Это грандиозное полотно с художественной выставки "Единая Россия, Вера и Любовь", открывшейся в Российской государственной библиотеке, вызывает в памяти лучшие образцы "палехской лаковой живописи" эпохи "соцреализма".

Два государственных мужа, два "моральных лидера нации" с добрыми улыбками на вдохновенных ликах присели, видимо, где-то в Кремле, чтобы обсудить извилистые пути "духовного возрождения России". Правда, персонаж в белом вышел чуть больше, чем положено, а патриарх чуть меньше. Но это не беда. Художник, видимо, решил подчеркнуть масштаб личности президента, прибавив ему из почтения сантиметров на полотне.

Спасибо за ностальгию! Самое время вспомнить бессмертное полотно, широко известное в народе под именем "Два вождя после дождя" (Сталин и Ворошилов в Кремле), а заодно объявить конкурс читателей на самое достойное название этого нового хорошо залакированного холста. "Путриарх"? "Как меня вербовал Путин" (по мотивам Елены Трегубовой)? "Третьим будешь"? (моление Духу Святому)? Предлагайте свои варианты, друзья. Сюжет того стоит.

Как всегда искусство, подобно чуткому барометру общественной атмосферы, извлекает из глубины сюжеты "коллективного бессознательного". Словно Океан из "Соляриса" оно материализует образы времени. Пусть и в китчевом стиле.

Активная клерикализация сегодня присуща не только власти. Она проступает и в предвыборной риторике демократических лидеров, которые, казалось бы, должны отстаивать не "православные", а правовые и либеральные ценности. Это определенно "знак беды", требующий серьезного анализа.

В чем смысл политического альянса власти и церкви, особенно в период "операции приемник", показала недавняя встреча президента с иерархами РПЦ. Неприкрытый "торг" об условиях поддержки "духовными пастырями" политического курса президента и его "ЕдРа" разворачивался на глазах у изумленной публики.

Взамен "единодушной поддержки" паствы 2 декабря, о чем прямо просил церковь президент, РПЦ настаивала на возврате собственности, введении в школах основ православной культуры и изгнании "блуда" с телеэкранов. "Сеансы экзорцизма" (изгнания бесов из эфира) и дальнейшее закрепление позиций православия в "формате" государственного образования оказывается можно выгодно "обменять" на превращение церковных амвонов по всей "Руси великой" в пропагандистский лекторий "Единой России".

Церковный "инструктаж" верующего избирателя выглядит незаконным. Однако Кремль продолжает цинично использовать церковь в качестве своего PR-агентства, вовлекая прихожан в неправовую и аморальную политику. Церковь отвечает столь же незаконным вторжением в правовое поле светского общества, навязывая ему духовную цензуру и презрение к правам человека. Тем самым элементарно подрывается действие российской Конституции.

Обе стороны давно уже опасно вторглись на смежные территории, нарушая принцип "отделения церкви от государства" и взаимно "подпирая" сомнительные инициативы. Поистине, словно парочка пьяных забулдыг, спасительно держащихся друг за друга и бредущих по скользкой стезе! Ощущение собственной незаменимости иерархов для власти в ее "критические дни" зашло столь далеко, что РПЦ успешно выторговала на встрече с президентом право заниматься нравственной цензурой под видом борьбы за "здоровую мораль".

Что представляет собой эта "мораль" доступно объяснил нам сам господин Ридигер с трибуны ПАСЕ. Он призывал западное сообщество жить не по закону, а по "понятиям", пусть даже и церковным. Большего "сеанса саморазоблачения" РПЦ в глазах мирового сообщества трудно себе было и представить. Фактически церковь открыто признала, что ставит внутрицерковное понимание "морали" над нормами права.

Очевидно, что по мере того, как РПЦ будет завоевывать с подачи партии власти все новые позиции в светском государстве, одновременно будет резко сужаться и правовое поле законности, уступая место внеправовым категориям какой-нибудь "греховности". Подмена "православной моралью" закона грозит вообще отбросить нас во времена "революционной целесообразности". Теперь уже не судья, а поп, он же член "ЕдРа", будет определять наши с вами права и границы действия российских законов.

Крайне опасно, когда формула графа Уварова "Самодержавие. Православие. Народность" столь явно востребована сегодня на новом витке авторитарной российской политики. В то время, как сама православная церковь, празднуя 90-е восстановления патриаршества, оказалась совсем не готова к восстановлению своего морального авторитета в качестве независимого и совестливого оппонента власти. Наоборот, церковь фактически продолжает оставаться одной из ипостасей властной "вертикали".

Сама апелляция к "вере", как верховной общественной ценности, о чем в унисон твердят из Кремля и патриархии, в конечном счете, призвана подменить в общественном сознании рациональные механизмы контроля граждан за властью порочной мифологией "веры во власть" и в ее "богоизбранность". Охранительная "мифология" веры в "морального лидера нации" вместо серьезной и жесткой общественной деятельности по контролю за этим самым "лидером" одинаково выгодна сегодня в России как церкви, так и вороватой элите.

Чем громче сегодня кричат о "морали" и "вере", тем активнее отрабатывается властный "заказ" на воспитание недееспособного избирателя. То есть, избирателя, который, поклоняясь очередной политической "иконе" или партийным "мощам", изначально не способен будет к рациональной оценке политика и контролю над ним. Ведь нельзя же контролировать того, кому ты "искренне веришь".

"Современный мир может погибнуть в огне Апокалипсиса, если в нем одержит верх концепция прав человека"! Так традиционно стращает робкое путинское студенчество из "местных" митрополит Кирилл. Не ждите себе никаких "прав", молодые люди, забудьте о них! "Верьте" власти и "моральным лидерам нации", если, конечно, не хотите сгинуть в "геенне" за компанию с разложившимся Западом.

Прав, ох, до сих пор прав замечательный поэт Владимир Соколов:

Я устал от двадцатого века,
От его окровавленных рек…
И не надо мне прав человека,-
Я давно уже не человек…

Не правда ли, уважаемый митрополит, словно про вас сказано?

Вытесняя внятные категории права из общественного сознания, РПЦ "консервирует" в России запредельный уровень сегодняшней коррупции, "азиатскую" безнаказанность и бесконтрольность бюрократии. Заодно она закрепляет в человеке "путинского большинства" извращенное представление об эффективности "веры в лидера" и ненужности, вторичности права.

Однако печальнее всего, что лепту в развращение общественного сознания новейшей "мифологией" вносят и вроде бы "демократические" политики. Они точно так же готовы променять принципы правового общества на "чечевичную похлебку" дешевого морализаторства. Григорий Явлинский заявил недавно, что "наша церковь выдержала испытание огнем". Теперь задача церкви якобы состоит в том, чтобы "отстоять духовные и нравственные основы в современном мире".

Впрочем, как именно РПЦ "отстаивает" нравственные основы в мире, демонстративно игнорируя аморализм путинской полицейщины, подпирая ее авторитетом церкви и активно формируя безропотно-верящего "лидеру" избирателя, все мы отлично видим.

Поэтому не уверен, что православный пафос Григория Явлинского и его бурный роман с "путинским православием" сделает предвыборную позицию "Яблока" привлекательнее для демократического избирателя. Я, скажем, уж точно не проголосую за прихожанина РПЦ, по недоразумению изображающего из себя лидера демократической партии.

Потому что мне не нужны религиозные мифы и вера в "лидеров нации", мне нужны политические права и законы для контроля над властью. "Я давно уже не человек", - это, надеюсь, пока не про нас.

Александр Хоц

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter