Бесланская трагедия стала непомерным испытанием не только для родственников погибших в ней детей и взрослых. Как ни странно, слишком тяжело оказалось нести этот груз и представителям государственной власти, которые не могут попросту замолчать гибель такого количества людей, как это в свое время случилось с жертвами "Норд-Оста".

Им приходится бывать в Беслане, как минимум, один раз в год и выслушивать все, что думают об их действиях и во время теракта и в ходе его расследования матери и отцы безвинно ушедших из жизни детей, родные и близкие оставшихся в школе навсегда взрослых.

Вот и вновь в годовщину трагических событий в Беслан прибыли представители федерального центра Борис Грызлов, Владимир Васильев и полномочный представитель президента России в южном федеральном округе Дмитрий Козак.

Информация о встрече с людьми, потерявшими в бесланском ужасе своих близких, с большей или меньшей степенью достоверности прошла почти по всем видам СМИ. Но мне бы хотелось выделить в ней один маленький, но важный эпизод, за которым стоит огромный пласт работы, так не проделанной федеральной властью аж с 1993 года. Работы, результаты которой могли бы предотвратить и бесланскую трагедию и многие подобные ей прошлые и будущие несчастья.

"Если бы в конце августа 2004 года был бы сюда такой же поток депутатов, чиновников, как в течение этих трех лет соболезнований, мы бы им рассказали, что у нас МВД прогнило взяточничеством, - выстрадано обратилась к Борису Грызлову Марина Пак, участница комитета "Матери Беслана. - Просьба к вам большая, нужно не просто выслушивать нас, а менять систему".

Как ни странно, этот наивный порыв измученного несчастьем человека по своему содержанию не только полностью соответствует истине, но еще и базируется на нормах Конституции Российской Федерации, о чем Марина Пак, конечно же, не думала в момент своего обращения к спикеру парламента.

А между тем, в части один статьи 132 Конституции прямо сказано, что органы местного самоуправления, цитирую, "самостоятельно... ...осуществляют охрану общественного порядка". Речь идет о многажды помянутой муниципальной милиции, не входящей в систему МВД и осуществляющей защиту законопослушных граждан конкретного города, района, поселка на средства местных бюджетов, то есть на деньги самих граждан.

С 1993 года ведется неравная битва тех, кто требует исполнения данной нормы Конституции с чиновниками министерства внутренних дел РФ. Самое интересное, что независимо от фамилии министра, возглавляющего данное ведомство, позиция министерства остается незыблемой: "Не дадим разрушить систему!". А ведь именно о смене системы говорила бывшему министру МВД, а ныне лидеру партии власти и спикеру Госдумы Марина Пак!

Последний всплеск активности в этом направлении наблюдался в 2002 году в бытность Дмитрия Козака на посту председателя комиссии по разграничению полномочий между уровнями власти. Справедливости ради следует отметить, что именно он потребовал от МВД и Минюста разработки (наконец-то) текста закона о муниципальной милиции, базирующегося на нормах Конституции РФ, а не на представлениях милицейских чиновников, сводящих муниципальную милицию к разновидности добровольной народной дружины. Но Козака, как мы помним, тихо удалили сначала в аппарат правительства, а затем в Южный федеральный округ, а проект закона так и заблудился в кабинетах министерства. До настоящего времени заинтересованным лицам не удалось получить от министерства даже чернового варианта проекта закона о муниципальной милиции.

А теперь посмотрим, возможна ли была бы ситуация с проездом в Беслан неизвестных людей и машин, если бы службу на въездах в город несли местные милиционеры, а не служащие абстрактного даже для них самих государства. Могли бы служители закона, назначенные на должности местной властью, получающие зарплату из местной казны и живущие здесь же в Беслане, предать своих соседей, горожан за взятку от террористов? Покрывала бы их система, если бы они все-таки оказались взяточниками? И наоборот – стали бы они молчать, если бы стали свидетелями взяточничества со стороны федеральных милиционеров? Если бы знали о реальном положении дел в действиях федеральных силовых структур до и во время штурма школы?

Думаю, что ответы на эти вопросы вполне очевидны. И то, что федеральная власть и в лице министерства внутренних дел, и в лице Государственной думы вот уже 14 лет (!!!) попросту саботирует реализацию конституционных норм в части создания правового поля для возникновения и становления системы муниципальной охраны общественного порядка, говорит о многом. Прежде всего, муниципальная милиция – это основная часть сегодняшних милицейских подразделений, подчиняющихся министерству внутренних дел. И если его вывести из состава подразделений МВД, большинство нынешних региональных милицейских генералов окажутся генералами без войска. А ведь лампасы им давались в соответствии с численностью вверенного им личного состава.

Но главная проблема все-таки не в этом.

Существующая государственная система охраны правопорядка вполне устраивает федеральных чиновников всех уровней власти. Ибо она охраняет не обычных людей от преступных посягательств, она охраняет государство от обычных людей. А эти самые простые люди для нее – всего лишь расходный материал, из которого можно лепить как новых стражей государственного покоя, так и "экстремистов" всех видов – от комитета "Матерей Беслана" до Московской Хельсинской группы.

Как же можно отказаться от такой системы, отрезать самые важные ее части и оголить самих себя? Как можно в рамках идеи вертикализации всего и вся начать создание, подумать только! – независимой от государства системы охраны общественного порядка?!! Как можно лишиться глаз, ушей, дубинок и КПЗ в самой гуще непонятливого и временами даже опасного народа?

Вот почему вопрос Марины Пак о смене системы я бы обратил не к Борису Грызлову. И даже не к президенту Путину. Я бы обратил его к народу. Люди! Послушайте голос Беслана! Давайте менять систему.

Виталий Алексеев

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter