В начале 80-х я впервые услышал о пулях со смещенным центром тяжести. Страшная вещь оказалась. С виду пуля, как пуля. После выстрела летит быстро и устойчиво. Но если задевает человека даже по касательной – можно готовиться к похоронам. А если пролетит мимо, останется такой же обычной на вид пулей.

К чему я вспомнил о какой-то пуле? Да к тому, что такую ассоциацию вызвал у меня новый фильм Михалкова - "12". Но, начну по порядку.

Талант, как говориться, не пропьешь и не купишь. Первое по отношению к Никите Сергеевичу справедливо тем более, что в чрезмерном увлечении веселящим зельем он вроде бы не замечен. Да и покупать талант ему не нужно: и Бог не обидел, и родители постарались сделать все, чтобы он стал сегодняшним Михалковым. И даже, немного, Михалковым.

Правда, между талантом и гением дистанция, подчас, как от Земли до Солнца, но это, согласитесь, уже просто придирки завистников. Особенно, если учесть, что Никита Михалков удачно сочетает в себе сразу несколько талантов: актерский, режиссерский и управленческий. А в фильме "12" он выступил еще и автором сценария. Хорошего сценария, кстати. Не случайно профессионалы и любители кино так единодушно и положительно отметили упомянутый фильм – кто статьями, а кто и слезами. Я тоже был под сильным впечатлением после его просмотра и лишь по прошествии некоторого времени начал понимать, что меня так насторожило и даже напрягло в ткани фильма.

Герои истории – двенадцать присяжных заседателей, запертых в совещательной комнате для вынесения вердикта о виновности обвиняемого. Люди разные, каждый со своим скелетом в шкафу. Об этом скелете каждый из присяжных достаточно ярко и искренне рассказывает на протяжении фильма и своим коллегам, и зрителю. Самое интересное, что после очередной исповеди очередного присяжного зритель начинает думать о нем лучше, чем до этого. Артист, строитель, метростроевец, ученый, продюсер, могильщик, хирург, еврей, депутат, шовинист, художник – люди непростые, с характером и при этом личности. За исключением одного из присяжных. В фильме он выведен в образе демократа. Лысоватый, потеющий, губастый и слюнявый "демократ" за все время на экране так и не удостоился от режиссера права на произнесение исповеди. Более того, даже то, что Михалков разрешил сказать этому персонажу, выглядит нарочито бледно, неубедительно и вызывает снисходительные улыбки не только у других участников фильма, но и у зрителя.

Вообще, у меня создалось ощущение, что я смотрю не римейк классического фильма Сиднея Люмета "Двенадцать разгневанных мужчин", а присутствую на иллюстрации Тайной вечери, где демократ выступает в роли Иуды, а отставной офицер-художник (которого, естественно, играет сам Никита Сергеевич) чем-то неуловимо напоминает Спасителя. На фоне плюгавого демократа настоящими героями нашего времени выглядят не только доблестный офицер Михалков, но и директор кладбища с усыпанным бриллиантами "Ролексом", и махинатор-строитель, и даже патриот-шовинист, ненавидящий всех подряд, а больше всего самого себя.

Конечно, все это не случайно. И талант Михалкова сработал здесь не столько на новое прочтение истории Люмета, сколько на опережение и поддержку грядущих в России перемен. Не случайно фильм вышел в преддверие выборов, не случайно следом за премьерой "12"-ти Михалков, продолжая играть цифрами, снимает свою программу "55". Самое интересное, что его трудно упрекнуть в неискренности. Великодержавные и даже монархические предпочтения Никиты Сергеевича давно известны. Поэтому, как актер, он, смею надеяться, совершенно искренен. И талантливо доносит свою актерскую искренность до зрителя, который может быть и не согласен с позицией героя, но всегда готов оценить красоту игры.

Беда здесь кроется в другом. Любому нормальному человеку понятно, что те или иные личные убеждения Михалкова-актера могут иметь очень отдаленное отношение к истине. И они остались бы всего лишь убеждениями хорошего актера, если бы Михалков не оказался еще и талантливым режиссером. В этом качестве он заставляет играть не только других актеров, но и всех нас в широкоформатной ленте под названием "Большая российская политика". А так как он еще и успешный менеджер, то грамотно продает свою работу и в России, и за рубежом. Не каждому дано так удачно распорядиться и своими убеждениями, и своим талантом.

Одним словом, Никита Сергеевич в любом случае не проиграет. Ибо он, подобно той самой пуле со смещенным центром тяжести, есть режиссер со смещенным центром реальности. Если попадет в цель – разнесет все к чертовой матери одним касанием. Пролетит мимо – мирно упадет где-нибудь далеко, такой же блестящий и сильный, каким вылетел когда-то в надежде попасть в цель.

А цель точно указана в фильме "12". Наш народ, такой разный, многоликий и многодумный может понять и простить любого из своей среды. И даже проголосовать за него на выборах. И даже за партию, состоящую из таких людей. Если только в ней не будет слюнявых, лысых, губастых, потеющих демократов. Которые недостойны даже исповеди.

Виталий Алексеев

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter