О том впечатлении, которое производит наша страна на Западный мир можно судить, например, по газетным статьям в западной прессе или же по официальным заявлениям политиков. Но на самом деле, все это не дает ни малейшего представления о том, каков имидж далекого Востока в массовом сознании беззаботного западного обывателя. Что же может дать об этом внятное представление? Опросы общественного мнения? Никак нет. Массовая культура давно уже стала ярким показателем, индикатором, калькой нашего имиджа – и в особенности, массовое кино.

Ведь задача успешного режиссера и продюсера заключается в том, чтобы угадать настроения своих зрителей, удовлетворить их запросы и ожидания. А если речь идет о "фильмах ужасов" – угадать потаенные страхи, вытащить их наружу, ткнув в лицо беззаботному зрителю, дежурно поедающему попкорн, его скрытые фобии. И самые интересные образцы жанра черпают свою энергию из социальных, а то и политических фобий зрителя. Заранее прощу прощения, что могу частично раскрыть сюжет некоторых фильмов, которые читатель еще не смотрел, и постараюсь по возможности этого избежать.

Не так давно на мировые экраны вышел фильм "Хостел", а затем и его продолжение – "Хостел 2". Сюжет фильма прост: трое молодых людей (двое американцев и один исландец) путешествуют по Европе. Оставив позади учебу, они отправляются за развлечениями. Но дискотеки и проститутки Голландии им быстро надоедают – оказывается, что в Западной Европе почему-то не любят американцев. И вот на их пути встречается молодой человек, который рассказывает им о чудесной Восточной Европе, где длинноногие красавицы бросаются на шею, как только узнают, что перед ними американец.

Восточная Европа (Словакия) показана очень колоритно: грязные индустриальные пустоши – "а вот здесь наша главная достопримечательность – такой-то резиновый завод", - с гордостью сообщает приезжим таксист. По улицам бродят стаи бездомных детей, вооруженных подручными предметами, и вежливо просят у туристов доллар или жвачку. И, разумеется, помимо длинноногих девиц падких на развлечения героев ждет настоящий ад, так как именно там действует организация, похищающая туристов, а затем продающая своим клиентам возможность убить их каким угодно изощренным способом. Дороже всего убийство американца – видимо, потому что американцев по всему миру очень любят.

Вторая часть сообщает зрителям, что организация эта международная и западные миллионеры сражаются на аукционе за право умучать своего соотечественника. Показывают и руководителя организации – в его роли не кто-нибудь, а бывший министр культуры Словакии. В общем, Восточная Европа действительно оказывается именно тем волшебным местом, где можно реализовать свои самые смелые фантазии. Правда, несколько иного свойства, нежели обыденные фантазии студентов из первой части. Режиссер обеих частей Эли Рот, кстати, осознал, какой имиджевый эффект он произвел, и извинился перед Исландией за то, что изобразил в первой части исландца алкоголиком и раздолбаем.

Подобных фильмов выходит довольно много. В 2006 году вышел в свет английский фильм "Изоляция" (Severance) - английская компания из восьми человек едет в Восточную Европу на тренинг по "командному духу", который по неизвестной причине им потребовалось проводить в глухом венгерском лесу. Это не только ужасы, но и комедия - очень весело, когда один англичанин попадает ногой в медвежий капкан, другие пытаются его разжать, но не хватает сил и он – "клац" – снова схлопывается! После четырех или пяти "клац" нога коллеги-таки остается в капкане. Или же злодей некоторое время безуспешно пытается поджечь отсыревшими спичками облитую бензином девушку, а затем-таки решает воспользоваться огнеметом.

Собственно, злодеи в фильме – на самом деле русские спецназовцы, оставшиеся без работы после краха Варшавского блока и промышляющие развлекательной охотой на всех, кто забредет в район их старой военной базы. Ну, действительно, а чем им еще заниматься?

Если Вы думаете, будто я осуждаю американцев и европейцев за такой аппетитный образ Восточной Европы – ничуть! Нечего на зеркало пенять. Кроме того, по отношению к себе они столь же строги. Один из самых распространенных сюжетов американских хорроров – кровожадный маньяк-реднек, живущий в глухом американском захолустье, жертвами которого оказываются образованные американские горожане, приезжающие на отдых.

У огромного количества фильмов – от классики "Техасская резня бензопилой" и до современных кино шедевров Роба Зомби "Дом тысячи трупов 1, 2" – именно такой сюжет. Очевидно, что он является отражением дифференциации американского общества – страха образованных городских американцев перед агрессивным населением американского "кантри", поголовно вооруженным, правым и голосующим за Буша. Старая тема культурного взаимодействия элоев и морлоков. Чаще всего кровожадная сущность безумных реднеков в таких фильмах никак не объясняется – мол, вот такие они, а почему – одному Богу известно.

Но не всегда. В фильме "У Холмов есть глаза" (две части, первая – это ремейк одноименного фильма Уэса Крейвена 70-х годов) пояснение дается. Там кровожадные реднеки – продукт ядерных испытаний – мутанты. Ведь как еще городской американец может объяснить себе, почему жители захолустья голосуют за Буша? Только под воздействием критических доз радиации.

А что же Россия? Можно вспомнить трэш от Светланы Басковой: "Зеленый Слоник", полностью раскрывающий тему российской армии. Весьма хорош был фильм "Упырь" 97 года. Также очень хорош недавний "Груз 200" Алексея Балабанова – совершенно удивительно, что подобный фильм появился только сейчас. Ведь унылая действительность Совка – самая плодотворная почва для различных триллеров, хорроров и саспенсов.

Более массовое кино также не отстает. Но российские кинопроизводители осторожничают – исключительно верная по сути, но дурная по форме "Жесть" провалилась именно по этой причине. Создатели фильма метко углядели российский вариант взаимодействия "морлоков и элоев" ("реднеков и городских"), но побоялись изобразить его с должной степенью жестокости и силы.

На самом деле, социальная дифференциация в России куда круче, чем в Америке. Один мой друг любит рассказывать о российских "зонах вымирания" – например, о картинах виденных им в тверской области, где в некоторых местах степень деградации и алкоголизации населения такова, что оно уже общается между собой только жестами и мычанием. Это не кино – это реальность. И российское массовое кино, разумеется, не должно отставать от реальности – ведь оно нынче на подъеме.

Итак, самый успешный сценарий для нового российского супер-мега-блокбастера в жанре "ужасы" таков: группа молодых и успешных жителей столицы, сторонников партии "Единая Россия" отправляется в Тверскую область, в бывший элитный дом отдыха для партийной верхушки – на закрытую конференцию и модную тусовку. Это успешные молодежные политики, известные журналисты (честные и объективные), ведущие российские пиарщики, популярные писатели, модные дизайнеры и прочая действующая и будущая элита Россия. А также их друзья и подруги, любящие букву "с" более всякой другой буквы алфавита – "суси", "сасими" и "солярий".

Первый день все прекрасно: фуа гра и выступление группы "Дискотека Авария". Но на следующий день, залечив кокаином похмелье, молодые люди неожиданно обнаруживают, что честный и объективный журналист бесследно исчез, а мобильная связь почему-то отказала. Затем оказывается, что все население поселка городского типа давно и необратимо мутировало под воздействием адской смеси из водки "Путинка", героина и клея "Момент". Далее, начинается ад. Честный и объективный журналист повешен на крюк и освежеван безумным местным мясником. Ведущего пиарщика затаскивают под мост, рвут когтями и съедают заживо кровожадные бомжи-мутанты. Хрупкая ответственная по молодежной политике попадает в лапы местного врача хирурга, который ставит над ней бесчеловечные эксперименты, подобно "Доктору Сатане" из "Дома тысячи трупов".

Один лишь популярный писатель, выбиравшийся и не из таких передряг, успевает добраться до телефона. Прибывший тут же элитный отряд ФСО зачищает огнеметами территорию от алкоголиков-зомби и уничтожает гранатами логово героиновых мутантов. Но это только начало…

Полагаю, что фильм будет крайне успешен, особенно у московской аудитории. Ведь кино должно цеплять за живое, вытаскивать на свет потаенные страхи – в том божественная сила искусства.

Михаил Пожарский

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter