В России за июнь резко увеличилась задолженность по зарплате. И хотя на первый взгляд, ситуация сегодня не такая обвальная, как в 1998 году, когда долги по зарплате дошли до 89 миллиардов рублей, но тенденция вполне очевидна. Российская экономика подает сигналы бедствия. Это, собственно, не новость. Россия до сих пор не оправилась от потрясений. В начале 90-х годов по своему внутреннему состоянию она не была готова к столь резкой либерализации внешнеэкономического режима, так как долгое время находилась в глухой экономической изоляции. Под напором внезапного массированного импорта в силу низкой внутренней конкурентоспособности в "лежачем положении" оказались практически все отрасли как потребительского сектора: текстильная, легкая, пищевая промышленность – так и машиностроение, станкостроение, приборостроение. Рухнули и программы конверсии.

О допущенных тогда просчетах и путях вывода экономики из кризиса говорят и продолжают говорить все видные и невидные экономисты, отечественные и западные. Но российская власть вместо трудной и скрупулезной работы по выстраиванию новой, адаптированной к мировому рынку экономической системы, а также проведения структурной перестройки громоздкого государственного аппарата выбрала легкий путь пополнения бюджета за счет сырья. Олицетворением России, переставшей что-либо производить, стала "Труба", для обслуживания которой не нужны 150 миллионов россиян. Произошло превращение бюрократия в сырьевую олигархию. Ударившись в беспардонные бега за прибылью, она сделала народ лишним в своей стране. Для строительства тех же газопроводов привлекается иностранная рабочая сила, тогда как миллионы российских граждан остаются безработными.

С приходом Путина россияне надеялись, что он исправит это положение. Но при нем, наоборот, паразитирование на природных ресурсах достигло гигантских масштабов. Путин оказался мастером по части симуляции и имитации. Он под маркой наведения законности и порядка законсервировал все уродливые явления. Сегодня больше не слышно о российских бандитах лишь потому, что все они расселись по государственным должностям. Власть они делят с целой армией бывших сотрудников спецслужб, которых Путин привлек к управлению страной. Беспрецедентно высокие мировые цены на нефть вывели Россию в число "великих энергетических держав". На мировой арене страна стала играть более заметную роль, но не благодаря своей экономической мощи, а благодаря новому "апокалипсическому оружию – нефти и газу.

Энергетическая "жажда" Запада и развивающего Востока поистине неистощима, поэтому энергетический шантаж стал средством политики. Тот, кто поставляет нефть и газ и способен в любой момент прекратить эти поставки, обретает громадную власть над другими. И Путин без колебаний пользуется этой властью, потому что понимает, что ее источник нестабилен и чрезвычайно зависим от международной ценовой конъюнктуры. Таким образом, он заинтересован только в одном: высоких ценах на ресурсы. А, как известно, политическая нестабильность способствует их взвинчиванию. Кремль демонстративно вооружается. Путинские военные расходы растут как на дрожжах: миллиарды долларов тратятся на создание баллистических ракет наземного и подводного базирования, истребителей, бомбардировщиков и танковых армад. С помощью нефтедолларов Россия способна вооружиться так, как и не снилось даже Советскому Союзу.

С помощью этой пугающей мощи можно заставить мир принять любую абсурдную идею, а не только проведение зимней Олимпиады в тропиках. Теперь у Кремля иная глобальная идея-фикс: добыча полезных ископаемых в Арктике, где, по данным исследователей, находиться четверть всех запасов углеводородов. Права на эти богатства Москва уже начинает "прокачивать". Снаряжена целая экспедиция на Северный полюс для обследования дна Ледовитого океана с целью выяснить, как далеко пролегают хребты Ломоносова и Менделеева, как будто по ним проходит государственная граница. Эту логику, совершенно далекую от здравого смысла, удивительным образом подхватывают и вроде бы думающие люди: журналисты, ученые. Например, наши специалисты Росгидромета, несмотря на тревогу мировой общественности по поводу сокращения объема арктических льдов, отнеслись к этому факту совершенно спокойно.

Такое "хладнокровие", по всей видимости, связано с тем, что наши "ученые" по совместительству являются и чиновниками. Российская бюрократия явно утратило чувство реальности. Надо полагать, следующим проектом "Путина и команды" будет разработка некого "гиперболоида адской конструкции", который бы позволил добывать из глубинных недр земли "черное золото". Одурманенные идеей господства, подобно амбициозному "инженеру Гарину", они готовы заплатить за ее осуществления любую цену, не принимая в расчет даже интересы человечества. Похоже, их совершенно не беспокоит мысль, что произойдет, когда льды растают? Тогда как для большинства очевидно, что повышение температуры, изменение климата на земле угрожает жизни всего человечества.

При таких-то "грандиозных" планах разве можно заметить из кремлевского окна проблемы "земляных человечков", не получающих зарплату, страдающих от невозможности заплатить за жилье, не говоря уже о том, чтобы его купить. Для нынешней российской власти – это мелкие проблемы, и они ее совершенно не волнуют. Но что же думает по этому поводу народ? Перед выборами в Госдуму и президента России у него есть шанс привести в чувство власть. В конце концов, только народ может через свою волю заставить правительство и президента проводить политику, ориентированную на народные интересы, а не интересы бизнеса, пусть даже и очень большого.

Ольга Гуленок

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter