Письмо французского философа Андре Глюксманна к участникам международного форума памяти Анны Политковской в Нижнем Новгороде. Из-за непредоставления городскими властями гостиницы для этого мероприятия, конференция не состоялась. Многие иностранные гости побывали в нижегородских СИЗО.

Дорогие друзья,

Жаль, что сегодня меня нет среди вас.

Уже три года человек №1 в России не щадит никого. То примеряет на американскую державу "колониальный шлем", то угрожает своими ракетами нашим городам в Европе. Затем хозяин Кремля, используя опыт своих царственных предков – Сталина, Хрущева, - смягчается и довольствуется менее агрессивными речами, порой подчеркнуто любезными.

В то время как его армии стирали с лица земли Грозный, господа Буш и Блэр, к которым вскоре присоединились и превзошли их Шредер, Ширак и Берлускони, восславляли "своего парня", воцарившегося отныне в Большой Восьмерке. Более осмотрительные умы, подобно вам, подобно Анне Политковской, предвещали, что массовое уничтожение мирных чеченцев – это только начало, за которым последуют ограничения публичных свобод и возвращение контроля над средствами массовой информации, чтобы утвердить "вертикаль власти" Кремля, укомплектованного клонами из КГБ. Торжествует победу автократия, власть без системы противовесов правящей группировки, где подвизаются суперагенты и лижущие подметки воротилы.

Растет список запрещенных НКО, брошенных в тюрьму строптивцев и любопытствующих, казненных в назидание прочим.

Убили Анну, а расследование превратили в фарс. Десятки других журналистов пали жертвой смертоносных "заказов". Уничтожили тех, кто разыскивал заказчиков взрывов жилых домов в Москве (более 300 погибших), которые послужили поводом для того, чтобы Кремль развязал войну в Чечне. Отравлен полонием Литвиненко, а его предполагаемый убийца пыжится перед микрофонами в Москве. Непокорные Ходорковский и Трепашкин заключены в сибирской глуши. Убит каждый четвертый или каждый пятый чеченец. Угрожают Гарри Каспарову и препятствуют ему и вам пройти "Маршем" с розой в одной руке и российской Конституцией в другой. Сколько еще будет снесено голов и разрушено судеб? Нет прощения слепоте высших слоев западного общества.

"Чекисты бывшими не бывают", - любит похваляться нынешний обитатель Кремля. Владимир Путин никогда не скрывал своего поклонения Дзержинскому, основателю ЧК (КГБ) советского гестапо, на счету которого многие миллионы замученных невинных людей. Лишь неискушенные или представляющиеся неискушенными люди удивляются, что он относит к 1991 году "величайшую геополитическую катастрофу XX века" – распад Советского Союза! Путин пытается восстановить господство Москвы над ее "ближайшими соседями" и обезвредить Западную Европу.

Однако "сильный человек" России – лишь колосс на глиняных ногах. Его метания по всем фронтам – плохая маскировка слепого ужаса. Во время "оранжевой революции" 2005 года в Киеве потрясенный Путин открыл для себя, что четвертая часть населения, пребывавшая до того под его диктатом (он ставит знак равенства между русскими и украинцами), может выскользнуть из под его влияния. Грузия и "революция роз" расшатала его психику. Каждая новая выходка Кремля рождается из страха.

Вот откуда его хлопоты по сдерживанию любого вируса свободы, подавление в зародыше любого, пусть и самого мирного, протеста. Тяжело подвести Каспарова, чемпиона мира по шахматам, под статью "терроризм"! Вот откуда его сознательные параноидальные разоблачения регулярных "заговоров" с Западом, звучащие с каждым разом все абсурднее, желание углядеть за каждым сторонником демократии заграничный "след". Его лакеи, не колеблясь, обнаруживают закваску "Джеймса Бонда" в Станиславе Дмитриевском и Оксане Челышевой.

Не отчаивайтесь, друзья! Когда танки Восточного блока давили гусеницами Пражскую весну, их было девять на Красной площади . Девять бесстрашных мужчин и женщин, бросивших вызов коммунистической диктатуре. Лишь несколько европейских интеллектуалов отреагировали на это и смогли освободить этих героев-одиночек из психиатрических больниц, куда их заключила политическая полиция. И вот спустя двадцать один год государственные канцелярии и генеральные штабы западных стран в ошеломлении обнаружили, что эти люди веса пера – Солженицин, Сахаров, Буковский и девятка августа 1968 года обрушили коммунистическую империю. Все сильные мира сего – жертвы синдрома Иосифа Сталина: "Папа Римский? А сколько за ним дивизий? "

Сегодня "для европейцев 5000 человек на улицах – это незначительное количество. Но в стране, где участие в подобных мероприятиях может иметь серьезные последствия, и тысяча демонстрантов – это подвиг ", - заявляет на страницах одной из парижских газет Каспаров. Российский гроссмейстер прав: эти мужественные демонстранты живут в краю, где "пуля в голову является наиболее простым и естественным способом разрешения любого конфликта ", - предостерегала в 2003 году Анна Политковская.

Демократическим государствам пора прекратить отвлеченное созерцание опасных поворотов российской политики. В былые времена Западу удалось привести Брежнева к подписанию Хельсинских соглашений, и все независимые умы в России вздохнули свободнее . Разумеется, Западу нужен российский газ, но Владимиру Владимировичу сотрудничество нужно в той же мере для того, чтобы сохранить свои активы и обеспечить стабильность общества. И задача Европы – предотвратить формирование у нас на пороге проблемной сверхдержавы, которую никто, в том числе и он сам, не может удержать под контролем. Свобода выражения мнения и права человека в России – не просто нравственные и гуманитарные требования, они – залог нашей безопасности в сегодняшнем хаотическом мире.

Настало время Европейскому Союзу объявить во всеуслышание, что он обязан своим созданием страстному стремлению к свободе. Что мощь этой идеи вдохновляла восстания против тоталитаризма в Берлине (1953), пробуждение Польши (1956), восстание в Будапеште (1956) и продолжение его в Праге и Варшаве, вплоть до падения Берлинской стены . И последующие события: студенческие волнения в Белграде против режима Милошевича , "революцию роз" в Тбилиси и оранжевый декабрь в Киеве. Давно пора громко и вразумительно разъяснить, что "Другая Россия", Гарри Каспаров, Станислав Дмитриевский, Оксана Челышева, и вы – мужественные демократы из Нижнего Новгорода, из московского, санкт-петербургского и грозненского "Мемориала", солдатские матери, Сергей Ковалев, покойная Анна и все те многочисленные диссиденты нового поколения, которых я не в состоянии здесь всех назвать по именам; вас много, гораздо больше, чем несколько дивизий, и вы – душа России... и душа всей Европы.

Андре Глюксманн

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter