"Россия – одна! Другой не бывает!", - скандировали статисты молодежных прокремлевских организаций, пикетировавшие здание гостиницы Holiday, где 7-8 июля проходила вторая конференция другороссов. Тот, кто сочинил этим ребятам кричалки, сознательно подменил понятия. Россия, конечно, одна, но времена в ней бывают разные. Я, например, помню совсем другую Россию, чем та, в которой живу ныне. Для меня понятие "другая Россия", прежде всего, означает возможность будущего, принципиально отличного от настоящего по целому ряду социальных, политических и культурных критериев. История уже многократно показывала, что радикальные изменения исторического дискурса не только возможны, но и закономерны. Глубинный конфликт между властью и подлинной оппозицией состоит именно в борьбе за будущее. Власть утверждает, что будущее – это всего лишь продленное во времени настоящее, оппозиция знает, что возможна другая Россия.

От общих принципов перейдем к практическим вопросам стратегии борьбы. Сначала о неприятных моментах. Выход Михаила Касьянова из "Другой России", несомненно, разочаровал множество людей, поверивших в возможность объединения оппозиции. Однако, вопреки прогнозам политических врагов и социальных пессимистов, вторая конференция другороссов показала, что коалиция сохранилась и будет продолжать активно работать. Единственного кандидата от "Другой России" на президентских выборах решено назвать в середине осени. Он будет определен по итогам голосований на региональных конференциях объединенной оппозиции.

Каковы в связи с этим перспективы Михаила Касьянова, которого многие ранее расценивали как наиболее вероятного кандидата. С уверенностью можно сказать, что без "Другой России" он не имеет шансов на победу. Как политическая фигура Михаил Касьянов может набирать вес только в качестве ставленника коалиции правых и левых. Попытка выступить самостоятельным фронтом и играть только на либеральном поле обернется для него крахом. Создать объединенный блок вместе с Яблоком и СПС Касьянову не удастся, поскольку Явлинский уже сам заявил о готовности участвовать в президентских выборах. Но, даже если Михал Михалыч сможет достичь каких-то договоренностей с системными либералами, результат будет совершенно не соответствовать затраченным силам. В роли очередного кабинетного апологета либеральной демократии экс-премьер не сможет заинтересовать общество. Не исключено, что в Кремле даже согласятся на регистрацию Касьянова, предвидя, что выборы он проиграет с разгромным счетом.

Таким образом, власть могла бы отомстить Михал Михалычу за причиненное ей реальное беспокойство во времена пребывания экс-премьера в "Другой России". Для Касьянова самым разумным решением было бы скорейшее возвращение к союзу с коалицией непримиримых. Лишь в ее рядах он сможет постепенно завоевать широкую народную поддержку и всерьез бороться за власть. Разумеется, все эти аргументы уместны, только если Михал Михалыч остается в строю, а не решил тихо выйти из игры.

Как известно, конфликт внутри "Другой России" произошел из-за разногласий по поводу процедуры выбора единого кандидата от коалиции. Михаил Касьянов считал нецелесообразным проведение праймериз, на котором настаивал Гарри Каспаров. Предварительные выборы в регионах, безусловно, являются наиболее демократической формой выявления лидера. Тем не менее, в идее праймериз содержится определенный изъян. Оппозиция может забыть, что для того, чтобы победить, она должна выбрать не просто самого любимого и подходящего ей кандидата, а человека, которого сможет принять значительная часть общества, не относящаяся к протестному электорату. Зная оппозиционную среду, я не удивлюсь, если по итогам голосований в регионах победителем окажется, скажем, не Виктор Геращенко, а Владимир Буковский – человек уважаемый, но совершенно непроходной как кандидат в президенты. Следует помнить, что политическая борьба не должна превращаться в откровенно безнадежные демарши.

Сторонники Эдуарда Лимонова, вошедшие в альянс с либеральными буржуазными политиками, показали пример взвешенной толерантной позиции, необходимой при решении сегодняшних первостепенных задач. Будем надеется, что региональные праймериз не станут нескончаемыми бесплодными дискуссиями, которые так любит наша интеллигенция.

Один из важнейших вопросов, поднятых на второй конференции "Другой России", – тактика борьбы в сезон парламентских и президентских выборов. Были предложены две линии поведения. Первая – тотальный бойкот гнусного мошенничества власти, сопровождающейся проведением альтернативных выборов, организуемых "Другой Россией". Этот вариант предложил Андрей Илларионов. По его мнению, радикальная оппозиция не должна участвовать не только в парламентских, но и в президентских выборах, поскольку любое участие будет способствовать легитимизации "преемника" и мафиозного режима. Эдуард Лимонов и Владимир Абель высказались в пользу иной тактики. Согласно их плану, "Другая Россия" должна принять участие в парламентских выборах, полностью проигнорировав все правила игры установленные Кремлем. Несмотря на отказ в регистрации, вести агитацию, проводить митинги, марши и так далее. В результате, выведенная из равновесия власть должна будет либо пойти на уступки, либо открыто продемонстрировать обществу свою узурпаторскую сущность...

Мне представляется, что нужно совместить обе тактики. План Андрея Илларионова, несомненно, построен на последовательном и предельно честном анализе ситуации. Единственный, но серьезный его недостаток – отсутствие доказательства легитимности альтернативных выборов. Это доказательство может быть получено лишь в случае прямого юридического отказа государства принимать во внимание мнение значительной части общества, выражаемого "Другой Россией". В противном случае, оппозиционеров просто объявят самозванцами.

На сегодняшний день, единственный способ доказать легитимность альтернативных выборов оппозиции и нелегитимность выборов, проводимых властью, – это участие в осенней избирательной компании по сценарию, который предлагают национал-большевики. С другой стороны, в этом сценарии нет плана дальнейших действий после парламентских выборов. На мой взгляд, именно тогда можно будет использовать предложение Илларионова. Поскольку отказ в регистрации "Другой России" гарантирован на 99,9 процента, предвыборные штабы коалиции необходимо будет преобразовать в альтернативные Кремлю гражданские структуры. На определенном этапе в стране может возникнуть ситуация двоевластия...

Алексей Лапшин

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter