Поистине, июль 2007 года имеет все шансы стать для России, как говорили в прежние времена, историческим. Чего стоит одна только победа Сочи в состязании за право принимать гостей и участников Зимней Олимпиады. Практически одновременно Главком ВМФ сил России Владимир Моторин объявил о начале масштабной реформы нашего военного флота. Кстати, это будет третья реформа за последние 150 лет. Реформа предусматривает создание шести мощных авианосных групп, каждая из которых будет включать в себя сам авианосец, а также корабли сопровождения и десантные суда. По словам Главкома, три группировки будут базироваться за Северном флоте и три – на Тихоокеанском. При этом два авианосца будут находиться на боевом дежурстве, а два – в состоянии повышенной боевой готовности.

После завершения реформы, которая рассчитана на двадцать лет, численность российского военно-морского флота достигнет 300 судов. Таким образом, наш флот по численности и мощности вооружения выйдет на второе место в мире, уступая лишь американскому.

По "случайному совпадению" за несколько дней до заявления Главкома армейские пресс-службы сообщили об успешном запуске баллистической ракеты РСМ-56 "Булава". Ракета была выпущена с борта подводного ракетоносца "Дмитрий Донской" и "спустя заданное время успешно поразила учебные цели на Камчатке". Известие оказалось весьма отрадным, поскольку, как мы помним, три предыдущих запуска оказались неудачными. Успех четвертого пуска показал, что будущий мощный российский флот, о котором говорил Владимир Моторин, будет оснащен столь же мощным оружием, которому нет равного в мире.

Скажу совершенно искренне – мне очень хотелось бы здесь поставить точку и только порадоваться успехам отечественных ученых и конструкторов, сумевших предложить и обосновать такую внушительную программу переоснащения флота. Однако некоторые детали мешали воспринимать происходящее с должным пафосом. Прежде всего, бросалось в глаза явное несоответствие грандиозности замысла реальным возможностям страны и, главное, традициям отечественного судостроения и военно-морской доктрины. Поэтому громкие заявления неуловимо напоминали знакомые многим по советской эпохе заведомо невыполнимые обязательства выполнить "пятилетку с три дня".

В России уже трижды предпринимались попытки реформировать военно-морской флот. Первая из них относится к 80-м годам Х1Х века, а последняя – к 50-м годам века минувшего. С сожалением придется отметить, что ни одно из этих благородных начинаний не было доведено до конца. Понятно, что эта историческая ремарка может и не иметь прямого отношения к современности. В конце концов, рано или поздно "полоса невезения" должна была закончиться. Но смущает слишком уж резкий "разворот" в стратегии развития флота, который намеревается в кратчайшие исторические сроки осуществить наше командование.

Дело в том, что, американские и английские флотоводцы чуть ли не век назад сделали ставку на приоритет авианесущего флота. В то же время у России никогда не было серьезного практического опыта строительства авианосных кораблей. Тому есть ряд объективных причин. В 50-е годы прошлого столетия руководство СССР сделало ставку на строительство мощного подводного флота. Эта стратегия принесла свои плоды. Даже в самые "закрытые" времена мы знали "имена" наших крупнейших и мощнейших подводных лодок. В то время как англичане и американцы с гордостью произносили названия своих гигантских надводных кораблей.

Сейчас сложно рассуждать о плюсах и минусах отечественной концепции. Мне лично кажется, что плюсов в ней было больше. Но дело не в этом, а в том, что, развивая подводный флот, отечественные судостроители неизбежно теряли навыки строительства надводных судов, в том числе авианосцев. Это предельно наглядно проявилось в 70-х годах двадцатого века, когда после жарких споров и долгих согласований было решено начать строительство авианесущих кораблей. Рожденные в результате этого решения и вставшие на боевое дежурство суда производили двоякое впечатление. С одной стороны они явились несомненным достижением отечественной конструкторской мысли, и при работе над нами были реально воплощены некоторые оригинальные идеи. Однако назвать их авианосцами в привычном смысле этого слова язык не поворачивался. Прежде всего, потому, что у "Минска", "Киева", "Новороссийска" и "Баку" - а именно так назывались первые советские "авианосцы" - отсутствовала полетная палуба с взлетной полосой. Они были предназначены исключительно для базирования самолетов вертикального взлета. Возможности этих, без сомнения оригинальных машин, были ограничены по сравнению с классической авиацией. Поэтому для них даже было придумано искусственное и неуклюжее название – "тяжелый авианесущий крейсер". Составить реальную конкуренцию американским и английским монстрам такой "крейсер", конечно же, не мог.

Первым отечественным полноценным авианосцем с взлетной полосой на палубе стал "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов". Остается он единственным и поныне. Поэтому вызывает большое сомнение заявление Главкома, что в ближайшие годы мы сумеем вопреки сложившейся традиции создать "с нуля" собственный полноценный авианосный флот со всей инфраструктурой и судами сопровождения. Сказанное сильно смахивает на авантюру.

Пока ненадолго вернемся к "Булаве". Через несколько дней после запуска выяснилось, что с ней тоже далеко не все благополучно. Сначала появились слухи о том, что параметры испытаний сильно отличались от тех, что были опубликованы в прессе. Затем некоторые данные просочились в открытую печать. Как сообщил журналистам анонимный источник в командовании флота, из трех боеголовок цели достигли две, да и то с заметным отклонением. Но это еще можно было бы считать допустимой погрешностью. Однако, по данным источника, запуск был осуществлен с глубины в 40 метров, вместо запланированных пятидесяти, и при скорости в два узла, вместо плановых четырнадцати. То есть почти в "тепличных условиях". Следовательно, реальных характеристик ракеты создатели так и не узнали. Они увидели только то, что их ракета в состоянии самостоятельно покинуть шахту и полететь в сторону намеченной цели. Для уточнения остальных характеристик потребуется провести еще не меньше двух десятков пробных запусков.

Мне кажется, что оба явления схожи между собой. Я имею в виду отдающее "советским авантюризмом" заявление Главкома и "подкорректированные" итоги испытания ракеты, на которую командование возлагало особые надежды. Все это очень похоже не на реальный отчет о положении вещей в современной армии, а на парадный доклад, содержание которого никто не принимает всерьез. Можно предположить, что в атмосфере всеобщей эйфории, царящей в стране в последние недели, военные просто не посмели сказать правду, и доложили высшему руководству то, что это руководство хотело услышать. Военных можно понять. В противном случае последствия для тех же разработчиков "Булавы" могли бы быть весьма печальными.

Еще полбеды, когда все ограничивается только парадными докладами и сомнительными отчетами. Будет гораздо хуже, если "парад показухи" продолжится и войдет в привычку. Тогда народ постепенно уверует в то, что через несколько лет у нас будет самый мощный флот в мире, а ракеты, которые стоят у него на вооружении, надежны и безотказны.

К сожалению, все это мы уже проходили. В свое время страна тоже была заполнена виртуальными товарами и гордилась сомнительными достижениями. Спустя 20 лет, если мы вовремя не одумаемся, на защиту отечества может встать бумажный флот.

Георгий Глазунов

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter