Существует фундаментальный показатель, на который почему-то не обращает особого внимания экспертное сообщество, – это соотношение наличной и безналичной составляющей в денежном обращении.

Если вернутся в 1985 год, год начала политических и экономических реформ, то это соотношение составляло приблизительно 1:2. Когда во всем цивилизованном мире оно составляло 1:10-15.

Как вы думаете, каково соотношение наличных и безналичных средств в современной России? Не поленитесь и загляните на сайт ЦБР, оно осталось прежним: приблизительно 1:2. Когда во всем цивилизованном мире это соотношение с развитием электронных платежных средств уже составляет 1:20-30.

Из этого следует не менее фундаментальный вывод: наша политическая система также осталась прежней! Она лишь мимикрировала, изменив форму, но сохранив содержание. Мы по-прежнему продолжаем жить в системе неформальных отношений, когда действующие и вновь принимаемые законы в лучшем случае остаются лишь на бумаге. А если это так, то система рано или поздно начнет дрейфовать в обратном направлении, последовательно сворачивая политические и экономические свободы.

И нет ничего удивительного в том, что за последние несколько лет наше государство (читай – бюрократия) поставило под контроль практически все основные источники формирования общественного мнения, устранив тем самым последнее препятствие на пути нового передела собственности.

Базовым механизмом, способным в современных условиях привести к серьезным политическим изменениям, является создание прозрачной банковской (денежной) системы. И здесь не надо изобретать велосипед: все новое – это хорошо забытое старое…

"Динарий кесаря" и "вечный пфенниг"

Рискую сильно удивить, в первую очередь профессиональных историков и экономистов, но по крайней мере начиная с библейского царя Соломона и до конца XV столетия (читай – до начала Реформации) монета являлась собственностью того, кто ее чеканил и давалась гражданам (подданным) во временное пользование, не подлежа накоплению частными лицами, то есть постоянно возвращалась в виде подати (налога) к своему эмитенту.

История не знает сослагательного наклонения: что было бы, если бы… Но после открытия Нового Света и "наводнения" Старого Света золотом и серебром с американского континента начинается революция цен – резкое уменьшение товарного покрытия стоимости золотых и серебряных монет, с чем в предшествующие века человечество еще не сталкивалось. Руководствуясь благими намерениями, чтобы каким-то образом остановить рост цен, вводиться так называемый вечный пфенниг – монета, не подлежащая ежегодному изъятию в качестве налога, другими словами появляется возможность накопления монет частными лицами.

Начинается Реформация. На смену одной религиозной парадигме – "удобнее верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому войти в Царство Божие", приходит другая – если я богат, то Господь ко мне благоволит. И перед человечеством открывается новая страница истории ­– эпоха колониальных войн и первоначального накопления капитала.

Что делать

За годы российской государственности бюрократическая машина смогла переключить на свое обслуживание еще большие материальные ресурсы, оставив своих граждан за гранью даже простого воспроизводства.

По оценкам экспертов, размер получаемой статусной ренты (извлечение незаконной выгоды из своего служебного положения) российской бюрократией стал сопоставим с бюджетом страны (200 миллиардов долларов). В этих условиях все попытки борьбы с коррупцией обречены на провал, если они не затрагивают святая святых российской политической системы – черный нал, который является ее плотью и кровью.

Сегодня необходим обратный переход от системы "вечного пфеннига" к системе "динария кесаря", когда накопление денежных средств станет возможным только в безналичной форме. Ибо деньги, которые находятся на банковском счету, выполняют созидательную функцию, работая на все общество, а наличные деньги вернутся к своему изначальному предназначению как средству обращения.

Как делать

В настоящее время материальный носитель, лежащий в основе наличных денег, никакой ценности не представляет. Поэтому способ, с помощью которого банковская система сможет эффективно контролировать наличное денежное обращение, только один – это ограничение срока обращения денежных знаков.

На купюре должен указываться год обращения, в течение которого она является платежеспособной. Если до 1 января неистраченные деньги с прошедшим годом обращения не находятся у их владельца на счете в банке, они утрачивают всякую ценность. А с нового года в оборот вступают деньги с очередным годом обращения. Деньги, которые находятся на банковском счету, полностью сохраняются.

Но это, как говорится, идея в чистом виде и без механизма ее реализации она не стоит и выеденного яйца!

Для того, чтобы не возникало ежегодных сложностей при смене денег, предлагается механизм, который не сложнее перехода на зимне-летнее время: работник получает аванс во второй половине декабря, допустим 20 числа; значит, на эти деньги он должен жить до зарплаты 10 дней в старом году и 5 дней в новом году, поэтому ему необходимо выдать часть суммы старыми деньгами, а часть новыми деньгами в отношении 2:1. Таким образом, 1 января новые деньги, находящиеся уже на руках населения, вступают в обращение, а старые деньги находятся полностью в банках и подлежат утилизации.

Социальная база

На практике, предлагаемое изменение правил игры в российской политической системе, может быть востребовано лишь в случае наличия в нашем обществе заинтересованной политической силы, а главное, обладающей необходимым для этого материальным ресурсом.

Наше общество, для простоты анализа, условно можно разделить на три основные группы:

Первая группа – мелкие, средние, крупные и особо крупные собственники-предприниматели, стратегический интерес которых совпадает и лежит в области правового регулирования их предпринимательской деятельности.

Вторая группа – бюрократия, причем бюрократия не только политическая, работодателем которой выступает государство (читай – общество), но и бюрократия экономическая, которая есть наемный менеджмент частных организаций и предприятий. Большую часть своих доходов бюрократия получает, используя свое служебное положение в ущерб интересов своего работодателя, и вектор ее интересов направлен в абсолютно противоположную сторону относительно интересов первой группы. Для бюрократии неформальные правила игры всегда являются залогом ее сверх благополучия.

Третья группа — не менее 70 процентов населения, основным источником существования которой является заработная плата. Это наименее защищенная группа общества, благополучие которой на сегодняшний день в большой степени зависит от общественных фондов потребления (образование, медицинская помощь, пенсионное обеспечение). Но львиная доля материальных ресурсов, которая могла бы направляться в общественные фонды потребления, сегодня незаконно присваивается российской бюрократией.

Представляется совершенно очевидным, что интересы первой и третьей группы могут совпасть лишь в одном случае — если первая группа сможет предложить механизм, с помощью которого станет возможным изъятие у российской бюрократии незаконно присваиваемых ею материальных ресурсов в пользу общественных фондов потребления.

Финансовый аспект

Одним из первых вопросов, возникающих в связи с предлагаемой денежной системой является вопрос: во сколько будет обходиться налогоплательщику ежегодная смена денег?

  • 1. Расходы на производство денег с учетом покупюрного состава составляют приблизительно 1 процент от напечатанной суммы.
  • 2. Среднее время обращения бумажных купюр по причине их физического износа колеблется в зависимости от номинала от 6 месяцев до 3 лет. Ветхие денежные знаки заканчивают свою жизнь в специальных цехах Центрального хранилища Банка России, где в настоящее время ежедневно уничтожают порядка 3 миллиардов рублей, что за год составляет более 1 триллиона рублей.
  • 3. Если, исходя из официальных экономических показателей, подсчитать сумму наличных денег, необходимых для товарооборота на сегодняшний день, то мы получим цифру приблизительно равную 400 миллиардам рублей. Но в настоящее время в наличном обращении находится около 3,4 триллионов рублей, то есть разница между необходимым количеством наличных денег и фактическим составляет сумму в 3 триллиона рублей, которая по своей сути является теневым капиталом. Перемножив эту сумму на количество оборотов совершаемых ею в среднем за год, мы получим цифру приблизительно равную 15 триллионам рублей, что составляет около 50 процентов ВВП.

Таким образом, из приведенного выше можно сделать вывод: новая денежная система не потребует никаких дополнительных затрат. А если учитывать, что она приведет к настоящему буму электронных платежных средств, то расходы на производство и обращение наличных денег окажутся гораздо меньше нынешних.

Международный аспект

Проблемы с денежным обращением и, как следствие, сбором налогов являются головной болью не только в России. Эта проблема актуальна в большей или меньшей степени для любого государства.

Если взять в качестве примера США, казалось бы одного из самых благополучных государств, то там около 9 процентов экономики считается теневой. Ежегодно от налогообложения утаивается около 900 миллиардов долларов и в бюджет не поступают сотни миллиардов долларов в виде налогов.

Неразлучным спутником теневой экономики всегда является преступный мир (организованная преступность, наркомафия, коррупция, нелегальная эмиграция), который уже давно перешагнул национальные границы. Деньги "делаются" в одном государстве, "отмываются" в другом, вкладываются в третьем и проследить эту преступную цепочку становится просто невозможным: деньги, как говорится, не пахнут!

Правоохранительные органы оказываются малоэффективны, когда у преступных сообществ имеются покровители на всех ступенях государственной власти, да и сами они оказываются порой замешаны в преступных деяниях.

Еще одним аргументом, говорящим в пользу необходимости контроля над денежным обращением, является международный терроризм, который невозможен без адекватной финансовой подпитки со стороны тех, кто заинтересован в поддержании нестабильности, преследуя политические и финансовые выгоды.

С каждым годом все более возрастают суммы, направляемые на борьбу с терроризмом, наркобизнесом, организованной преступностью, коррупцией, нелегальной эмиграцией; создаются новые внутри- и межгосударственные организации, призванные с этим бороться. Но как ни парадоксально, это не приводит к уменьшению масштабов этих явлений. По-видимому, решение этих проблем лежит за рамками ныне действующего валютно-финансового механизма.

Заключение

За 500 лет своего существования эпоха "вечного пфеннига" пришла к своему логическому завершению: все, что нравственно – то неэффективно!

Если, в так называемых странах Запада еще удается сдерживать коррупцию на уровне, не угрожающем общественной безопасности, то для многих стран, в том числе и России, коррупция, в рамках существующей политической системы, становится непреодолимым препятствием полноценного общественного развития.

Сегодня на смену разрушительной фазе реформирования России должна прийти фаза созидания. А на новом этапе общественно-исторического развития наша главная и, по сути, единственная задача — преодоление в исторически кратчайший срок отставания производительных сил нашего общества от производительных сил наиболее развитых государств.

Валерий Промысловский

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter