Разрешенный митинг с 500 участниками должен был начаться в 16.30 в Новопушкинском сквере. Запрещенное шествие предполагалось провести оттуда вниз по Тверской улице до станции метро "Театральная".

За несколько часов до начала приехало довольно много грузовиков внутренних войск: 17 стояло по Большой Бронной улице, несколько вокруг Новопушкинского сквера, какое-то количество находилось по ту сторону Пушкинской площади.

Думаю, непосредственно у места митинга всего было грузовиков 25, по 27 бойцов в каждом. Молодые солдатики, сами они отвечали, что из Московской области, и имели нашивки с белой пантерой (Отдельная дивизия оперативного назначения, базирующаяся под Москвой).

Так как бойцы ехали издалека, то на пустыре в начале Большой Бронной улицы для них организовали полевую кухню.

Также вокруг Новопушкинского сквера дежурило около 10 автобусов с ОМОНом и столько же автобусов с милиционерами (автобусы почему-то все время переезжали с места на место).

Получается, что на этот раз митинг поручили охранять в основном солдатам-срочникам. При это проходила информация, что много ОМОНа находится в засадах по Тверской улице, т.е. по маршруту ожидаемого шествия.

Журналистам бесплатно выдавали не желтые бейджики "Пресса" (как в 9 июня в Петербурге), а "жилеты сигнальные повышенной видимости" ярко-оранжевого цвета. Я подобными жилетами принципиально не пользуюсь. Однако, когда я, увешанный фотоаппаратами, обходил сквер, меня остановил какой-то подполковник милиции и сказал следующее: "Коллега, вон жилеты раздают, иди возьми, полезно, чтобы по шеям не надавали". Растроганный, я его поблагодарил, но к месту раздачи не пошел. Вместо этого разговорился с прохожим, который оказался доктором психологии, при этом служил в КГБ и учил на каких-то курсах самого В.В. Путина. Господин оказался вполне сочувствующим протестным настроениям, ужасался, сколько сил пригнали на мирный митинг, говорил, что строится полицейское государство, что в его время органы осуществляли нормальную оперативно-разыскную работу, а сейчас криминалом никто не занимается. Сообщил, что Путин, когда у него учился, был совершенно неглупым парнем, а сейчас Путину, похоже, власть вскружила голову до шизофрении и Путин начал отождествлять себя и Россию. Под конец сказал, что больше всего боится, как бы к власти не пришли сталинисты, так как таковых господ "старой школы" в органах еще остается очень много, не все перемерли. Пока мы беседовали, ко мне опять подошел тот же милиционер и опять посоветовал взять жилет, пришлось получить и спрятать в сумку.

В сквере до митинга. Командиры ОМОНа вырабатывают тактику на случай шествия. Доносятся обрывки фраз: "бить", "выхватывать по одному", "брать всех".

В 15.00 в сквер стали через металлодетекторы пропускать пришедших на митинг.

Исполнительный директор ОГФ Денис Билунов оформляет бумагу на случай превышения явки (мэрией разрешено 500 митингующих).

В 16.00 в сквер заходят Каспаров и Лимонов.

Оранжевые журналисты оккупируют место перед заграждениями, отделяющими трибуну.

Около 16.45 (т.е. с некоторым опозданием) митинг начался. Всего, за вычетом журналистов, было примерно 2000 человек, еще несколько сотен слушали выступления, находясь по ту сторону заграждений.

Четыре панорамных фото:

В целом, митинг прошел очень спокойно, без каких-либо эксцессов со стороны правоохранительных органов. Впервые к "Маршу" присоединились московское "Яблоко" и молодежное отделение СПС, хотя пока и не вполне официально, так как формально указанные партии поддерживать "Марш" и "Другую Россию" отказываются.

Не обошлось без провокаций. Кто-то пытался прорваться к микрофону, выкрикивая лозунги про Березовского и Лукашенко (см. подробнее здесь).

С той стороны площади, у здания "Известий", сначала был запущен воздушный шар в форме дирижабля длиной метра 3-4 и с какой-то надписью про демократию (дирижабль высоко не поднялся, т.к. быстро сдулся, целиком надпись прочитать не удалось).

Двое молодых людей, залезших на крышу "Известий", разбросали довольно много листовок и развернули транспарант "Привет маршу политических валютных проституток", а минут через 5 его свернули, бросили прямо там и ушли.

Десятка два молодых людей (как я понял, из "Наших") пытались пройти на митинг, но охрана их отслеживала у металлодетекторов и сдавала милиции со словами, что "мы не можем гарантировать их безопасность на митинге, пусть они лучше идут, приберут за своими намусорившими друзьями" (разбросанные с крыши листовки пришлось в результате убирать, видимо, дворникам), милиционеры несостоявшихся провокаторов выводили наружу.

Несколько раз во время митинга сквер медленно объехала грузовая "Газель" с мощными динамиками, накрытыми синим тентом, откуда вкрадчивый голос произносил фразу "Я не согласен", а после нее раздавался истерический смех. Когда кто-то захотел грузовик потрогать, вмешался ОМОН и любопытных отогнал, после этого за грузовиком, оберегая аппаратуру, стали вприпрыжку бегать те нашисты(?), которых охрана не пустили на митинг.

На митинге выступали Каспаров, Лимонов, Шендерович, Удальцов (лидер АКМ, утром задержанный УБОП, но быстро освобожденный), представители "Яблока", "Смены", "Обороны".

Под конец выступил лидер московского отделения партии, название которой Нельзя Больше Произносить, Юрий Червинчук откровенно озвучил свою политическую позицию и заявил, что цель всех собравшихся - восстановить СССР. Речь Червинчука была, конечно, не самой удачной, т.к. цель выходящих на "Марш" -- построить демократическое гражданское общество, где бы название партии Червинчука можно было произносить, а самой партии была бы предоставлена медийная площадка для агитации электората. Врочем, большого отклика выступление Червинчука не вызвало даже у присутствовавших нацболов.

Видеозаписи некоторых выступлений. Видеоотчет Олега Козырева.

Аудиозаписи некоторых выступлений.

В 17.30 митинг завершился, причем Каспарову просто отключили микрофон, не дав закончить заключительную речь. Каспаров призвал собравшихся подчиниться властям, незаконно запретившим "Марш", и разойтись после митинга. К сожалению, это было правильное решение. Силы на этот раз были неравны. Солдаты, милиция и ОМОН точно смогли бы сдержать шествие, и призывать граждан отстаивать свои конституционные права на свободу, подставляясь под дубинки бойцов, было бы неверно.

Люди расходятся.

Итоговый улов дежурных у металлодетекторов: ремень с бляхой, цепочка, газовый балончик и сверло.

Интервью по итогам митинга.

А некоторые милиционеры и солдаты оказались вполне интересующимися.

Алексей Касьян

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter