"Из ложного следует все, что угодно". Этот принцип формальной логики сразу вспомнился во время вчерашнего заседания неконституционного органа под названием "Госсовет" и щедрой трансляции этого заседания по всем государственным каналам.

Как выяснилось из выступления президента Владимира Путина (по левую руку от которого сидел новоиспеченный наследный принц Дмитрий Медведев, а по правую — премьер Виктор Зубков, место которого Медведев уже предлагал Путину), декабрьские выборы в Думу были демократичными, а социальные проблемы в стране начали решаться. И еще выяснилось, что национальные проекты, которые курирует Медведев, реализуются успешно.

Конечно, если думские выборы были демократическими, то и нацпроекты реализуются вполне успешно. Но на самом деле все обстоит ровно наоборот. О "демократичности" думских выборов говорить не будем — все уже сказано. Замечу лишь, что в советский период выборы в ЦК КПСС также именовались совершенно демократическими и свободными. В общем, лучше поговорим о нацпроектах, ведь Дмитрий Медведев занимает такую замечательную должность, как "председатель президиума совета по реализации нацпроектов".

Проектов, как известно, четыре: здравоохранение, образование, доступное жилье, развитие сельского хозяйства. При этом главная идея была проста: "закинуть" денег в наиболее злободневные сферы, после чего день и ночь трубить о неустанной заботе партии и правительства о народе. Но, во-первых, денег "закинули" не так и много. А во-вторых, ни одна из заявленных целей не достигнута.

Проект "Образование" ограничился 1000-рублевыми прибавками жалованья за классное руководство, премированием лучших учителей и подключением двух десятков тысяч школ к Интернету. При этом упомянутая тысяча рублей за классное руководство вряд ли может считаться адекватной компенсацией продолжающемуся росту стоимости жизни. Средняя зарплата работников образования продолжает оставаться одной из самых низких по стране, ни на йоту не сдвинулись проблемы с хроническим "недоремонтом" школ, с разнобоем программ, с отсутствием книг в школьных библиотеках, с питанием школьников (на что продолжают выделяться гроши), с по-прежнему мизерной зарплатой учителей, с коррупцией в вузах… Как грустно констатирует известный экономист Евгений Гонтмахер, сегодня в стране нарушена "вертикальная мобильность": если у родителей нет денег на хороший детский сад, а затем — на хорошую школу и институт, то их ребенок никогда не сможет чего-то добиться в жизни, получить хорошую работу и, в свою очередь, иметь возможность достойно вырастить своих детей.

Проект "Здравоохранение" добавил денег врачам общей практики и медсестрам, высокотехнологичным медицинским центрам на приобретение оборудования и "Скорой помощи". Однако, доплат не получили врачи-специалисты, которые ничуть не меньше, а порой и больше, "нагружены", чем участковые врачи, и очереди к которым не иссякают. А поставка новейшего оборудования ведется на фоне того, что в большинство отечественных больниц тем, кто хочет поправить здоровье и не имеет при этом "большого блата", надо ложиться со своими лекарствами, одеждой, продуктами и постельным бельем. И хорошо еще, если не со своим врачом и медсестрой. Остается также нерешенной и задача, с которой большинство граждан связывает успешность этого нацпроекта — обеспечение лекарствами льготников.

О проекте "Сельское хозяйство" и говорить незачем. Как оно работает — каждый видит сам. Оптимизм сохраняет только министр сельского хозяйства Алексей Гордеев, уверяющий, что в отрасль пошли инвестиции.

Наконец, проект "Доступное жилье", который остряки давно уже переименовали в "Недоступное жилье", уверенно привел к росту цен на квадратные метры. Средняя зарплата по стране — около 14 тысяч рублей, а квадратный метр общей площади жилья стоит, в зависимости от региона, от полтора до четырех тысяч долларов. Жилье в Москве и в Петербурге стало дороже, чем в ряде стран Европы. Его стоимость, непропорционально высокую на фоне уровня доходов населения, подчеркивают почти все иностранные эксперты — это никак не соответствует рыночной экономике. Средний гражданин со средним уровнем доходов за год может накопить себе (экономя на всем, чтобы только не умереть с голоду) на полметра-метр жилой площади — ситуация, немыслимая на европейском рынке. И по самым скромным оценкам, не менее 70 процентов граждан никогда не будут способны приобрести жилье. Даже если ипотечные кредиты будут выделяться без процентов.

Каков выход? Он, вообще-то, напрашивается: необходимо ограничить высокомонополизированные рынки строительства в городах, ведь монополии, фактически, лишают граждан конституционного права на жилье. Искусственный дефицит недвижимости и ипотека в условиях избыточного спроса обогащает коммерческие монополии и продлевает разбухание спекулятивного пузыря недвижимости. Необходимо волевое решение государства выступить против интересов бизнеса ради блага своих граждан и провести "жилищную интервенцию" высококачественного и недорогого жилья. Социальное жилье для очередников должно строиться государством при минимальной норме прибыли, при отсутствии платы за соответствующие земельные участки и без любых "накруток". Но ничего подобного не просматривается.

А что же главный по нацпроектам Дмитрий Медведев? А вот что: мол, быстрый рост цен на жилье в ряде регионов является "признаком успешности региона". Утешил, что называется. Хотя при этом посетовал на спекулянтов, "которые скупили земельные участки". "С таким случаями надо разбираться и надо разбираться крайне жестко", — заявляет первый вице-премьер. Как разбираться, он не уточнил. Какие "спекулянты" в российской рыночной экономике, которая, по пути дела и есть сплошная "спекуляция", то есть "подешевле купить, подороже продать". Скупать земельные участки в России никому не запрещено, принципа "по десять соток в одни руки" еще никто не вводил. Не предложил он и "разобраться" с коррупцией со стороны чиновников при распределении земли и с "непрозрачностью" аукционов при продаже участков. Об этих "разборках" практически ничего не слышно…

Говорилось ли обо всем этом на Госсовете? Да ни слова. Только о "плане Путина", успешном развитии и необходимости и дальше продолжать в том же духе. Ну что же, будут продолжать. Президент Медведев — и премьер Путин. Вот только как тогда будут называть упомянутый план? Премьер, реализующий план президента, это понятно. Но президент, реализующий план премьера — такого в истории отродясь не бывало.

Впрочем, не будем отчаиваться.

Кто верит, что двухмесячная всероссийская истерика — с превращением выборов в "референдум", с сеансом массового гипноза в Лужниках, с заклинаниями о "судьбоносном выборе 2 декабря", с кликушеством о "национальном лидере", с "запутинцами" и "мишками", с пророчествами национальной катастрофы, если "Единая Россия" не одержит сокрушительной победы, — имела своей целью сделать Путина премьером при президенте Медведеве? Или премьер с его нынешними конституционными полномочиями (а Путин уже поклялся их не менять) — фигура, заведомо вторичная по отношению к президенту — это именно то место, которое должен занимать "национальный лидер", вокруг которого создана уже атмосфера массового пресмыкательства? И Путин на это согласен: быть в полной зависимости от того, кто много лет был в полной зависимости от него?

Одно из двух, уважаемый читатель. Или все разговоры о сохранении баланса властей ведутся для отвода глаз, и после президентских выборов будут уверенно менять Конституцию, делая "главным" именно премьера. Или президент Медведев — на короткий срок, и вскоре нас ждут досрочные президентские выборы.

Ждать осталось не очень долго.

Борис Вишневский

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter