"Нет ни эллина, ни иудея", - провозгласил апостол Павел. Профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев не вполне согласен с этим утверждением. То есть, его заботят, конечно, не эллины, а русский народ, одной из форм геноцида которого, по мнению профессора, являются смешанные браки.

"Когда наши женщины выходят замуж за кавказцев, они обогащают своими генами другие народы. А русская нация слабеет!", - заявил он, добавив, что в семье русской женщины и дагестанца дети "будут дагестанцами и, более того, мусульманами".

Прочитав эти слова, я поняла, что пора занимать место на скамье подсудимых. Потому что замуж я вышла хоть и не за дагестанца, но и не за русского – ценные гены на сторону унесла. И ведь не скроешь свое преступление, вот они, "вещественные доказательства", в гостиной мультики смотрят. Нет, все, пора искать адвоката.

"У тебя мания величия? – поинтересовался знакомый юрист. – Политика геноцида может быть только государственной. Ты себя что, государством вообразила?". Я осторожненько положила трубку. Так, одно обвинение отпало – теперь буду разбираться с генофондом. Помнится, в истории ХХ века уже была страна, гражданок которой пригвождали к позорному столбу за связи с инородцами. Правда, славян руководители этой страны тоже считали низшей расой – потом они предстали перед международным судом за преступления против человечества...

Но, может быть, с тех пор наука уже сделала три шага вперед и точно выяснила, какой народ имеет более качественные гены? "Прекрати пороть чушь!", - рявкнул на меня знакомый генетик. Вот так всегда: чуть что, помощи от друзей не дождаться... впрочем, наверное, хватит уже иронии – пора всерьез осмыслить, что именно предлагают нам церковные иерархи.

Говоря о геноциде русского народа, Андрей Кураев не предъявляет обвинений ни руководству сопредельных стран, ни – тем паче – высшим должностным лицам Российской Федерации. Вся ответственность за "преступление" ложится на женщин, "связавшихся с инородцами" – совсем как в фашистской Германии. При этом профессор духовной академии случайно или намеренно смешивает генетику с национальным самосознанием, а национальное самосознание – с вероисповеданием. Стоит вспомнить, что янычары времен Османской империи вовсе не были турками: соответствующее воспитание получали мальчики-христиане из семей невольников, что вовсе не мешало им играть заметную роль в жизни империи и занимать высшие государственные должности. Султаны также не могли похвастаться чистотой крови – их матерями, бабками и прабабками были наложницы, похищенные в европейских странах, но на национальное самосознание первых лиц империи это никак не влияло.

Кем будут ощущать себя дети русской матери и, скажем, отца-дагестанца? Если они живут в русском городе и с младенчества слышат русские колыбельные и сказки в исполнении русской бабушки, то, казалось бы, ответ очевиден. Однако на деле шансы на то, что воспитание пойдет не впрок, достаточно высоки – просто потому, что уровень нетерпимости к чужому в современном обществе достаточно высок, и найдется немало "добрых людей", которые заставят черноволосых темноглазых ребятишек ощутить свое отличие от сверстников. Если тебе раз, другой, третий, десятый напомнят, что ты – кавказец, ты неизбежно начнешь ощущать себя кавказцем.

В этом смысле Андрей Кураев, безусловно, прав – только он путает причину и следствие. И, между прочим, не случайно путает. Ведь православная церковь, претендующая на роль морального авторитета в обществе, ни разу не пыталась поднять голос против роста ксенофобии. Даже, наоборот – в одобренном церковью учебнике Аллы Бородиной "Основы православной культуры" школьникам предлагают ответить на вопрос: "Почему иудеи распяли Христа и не могут войти в Царствие Небесное?". Правильный ответ, подсказанный автором: "Потому что этот народ думал о своей независимости, власти над другими народами и земном благополучии". Что называется, конец цитаты: снимаю шляпу перед тем, кто возьмется доказать, что подобные рассуждения воспитывают в детях толерантность и уважение к чужому...

Смешение национальной самоидентификации и вероисповедания столь же понятно: иерархи РПЦ достаточно давно пытаются доказать, что все русские люди – православные. Молодые женщины, выходящие замуж за инородцев-мусульман и принимающие ислам, действительно, портят эту благостную картину. Хотя, если разобраться, в не меньшей степени ее портят и те, кто принимает ислам (или какое-либо иное вероисповедание) не ради свадьбы, а по убеждению – и таких в последние годы набирается немало. Да и русские атеисты тоже не перевелись – впрочем, куда больше тех, кто относит себя к верующим, но при этом практически никогда не бывает в церкви. Кстати, судя по последнему опросу Левада-центра, 83 процента россиян не соблюдают никаких религиозных обрядов – это, кстати, относится не только к "православным", но и к "мусульманам". Поэтому предполагать, что каждый выходец с Кавказа тащит молодую жену и детей в мечеть, по меньшей мере, глупо.

Таким образом, далеко не каждый межнациональный брак в России межконфессионален. И когда Андрей Кураев приводит в пример Израиль, где межконфессиональные браки непременно фиксируются, эта аналогия представляется не вполне уместной. Стоит напомнить, что Израиль – религиозное государство, и все браки там заключают в синагогах, мечетях и церквях – светские израильтяне вынуждены жениться и выходить замуж за границей. Но при этом никому в Израиле не приходит в голову обвинить евреек, выходящих замуж за арабов, в геноциде... возможно, потому, что там слишком хорошо знают, что такое геноцид.

Впрочем, верно и то, что в разное время отношение к межконфессиональным бракам было различным. "Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее. И жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с ней, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освещается женою (верующей), и жена неверующая освещается мужем (верующим), иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы", - писал апостол Павел в послании к коринфянам. Очевидно, что в ту пору еще никто не слышал про гены. Впрочем, если бы и слышал, это вряд ли изменило бы позицию апостола. Просто потому, что его мало интересовала чистота крови его братьев и сестер по вере – он пекся о чистоте их душ...

Виктория Работнова

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter