, своих идеях, своих целях ни до кого, кроме пользователей ЖЖ и активных потребителей Интернета.

В условиях путанной политической стратегии (сегодня – мы за одно, завтра – за другое) в отрыве от реальных проблем, которыми живут люди, находясь в плену амбиций лидеров считающих, что только их бессмертные речи достойны чтения, "системная оппозиция" обречена на быструю потерю остатков популярности.

Я не пишу здесь о том, как оппозиция должна работать с ветеранами войны и блокадниками. Многодетными матерями и инвалидами. Малообеспеченными семьями. Программы работы с ними, отношение к действующей местной власти, цели работы в школах и учреждениях здравоохранения должны быть зафиксированы в документах "Другой России" по работе в столицах. Они должны появиться обязательно, чтобы никакая "Павловская" сволочь не вопила везде, где только можно, что мы-де наймиты запада и ничего не умеем делать, кроме как ходить на митинги.

Провести марш в центре города трудно. Но еще труднее провести его в сотне городских районов. Но если "Другая Россия" научится одновременно проводить десятки митингов и пикетов везде по городу, у переоборудованных из детских садиков офисов районных управ, у отобранных у города и переданных частным лицам кинотеатров, у застройщиков, пилящих деревья – в нее тогда поверит большинство жителей столиц. А это в свою очередь будет означать, что любому преемнику – хана.

Революции происходят в столицах. Движущей силой Великой Французской революции была активность парижских секций – парижских районных собраний и политических клубов. Происходящее в секциях – и было тем революционным процессом, о котором я писал в первой статье и о чем я сейчас пишу. Не надо страшиться революции. Надо быть к ней готовой.

Есть еще одно соображение по поводу борьбы в Москве.

Юрий Михайлович-баши скоро уйдет. Не по требованию ВВП, так по старости. Пестуемого наследника-преемника у него нет. Предстоит масштабная перетряска всего чиновничьего аппарата и вообще всей городской экономики.

Скорее всего, процесс может начаться после выборов 2008 года. С учетом того, что московская чиновная элита понимает это еще лучше, чем автор, схватки под столичным ковром по своему накалу никак не уступают схваткам под ковром кремлевским. В результате схватки кто-нибудь обязательно проиграет. Мятеж четырех глав районных управ против политики Лужкова в конце 2003 года едва не привел к появлению в Москве "зон, свободных от "Единой России". К сожалению, разобщенность "мятежников", отсутствие их поддержки со стороны "системной оппозиции", и жесткая реакция со стороны мэрии привели к тому, что мятеж был подавлен. Но недовольных системой внутри системы надо искать. И, что самое важное, они там есть.

В итоге:

Лозунг "За честные выборы" сам по себе – очень хорош. Но для того, чтобы он был обеспечен, надо провести титаническую работу. Готова ли "Другая Россия" к ней?

Юрий Щегольков

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter