В лихом 1993 году, когда многие символы старого и нового бытия буквально валялись под ногами, Русская православная церковь попыталась по-тихому приватизировать бренд "русского народа" и создала общественную организацию с претенциозным названием Всемирный русский народный собор.

Собор, который сами организаторы почему-то называют "крупнейшим в России общественным форумом", возглавляется Патриархом и курируется структурами РПЦ, в том числе "табачным митрополитом" Кириллом. 20-22 февраля в Москве прошел очередной XII Народный собор, впервые посвященный проблемам молодежи.

Некоторые эксперты уже связали выбранную тему форума с фактическим отказом государства от поддержки ряда одиозных молодежный проектов вроде "Наших" или "Молодой гвардии". Однако, как нам кажется, проведение очередного Собора скорее совпало по времени с отмиранием молодежных прокремлевских движений, отыгравших свою "историческую роль" противовеса настоящим политическим организациям молодежи. Во-первых, Церковь далеко не вчера начала обращать внимание на подрастающее поколение. Во-вторых, Собор - разовая акция, которая не может разом интегрировать хоть сколько-нибудь значительную часть подрастающего поколения России с церковными структурами даже на уровне элементарного досуга. Представление о том, что Церкви передали мандат на управление молодежью - совсем не верно.

Это только на первый взгляд взаимоотношения РПЦ и государства описываются как эдакий административно-финансовый симбиоз. Уместнее говорить о желании отдельных иерархов Церкви в лице того же энергичного митрополита Кирилла вести собственную игру. Молодежь - еще одно потенциально привлекательное поле для общественной активности церковных деятелей. Проведение "молодежного Собора", таким образом, первый шаг к системной работе на данном поле.

Получилось, правда, не очень - не очень тонко, не слишком логично, а главное, непонятно, насколько громкие заявления и документы Собора в действительности представляют мнение российской молодежи, ведь готовил их, дискутировал и принимал все тот же узкий круг церковников и приближенных к ним общественников. К примеру, Собор принял целую доктрину "Молодое поколение России", к слову, так до сих пор и не опубликованную на своем официальном сайте. Кто теперь должен жить согласно этой доктрине? Вся православная молодежь, члены организаций-участников Собора или кто-то еще?

Тематические площадки Собора без иронии вообще воспринять было сложно. Заявленные для обсуждения темы как-то неуловимо походили на названия секций во дворце пионеров, с поправкой на 2008 год, конечно. "Компьютерный арбалет", "гоночный болид или "робототехника" имеют такое же отношение к русскому народному Собору как и, например, балет. С той лишь разницей, что площадок и круглых столов на тему русского молодежного балета на Соборе почему-то не было. А мог быть и балет, и вообще что угодно.

Противоречивый характер форума проявлялся буквально во всем. Так, в выступлении митрополита Кирилла прозвучали малопривлекательные для молодежи инициативы по запрету гражданских союзов. При том, что влиятельный иерарх тут же достаточно рационально высказался против изоляционистских настроений в обществе, подчеркнув их гибельность для многонациональной страны. Не применул Собор разыграть "косовскую карту", осудив "насильственное отделение края от Сербии". Конечно, гражданский форум волен высказываться по любым общественно-политическим темам, но учитывая тему Собора, получилось, что в политические дрязги вовлекли молодежь. Непонятной осталась формулировка о праве детей изучать в школе религиозную культуру предков. Упор здесь сделан на праве семьи выбирать образование, согласное с духовными убеждениями семьи. Духовные убеждения современных семей не слишком наследуют религиозную культуру предков, хотя бы в силу почти тотальной урбанизации России, свершившейся на памяти трех последних поколений.

Кричащая эклектика "молодежного русского Собора" свидетельствует о неуемном желании церковных деятелей вторгнуться во все актуальные на их взгляд сферы бытия молодежи. Тут и компьютерные игры, которые по мысли "соборян" можно, оказывается использовать для патриотического воспитания, и научная фантастика, "таящая высокие философские смыслы". Организаторы подросткового досуга от РПЦ не скрывают истинных целей - внедриться и использовать современную культурную среду для своего влияния.

Смысл нынешнего Собора с его болидами и компьютерными арбалетами также и в том, чтобы на уровне слов, на уровне сознания в очередной раз сцепить понятия "русский" и "православный", отождествить "Россию" с некой "русской цивилизацией", неизвестной ни одному профессиональному историку. И как тут не обратить внимание на молодежь, более подверженную идеологическому влиянию. Молодому поколению, не имеющему опыта жизни в СССР, можно безбоязненно врать про великую державу и непрерывную имперскую православную традицию.

В итоговых документах Собора не зря прозвучала фраза о необходимости строить "систему клубов и центров развития молодежи". Вот это уже куда более прагматическая и осязаемая задача. Решись она, и можно будет наштамповать в этих центрах русских православных роботов и вперед, в светлое будущее. Так что декларации декларациями, но если РПЦ начнет воплощать в жизнь все в них записанное, мало российскому молодому поколению не покажется.

Александр Трифонов

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter