10 августа в Верховному суде Республики Мордовия состоится первое судебное рассмотрение дела о прекращении деятельности газеты "Эрзянь Мастор" ("Земля эрзян") на основании статьи 11 Федерального закона РФ от 25 июля 2002 года "О противодействии экстремистской деятельности". Это именно тот печально известный законодательный акт, против принятия которого выступало правозащитное сообщество и поправки к которому в 2006 году установили возможность объявления экстремистом всякого, публично оклеветавшего высших чиновников РФ и субъектов Федерации при исполнении ими своим должностных обязанностей. Поправки, как и ожидалось, выполнили роль "правоохранительной дубины" в руках властей, и одним из первых могут постродать оппозиционеры-националисты.

В Фонде спасения эрзянского языка им. А. П. Рябова - организации-учредителе газеты нынешнему развитию событий не удивились и сохраняют спокойствие. По словам главного редактора "ЭМ" Нуяня Видяза (Евгения Четвергова) прокуратура республики вела проверку публикаций издания еще с начала 2007 года. Однако заявление правоохранителей появилось сразу после двух мастабных скандалов с участием властей Мордовии и "ЭМ". По слухам, после жесткой критики "Эрзянь Мастор" этнографического фестиваля "Шумбрат, Финно-угрия!" в середине июля и срыва властями масштабного праздника-моления Раськень Озкс 14 июля решение о закрытие неугодной газеты было принято на самом высоком республиканском уровне.

Конфликт с властью был запрограммирован характером деятельности фонда и газеты. Националисты из "ЭМ" все тринадцать лет существования газеты не уставали требовать от властей соблюдения хотя бы минимума культурных и языковых прав мордовских национальных меньшинств. Под именем "мордвы" фактически существуют два народа с своей самобытной культурой и языком - эрзя и мокша. Оба народа - классические европейские национальные меньшинства и коренные народы на своих территориях компактного проживания. Даже в самой республике количество эрзи мокши составляет чуть более 30 % от всего населения, в то время как территория расселения эрзянского и мокшанского народов включает в себя половину современной Нижегородской, часть Рязанской, Самарской, Ульяновской, Пензенской, Оренбургской областей. Очевидно, что нигде кроме Мордовии эрзя и мокша не могут в наиболее полном объеме реализовать права на национально-территориальную автономию, включающую в себя развитие языка, культуры, традиционного природопользования, укрепления идентичности эрзянского и мокшанского народов, наконец.

Но это в идеале, а на практике "ЭМ" приходилось все эти годы привлекать внимание к таким острым проблемам, как отсутствие детских садиков и школ с преподаванием на национальных языках, даже в местах компактного расселения народов, сокращением книгоиздания на языках эрзи и мокши, свободного исповедования природной веры эрзян, долгое время находившейся под запретом и так далее. Авторитарный режим Николая Меркушкина, бессменно правящий Мордовией с 1995 года постепенно превратил республику в собственное доходное предприятие, где национальная составляющая скорее представляется помехой.

Поэтому, де-факто был взят курс на интенсивную и почти насильственную ассимиляцию мордвы. Реальным выражением этой политики стало сокращение часов преподавания на эрзянском и мокшанском языках в школах, детских садах и вузах. Приоритетом в образовании на полном серьезе были объявлены спортивные программы. В Кремле о таких незатейливых технологиях взращивания сильного, но глупого и послушного народа, наверное, пока еще только мечтают. Возрождение традиционной религии эрзян подавлялось интенсивным строительством церквей и образованием приходов РПЦ Московской патриархии. Перечислять все нарушения не хватит никакой статьи. Легче сказать, что ни одно из базовых культурных или языковых прав национального меньшинства не соблюдалось.

Финалом противостояния стали события июля этого года, когда высшие региональные чиновники инициировали и с огромной помпой провели в не самой экономически развитой республике фестиваль "Шумбрат, Финно-угрия!", который посетил президент Путин и главы Финляндии с Венгрией. На международном уровне фестиваль использовали в качестве очередного витка конфронтации с Эстонией (Финляндия, Венгрия и Эстония - финно-угорские государства, к финно-угорской языковой группе относятся и мордовские этносы). Президента Эстонской республики демонстративно не пригласили в Саранск. На уровне Федерации "Шумбрат, Финно-угрия!", выполненная в лучших традициях советской "показухи", должна была продемонстрировать, что с мордвой все в порядке, раз несколько десятков человек в национальных костюмах еще поют и танцуют.

И только "Эрзянь Мастор" позволила себе критику пиар-действа на мордовских костях, честно рассказав, как загоняли студентов на фестиваль. Обнародования правды об освященном президентским присутствием (Путин нечасто бывает в Мордовии, потому что реальных социально-экономических успехов в республике не наблюдается) мероприятии им простить не смогли. Еще более неприятный эпизод случился 14 июля на всеэрзянском обрядовом празднике-молении (Раськень Озкса), где власти умудрились сами сорвать "государственный праздник Республики Мордовия". Долгие годы активисты фонда и "ЭМ" добивались признания Раськень Озкса на официальном уровне, потому что это моление на протяжении веков выполняло интегрирующую роль в укреплении идентичности эрзян. В 1629 году царские власти запретили Расьвень Озкс, проводя политику христианизации мордвы. В 2004 году после почти четырех веков забвения общеэрзянское моление состоялось вновь. Тогда же правящий режим пошел на уступки Фонду и придал проводящемуся каждые три года празднику официальный характер.

Но в 2007 году Раськень Озкс в деревне Чукалы Большеигнатовского района к изумлению нескольких тысяч традиционалистов начался не на Мааре - священном кургане предков, где по преданию захоронены 11 тысяч эрзянских воинов, павших в неравном бою с Ногайской Ордой, а на поляне у леса. И началась центральная часть праздника не с моления верховному Богу эрзян Инешкипазу, а ... с выступления актива мордовской "Единой России" и руководства разных уровней на русском языке, которые начали рассказывать об успехах в экономики респбулики и видах на грядущий урожай. Оскорбеленные верующие потянулись с поляны, а представители Фонда спасения эрзянского языка прорвались на сцену и потребовали прекратить весь этот фарс. В ответ эрзянским националистам отключили микрофон, а через динамики стали передавать русскоязычную поп-музыку. Большинство традиционалистов самостоятельно перешло к Маару, где были совершены необходимые молитвы, но обрядовая программа праздника оказалась практически сорвана. "ЭМ", естественно, описал творивщуюся в Чукалах вакханалию, а буквально на следующий день пришло заявление из прокуратуры.

Легальные мордовские националисты не идут на соглашения с региональной "вертикалью", поэтому их в национальной республике с антинациональной политикой "давят" в первую очередь. Остальным оппозиционным силам пришла пора задуматься, по ком звонит колокол и кого будут уничтожать после несговорчивых эрзян. А остальным думающим россиянам не стоит утешать себя тем, что ситуация в Мордовии уникальна. Просто в поволжской республике реализация путинской модели власти зашла немного дальше, чем в остальных регионах.

Антон Чуриков

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter