12 февраля более чем в 50 странах мира отмечается День безопасности Интернета. Естественно, большинство из этих стран - западные, отчего повестка дня ежегодных мероприятий соответствует тем угрозам, которые несет Интернет в развитых обществах: ограничение доступа детей к нежелательному контенту, проблема киберпреступности (взломы сайтов, доступ к персональным данным, различные виды мошенничества), нарушение авторских прав. Многие из тех, кто живут в Рунете, хотят употребить в этом отношении распространенное выражение: нам бы ваши проблемы. Нет, не потому что наших детей не надо отгораживать от порнографии, а самосознание наших пользователей такое, что они ни за что не поведутся на мошенника или не нарушат ничьих авторских прав. Еще как надо и еще как поведутся и нарушат. Но сегодня основная угроза Инету исходит вовсе не от распространителей детской порнографии или хакеров. Главные враги Рунета - чиновники различных уровней, для которых такой легкий и такой доступный способ распространения информации, как всемирная паутина, становится костью в горле (именно поэтому в повестке дня конференции "Угрозы человеку и обществу из Интернета: положение в России", которая прошла в Москве под эгидой ЮНЕСКО, целых две секции были посвящены непосредственно вопросам права и свободы в Рунете и проблемам сетевых СМИ).

Вспомним советские времена. Тогда, чтобы хотя бы сотня человек прочитали книжку, например, Буковского, ее нужно было перепечатать на машинке несколько раз через копирку (Людмила Алексеева на своем юбилее в прошлом году рассказывала о том, что она начинала свою правозащитную деятельность именно с этих бессонных ночей за пишущей машинкой). А теперь, пожалуйста - книжка Буковского - в открытом доступе - и прочитать ее могут не сотня людей, а любой, кто знает русский и имеет доступ в Интернет.

Конечно, такая ситуация чиновников, вся власть которых и держится, в общем-то, на сокрытии правды, устраивать не может. Но поступить так, как поступают власти Китая, решается у нас пока только руководство южных республик. Вспомним, например, скандальную историю с перекрытием доступа к сайту Ингушетия.Ru в одноименной республике, а затем и вообще к Интернету в преддверии митинга против Зязикова. В ноябре 2007 года замгенпрокурора по Южному федеральному округу Иван Сыдорук открыто заявил о том, что государство должно контролировать Интернет, и предложил распространить "передовой опыт" южных республик по все стране. Центральное руководство от того, чтобы последовать примеру Зязикова пока воздержалось, но пламенная речь господина Сыдорука в Совете Федерации, видимо, вдохновила отдельных его членов, пострадавших от Интернета, на законодательные подвиги (о чем поговорим ниже). Как бы там ни было, пока федеральные интернет-ресурсы не подвержены столь высоким рискам, связанным с перекрытием доступа к ним со стороны власти, как региональные ресурсы. Тем не менее определенные трудности создаются и для них. Но если в том, что давление на интернет-провайдеров и операторов сотовых сетей, действующих в Ингушетии, оказывается администрацией Зязикова, ни у кого сомнений нет, так как власти действуют практически в открытую - то о природе распределенных атак (DDoS), поражающих время от времени оппозиционные сайты, судить приходится только по косвенным данным.

Главная причина, заставившая говорить о заинтересованности власти в DDoS-атаках, - избирательный характер атак: массированным нападениям ботов подвергаются только сайты, распространяющие альтернативную политическую информацию: Каспаров.Ru, НБП-Инфо, Намарш.Ru, Грани.Ru, сайт "Эха Москвы", молодежного "Яблока", лента нарушений прав человека в России Hro.Org. Другим косвенным доказательством называют время наибольшей интенсивности атак (которые с той или иной силой идут постоянно) - последние мощные атаки на все эти сайты пришлись на время до и сразу после парламентских выборов, когда на этих сайтах скапливалась информация о нарушениях в ходе избирательной кампании и выборов. Ну и последний аргумент - стоимость таких атак, которая исчисляется десятками тысяч долларов: это сразу отсекает версию "шутников" или государственников из народа.

Между тем защитить себя от распределенных атак оппозиционные сайты могут только техническими средствами. Никаких правовых механизмов борьбы против перекрытия доступа к сайтам не существует. Как пояснил нам сотрудник Управления "К" ГУВД Москвы Антон Кузнецов, сама по себе DDoS-атака не является преступлением и даже административным правонарушением, так как сам способ осуществления распределенной атаки - обращение к операционной системе - нельзя считать противозаконным. Тем не менее само перекрытие доступа к законной информации тот же Кузнецов назвал антиконституционным. Таким образом, налицо странная картина - само действие законно, а его последствие - противоречит Конституции, но все это вместе в область интересов правоохранительных органов не входит. Бороться с DDoS-атаками представители Управления "К" предлагают на морально-этическом уровне с привлечением интернет-сообщества. Что ж, как говорится, спасибо за совет, определенные шаги в этой области уже делаются, а ожидать что-либо конструктивного от власти, которая сама является основным подозреваемым и заинтересованным лицом в деле перекрытия каналов информации, не приходится.

Так что никого, я думаю, не удивила информация об очередных инициативах власти, связанных с Интернетом: подготовка модельного проекта закона "Об Интернете" и поправки в закон "О СМИ" (оба, кстати, исходят из Совета Федерации). Главная, я бы даже сказала, мировоззренческая опасность этих законов состоит в том, что акцент в них не делается не на обеспечении конституционных прав граждан на доступ к информации, а на ограничении появления той или иной информации в сети. В общем, очередной "держать и не пущать". Особенно в этой области преуспел сенатор Владимир Слуцкер, который предложил две вещи - зарегистрировать все интернет-ресурсы как СМИ (если их посещаемость больше 1000 человек в день), а затем потребовать всех ссылаться только на зарегистрированные СМИ. По-человечески понять Владимира Иосифовича можно - он сам отчасти пострадал от Интернета. Правда, упечь журналиста Олега Лурье в тюрьму заинтересованным лицам удалось и без всяких поправок в закон "О СМИ". Но то ведь штучный случай. А как быть с теми тысячами перепечаток скандальной и весьма убедительной информации, которые распространились по всему Интернету? Вот и нужно усилить контроль, считает разгневанный сенатор. С ним согласны и представители правоохранительных органов. Тот же господин Кузнецов на круглом столе в Москве 12 февраля заявил, что он приветствует принятие поправок в закон "О СМИ", так как это поможет легче находить людей, повинных в правонарушениях по распространению недостоверной информации. В то же время другой участник круглого стола - представитель Агентства по печати и коммуникациям Юрий Акиньшин не одобрил поправки Слуцкера именно из-за того, что в своей основе они несут идею ограничения информации, а не предоставления Интернет-ресурсам дополнительных прав, которыми по идее должны пользоваться СМИ.

Второй законопроект, направленный на урегулирование ситуации в Интернете, вызывает у общественности меньше претензий - так как он, в общем-то, гораздо более либерален. Даже складывается впечатление, что драконовские поправки Слуцкера были выброшены в паблик именно за тем, чтобы оттенить своей кровожадностью законопроект Людмилы Нарусовой. Так это или нет - судить кремлевским пиарщикам, мы можем только делать предположения. Но по тому, как общественность резко перекинулась на обсуждение именно слуцкеровских поправок, можно сказать, что им это удалось. Теперь, я думаю, законопроект не вызовет у общества отрицательную реакцию на фоне поправок Слуцкера: сама процедура разработки модельного закона (разработчиками стали частные компании - Центр интернет-технологий и Российская ассоциация электронных коммуникаций, к обсуждению привлекались представители интернет-общественности) говорит в пользу него.

Однако уже сейчас этот законопроект вызывает много вопросов - а что будет после того, как в него внесут различные дополнения и изменения. Никто не отрицает, что правовое регулирование в сфере Интернета необходимо, необходимо более точно определить правовые термины, связанные со всемирной сетью, однако у интернет-общественности есть все основания опасаться, что новый закон будет использован не во благо распространению информации, а во вред. Уж больно часто власть делала это с применением различных законов, да и без. Поэтому стоит предостеречь всех, для кого свобода слова остается ценностью - нельзя сдавать без боя ее последний бастион, надо внимательно следить за тем, что делается за стенами парламента. Единственный способ противостоять как законодательной, так и "непреступной, но антиконституционной" агрессии - объединиться. Причем, объединиться снизу: не надо ждать, пока власть навяжет нам "регулировщиков", имитирующих интернет-сообщество: нужно начинать объединяться самостоятельно, чтобы солидарно отстаивать интересы свободы сетевого слова.

Юлия Галямина

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter