1 декабря 2007 года в Закон РФ "Об образовании" Законом № 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" внесены поправки, всколыхнувшие общественность в более чем двадцати национально-территориальных регионах России. Суть новой законодательной инициативы Москвы — в ограничении прав региональных органов образования в части формирования содержания образовательного процесса. Фактически закон отменяет обязательный характер регионального компонента образования. Теперь сами ученики, — а на самом деле, конечно, их родители и школа, — станут выбирать, сохранять ли региональный этнокультурный компонент в обучении. В первую очередь речь идет о таком предмете, как "родной язык и литература".

Пока в школах изучается хотя бы один родной язык учащихся, она национальна. Русский язык здесь не исключение. Язык — одна из важнейших составляющих любой национальной культуры. Поэтому ненациональных школ в РФ на самом деле нет и никогда не будет. Только в соответствии с новыми поправками русские дети становятся привилегированным классом, а дети национальных меньшинств на уровне государства объявляются вторым сортом граждан. То есть с детства маленьким гражданам страны будет прививаться абсолютно недемократическое, иерархичное деление на русских, которые в обязательном порядке изучают свой язык, историю, культуру, литературу, и нерусских — тех, кому это не положено по закону. Во всем цивилизованном мире это называется практикой дискриминации по национальному признаку. В конце концов, нарушаются конституционные права граждан на сохранение и развитие родного языка.

Сейчас на обязательное изучение "родного языка и литературы" отводится всего лишь два часа в неделю. Естественно, этого недостаточно для овладения языком титульной нации представителям других национальностей, если они совсем не владели им до школы или не жили в языковой среде коренного населения. Но одной из задач национальной средней школы в этом случае всегда было воспитание терпимого отношения к культуре и языку коренного населения. Вот это за два часа в неделю сделать можно. Особенно эта ситуация актуальна для городов в национальных автономиях, где национальный состав учащихся пестрый.

Больнее всего отмена регионального (этнокультурного) компонента ударит по тем народам, кто не хочет вымирать и русифицироваться, но не имеет таких же обширных возможностей защиты собственной идентичности, как, например, чеченцы или татары. Понятно, что в Чечне, Дагестане или Татарстане этнокультурный компонент обучения де-факто останется обязательным и для представителей титульных наций, и для всех остальных, включая русских. А вот что будет твориться где-нибудь в Бурятии или Карелии — остается только гадать. Вот тогда мы в полной мере сможем оценить конфликтный потенциал закона.

В нынешней редакции закон может стать постоянным поводом для раздоров на национальной почве между родителями учеников. Национальный состав учащихся может меняться каждый год. То есть каждый год инициативные родители могут требовать пересмотра статуса этнокультурного компонента. "Умные головы" из Москвы поставили школу в зависимость от национальности родителей! Да еще и сотни представителей национальной интеллигенции из числа преподавателей родного языка могут разом остаться без работы именно из-за знания своих "материнских" языков.

Кивать на мировой опыт в данном случае бессмысленно. В Европе или Канаде с их наработанными практиками решения языковых и культурных проблем развития национальных меньшинств можно идти путем делегирования права выбора этнокультурного компонента родителями и школой. В России — нет. Большая часть родителей из числа нерусских народов у нас решит, что свой язык и литература ребенку в жизни сильно не понадобятся и сделают выбор в пользу других предметов. А если представить ситуацию, что количество родителей "за" и родителей "против" сохранения этнокультурного компонента примерно поровну, то в школе начнутся самые настоящие межнациональные конфликты.

Кстати, русские родители поступили бы точно так же, как нерусские, если бы им дали выбор: сократить часы преподавания русского языка в пользу, к примеру, информатики. И аргументы звучали бы точно такие же: мол, информатика в жизни больше пригодится, чем русский.

Если руководствоваться исключительно такой логикой, русский тоже можно заменить на английский — в европейской части России и китайский — в Сибири. Разговаривает по-русски в семье — вот и хватит, а изучать надо более конкурентноспособные в мировом масштабе языки.

Сегодня федеральный центр вроде бы опомнился и поручил четырем региональным министерствам образования дать рекомендации по закону. Министерства образования республики Башкортостан, республики Коми, республики Марий Эл и республики Татарстан должны дать экспертное заключение по предложенному закону. Во всех этих субъектах общественные организации коренных народов уже крайне негативно высказались об инициативе. В Марий Эл и Коми общественники призвали к "замораживанию" закона до проведения экспертиз, в Башкортостане с Татарстаном звучали более радикальные требования отмены закона.

Москве стоит еще раз подумать, надо ли обострять межнациональные отношения по всей стране на ровном месте. Если кто-то думает, что преподавание языка национальных меньшинств — ерунда, не заслуживающая внимания, можно напомнить ситуацию середины 80-х годов в СССР. Москва тогда тоже пыталась отменить национальные школы в Грузинской ССР и советской Прибалтике. Ответом стала консолидация национальных движений в этих республиках и рост сепаратистских настроений. Что случилось через несколько лет, надеюсь, помнят все.

Александр Трифонов

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter