Казалось бы, основным событием минувшей теленедели следует назвать выступление в Лужниках президента России Владимира Владимировича Путина. Но мне хотелось бы обратить внимание читателей на вступление другого президента и тоже Владимира Владимировича. К телезрителям и радиослушателям обратился президент Академии российского телевидения Владимир Познер. Произошло это в эфире программы "Особое мнение" (совместный проект телекомпании "Эхо" и радио "Эхо Москвы").

Комментаторы поспешили объявить откровения Познера "либеральными" и "демократичными". На первый взгляд, они и в самом деле выглядят таковыми. Действительно, Владимир Познер сказал, что 5 процентов присужденных премий ТЭФИ — позор для российского телевидения и России в целом. Он осудил контроль властей над содержанием телепередач и торжественно заявил, что, если Гарри Каспаров будет участвовать в президентских выборах, то он обязательно окажется гостем программы "Времена". В противном случае, дескать, на телевидении не будет уже самого Познера.

Восторг! Владимир Владимирович оказался самым настоящим "несогласным"!

Но это, повторяю, только на первый взгляд. На самом же деле, никаких поводов для восторга нет. Я склонен рассматривать выступление Познера исключительно как спланированное послание, адресованное, в первую очередь, либеральной интеллигенции. Оппозицию попытались убедить, что все не так уж и плохо.

В "смелом" выступлении Познера можно обнаружить множество лукавых неточностей. Судите сами. Президент Академии говорил о 5 процентах "позора", хотя всякому зрителю понятно, что, как минимум, половина премий ТЭФИ присуждается по политическим мотивам. Он осудил "контроль властей" над телевидением? Но не цензуру! Он даже не произнес этого слова. Познер пообещал пригласить на передачу Каспарова, если тот "будет участвовать в выборах"? Но ни словом не обмолвился, как быть в том случае, если власти сумеют перекрыть дорогу популярному политику. Тем более, что такой вариант развития событий весьма вероятен.

Для себя я отметил еще одну деталь, которая показала, что Владимир Владимирович принимал участие, возможно, помимо своей воли, в некоей "специальной операции" против собственного народа. Во время эфира у Познера зазвонил мобильный телефон. Президент настолько растерялся, что долго не мог найти его и отключить звонок. Между тем, хорошо известно, что все без исключения работники телевидения чисто автоматически выключают мобильную связь, когда входят в павильон. Это подсознательное действие — одно из первичных признаков профессионализма. Однако Познер не выключил своего телефона. Вывод тут может быть только один – он не посчитал интервью для оппозиционного канала делом хоть сколько-нибудь серьезным. В отличие, скажем, от выступления на Первом канале в собственной программе "Времена". Поэтому профессиональный инстинкт и не сработал.

Отсюда можно сделать и второй, довольно грустный вывод. Похоже, работники официальных и подконтрольных властям средств массовой информации не способны даже к мало-мальски объективной оценке окружающей действительности. Горбатого, как говорится, могила исправит.

Подтверждением сказанному служит выступление все в той же программе "Особое мнение" главного редактора газеты "Московская правда" Шода Муладжанова. Господин Муладжанов на голубом глазу утверждал, что Путин не знает реальных масштабов поклонения своей персоне. Следовательно, ему надо просто об этом рассказать. Тогда он непременно прикажет прекратить славословия в свой адрес, как это сделал когда-то Юрий Андропов. Ну, а чиновники будут обязаны его послушаться.

Это нарочито наивное утверждение тоже, скорее всего, стало "отвлекающим маневром". Ибо уже на следующий день в Лужниках наш "национальный лидер" показал, насколько ему "неприятны" восторженные овации в свой адрес. Да он прямо купался в лучах славы и всем своим видом показывал, что никуда уходить не собирается!

Остальные "плановые" телепередачи на неделе чем-то напоминали вопли девчонок из "групп поддержки" любимых спортивных команд. Журналисты "подпевали" своему кумиру, умилялись его гениальности, рвали на британский флаг его оппонентов или вовсе "забывали" об их существовании. Федеральные каналы, например, по традиции "забыли" рассказать о прошедших по стране "Маршах несогласных" и репрессиях против их участников.

Впрочем, редкие упоминания все же были. Но носили они характер откровенной издевки и ерничества. Андрей Караулов в "Моменте истины" (канал ТВ-Центр) заявил, что решение Союза правых сил принять участие в "Маршах несогласных" свидетельствует о падении нравов в стане либералов. После чего господина Караулова по обыкновению "понесло". Он выдал порцию очередной несуразицы, сказав, в частности, что по вине "правых" в стране за последние годы погибло 12 миллионов человек, то есть лишь вдвое меньше, чем в Великую Отечественную войну. Интересно, заинтересует ли, наконец, это вранье либеральных юристов?

В программе "Судите сами" (Первый канал) видный единоросс Вячеслав Володин поименно, точнее, "попартийно" назвал врагов обожаемого президента. Ими оказались тот же СПС, "Яблоко", коммунисты и "Справедливая Россия". Таким образом, господин Володин перечислил все партии, имеющие реальные шансы войти в состав будущего парламента. При этом он, наверное, даже не заметил, что назвал "врагами Путина" всех тех, кого поддерживают, как минимум 40-45 процентов избирателей или 50-60 миллионов россиян. Фактически в списки "врагов народа" была внесена половина населения страны. Такого в нашей истории еще не было!

Между прочим, Володин вспомнил еще и о Гитлере. Он напомнил, что все оппоненты фюрера спустя какое-то время оказались за колючей проволокой в концлагерях. Не думаю, что эта аналогия очень уж обрадовала нашего "национального лидера".

Вообще, вся передача в целом могла служить образом непрофессиональной демагогии. Поскольку вряд ли можно было всерьез обсуждать тему "существует ли угроза плану Путина?". Тем более, что даже Павел Астахов в ходе программы признал, что никакого плана нет в природе и пора перестать требовать от Путина представить этот план народу.

Как потом признавались участники программы, многих их них заманили на передачу обманом. Авторы в беседе называли совершенно другую тему обсуждения. Лишь в момент начала записи изумленные гости узнавали, что им предстоит обсуждать какой-то мифический "план". Причем формулировка темы оказывалась такой, что "за" или "против" уже не имело решительно никакого значения. В любом случае гостю программы приходилось волей-неволей присоединяться к беснующимся фанатам президента.

Подозреваю, что поняли это все. Но вслух возмутился только Александр Ципко, прямо назвавший выступавших ораторов демагогами и "советскими агитаторами". Но его, конечно, никто не услышал. Не исключено, что известного политолога заранее занесли в списки "врагов народа".

Думается, впрочем, что ничего страшного в этом нет. Когда в этих списках числится большая и лучшая часть народа, это даже почетно.

Юрий Гладыш

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter