Наступивший год многие считают юбилейным для отечественного кино. Я привожу столь осторожную формулировку потому, что утверждение, будто первый русский игровой фильм "Стенька Разин" ("Понизовая вольница") был создан именно в 1908 году, является не совсем точным. На самом деле, фильм был снят годом ранее. Да и не был он первым русским игровым фильмом. По утверждению видного историка кино Жоржа Садуля, первыми стали фильмы "Борис Годунов" ("Сцены из боярской жизни") режиссера Дранкова и "Донские казаки" француза Мейера с русскими актерами в главных ролях.

Оставим, однако, ученым разбираться в этих тонкостях. Для нас сегодня куда важнее то, что ровно сто лет назад, в том же 1908 году, инженер Владислав Карлинский основал в Петербурге на Каменноостровском проспекте первую в городе кинофабрику под названием "Омниум-кино". Именно эту дату многие специалисты считают днем рождения современного "Ленфильма".

С ними не все согласны. Некоторые склонны вести отсчет с 1918 года, когда на производственной базе национализированной киностудии был снят первый фильм Петроградского кинокомитета – "Уплотнение". В любом случае ясно, что одна из самых известных и уважаемых киностудий страны отмечает в этом году, если не вековой, то уж наверняка девяностолетний юбилей. Возраст более чем почтенный. Тем более удивительным оказался "подарок", который российские власти вознамерились было преподнести к этому юбилею. На 2008 год была запланирована приватизация, точнее, продажа акций ОАО "Киностудия "Ленфильм".

Чиновники и коммерсанты давно облизывались на этот лакомый кусочек. Фактически судьба "Ленфильма" была предрешена еще в 2001 году. Тогда было признано целесообразным разделение студии на два предприятия – непосредственно производящее фильмы ТПО "Ленфильм" и фильмофонд "Ленфильма". Сведущие люди сразу поняли, что это стало первым сигналом к началу пока еще "дикой" приватизации государственной собственности. Тогда же пост директора киностудии покинул Виктор Сергеев. Его место занял Андрей Зерцалов, на чью долю и выпала основная "тяжесть" предпродажной подготовки народного достояния.

Следующий шаг к распродаже был сделан в 2004 году, когда ФГУП "ТПО "Ленфильм" было преобразовано в ОАО "Ленфильм". Правда, государству пока еще принадлежали сто процентов акций киностудии. Но все прекрасно понимали, что это – ненадолго.

Скандал разразился спустя год, когда сперва "Коммерсант", а затем и популярный питерский сайт "Фонтанка.Ru" забили тревогу. Оказывается, новое руководство студии к тому времени уже вовсю занималось распродажей принадлежащего студии имущества и даже производственных площадей. По данным "Коммерсанта", господин Зерцалов первого августа 2005 года продал одно из производственных зданий студии и земельный участок под ним. В этом здании, как сообщала газета, размещался цех декоративно-технических сооружений. Там же находились архитектурно-конструкторское бюро, столярный и макетно-бутафорский участки, другие подразделения студии. Площадь проданного цеха превышала семь тысяч квадратных метров. Остается добавить, что цех вместе с землей был продан за сумму немногим превышающую два миллиона долларов. Понятно, что реальная цена объекта по оценкам специалистов была выше, как минимум, в несколько раз.

На этом фоне уже вовсе мелочью выглядят сообщения "Фонтанки.Ru" о продаже предприимчивым руководством студии трех дач на Лисьем Носу, детского лагеря на берегу Нахимовского озера и спортивной базы на Каменном острове.

Деятельностью дирекции, наконец-то, заинтересовалась прокуратура. Выяснилось, что всего "на сторону" ушло 16 объектов, принадлежащих студии. Причем, по сведениям прокуратуры, их продажная стоимость была занижена по сравнению с реальной, по грустной иронии, также в 16 раз. Прокуратура начала проверку законности действий директора. Одновременно уже открыто заговорили о грядущей продаже всей студии и ее возможном перепрофилировании. Под этим деликатным словом подразумевался возможный снос исторических зданий и передача земли под коммерческое использование. Среди наиболее вероятных покупателей называли АФК "Система", питерскую корпорацию ЛЭК и банк ВТБ.

Терпение патриотов "Ленфильма" лопнуло. В 2006 году несколько уважаемых специалистов и ветеранов студии приняли решение обратиться от имени ленфильмовцев непосредственно к президенту России. Это письмо оказалось в распоряжении автора этих строк, который по просьбе кинематографистов должен был проконтролировать часть его пути к адресату. В письме было сказано, что характер немногих ответов, которые получили студийцы от руководства киностудии и из Министерства культуры, "позволяют предположить, что руководители лично заинтересованы в непрозрачности происходящего на киностудии и в моральном и материальном банкротстве "Ленфильма". В течение ряда лет администрация студии на фоне мероприятий по реорганизации, связанной с акционированием, целенаправленно и любыми путями избавлялась от сотрудников, которые открыто обсуждали проблемы "Ленфильма", задавали неудобные вопросы руководству вопросы и настаивали на соблюдении своих прав. Авторы обращения попросили тогда президента лично вмешаться и принять меры для спасения одного из брендов нашей северной культурной столицы.

В данный момент даже не важно, познакомился президент именно с этим конкретным текстом, или нет. Важно то, что уже тогда высшие руководители города и страны были прекрасно осведомлены о происходящем на "Ленфильме". Оставалось ждать их ответа. Он не замедлил последовать. Власть ответила ускорением приватизации, на которую ей жаловались.

Двадцать седьмого апреля 2007 года ОАО "Ленфильм" было выставлено на продажу. По Указу президента студия должна быть продана до 31 декабря 2008 года. Продаже подлежали здания общей площадью в 14 тысяч квадратных метров и три гектара земли под ними. Они были оценены в 30 миллионов долларов. На студии вновь сменилось руководство. Осенью 2007 года Андрея Зерцалова сменил Вячеслав Тельнов.

Тем, кто еще не понял прозрачных намеков, предназначалось выступление заместителя руководителя Федерального агентства по управлению государственным имуществом Кирилла Андросова. Чиновник открытым текстом заявил, что деятельность киностудии не носит уникального характера и никаких отсрочек в процессе приватизации не будет, так как "работа студии не связана с выполнением государственных функций". Окончательная продажа одного из старейших учреждений культуры страны должна была состояться в марте наступившего года.

Однако затем хорошо смазанная приватизационная машина неожиданно дала сбой. Тому в немалой степени способствовали события последних дней января наступившего года. Восемнадцатого января губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко встретилась с творческой интеллигенцией города. На этой встрече, естественно, был поднят вопрос о недопустимости поспешной приватизации киностудии. 22 января коллектив студии принял по этому поводу обращение к губернатору. 24 января известные питерские кинематографисты, в том числе Александр Сокуров и Андрей Сиглэ, передали губернатору письмо, адресованное президенту страны. В письме вновь содержалась просьба вмешаться в ситуацию и спасти уникальную студию.

Вновь ответ последовал незамедлительно. Через два дня информационные агентства распространили сообщение о том, что процесс продажи акций студии приостановлен.

Естественно, комментаторы тут же высказали предположение, что сделано это было исключительно в целях предвыборного пиара со стороны кандидата в президенты от партии власти, петербуржца Дмитрия Медведева. Но в данном положении этот почти очевидный факт играет для ленфильмовцев второстепенную роль. Хоть они еще в глаза не видели официальной бумаги, для них очевидно одно – в марте киностудия продана не будет.

Неужели, справедливость на этот раз восторжествует? Признаемся честно – если бы не крайне благоприятное стечение обстоятельств в виде приближающихся выборов, исход дела мог бы быть совершенно иным. Сейчас принято клеймить позором "кровавую эпоху" ельцинского правления. Между тем, в ту эпоху правители даже не смели думать о том, чтобы посягнуть на национальное достояние. Более того – в те "проклятые" времена на "Ленфильме" с 1992 по 1999 год были созданы, как я специально подсчитал в процессе подготовки этого материала, более пятидесяти фильмов, отмеченных призами крупнейших отечественных и зарубежных киносмотров. Такого урожая наград не знало ни одно благополучное "советское" десятилетие. Созданные в эпоху "кровавой диктатуры" фильмы "Зимняя вишня", "Особенности национальной охоты", "Ты у меня одна", "Хрусталев, машину", "Шизофрения", "Молох", "Тоталитарный роман", "Барак", "Комедия строгого режима", "Окно в Париж", "Барабаниада", "Тюремный романс", "Дожди в океане", "Все будет хорошо" и многие другие до сих пор не сходят с экранов. Они достойно представляют нашу страну на многочисленных ретроспективных фестивалях за рубежом. Проблемы у многострадального "Ленфильма" начались позже – с 2001 года. Когда, как известно, наступила новая, "благополучная и стабильная" эпоха.

После получения известия о приостановке продажи акций я тут же связался с одним из авторов письма двухлетней давности. Он сказал мне, что студийцы обрадовались этой новости. Ленфильмовцы не видят сегодня гарантированной перспективы развития студии. Поэтому многие считают случившееся неожиданным "бонусом" для Дмитрия Медведева. Они убеждены, что спасением студии преемник, вне зависимости от политической подоплеки своего поступка, сделает большое и красивое дело для Питера.

Я к сказанному добавил бы только одно. Выборы, как ни странно, отличаются еще и тем, что, помимо пустых обещаний, кандидаты иногда решаются на реальные добрые дела. Если мы имеем дело именно с таким случаем, то он может стать "бонусом" вовсе не для преемника, которому уже вряд ли нужны дополнительные очки. В выигрыше тогда окажется легендарная студия, на которой алчные дельцы и чиновники совсем уже было поставили крест.

Юрий Гладыш

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter