"Отделались легким испугом", - так комментируют молодые люди свое задержание 4 мая во время просмотра фильма "Пантера" в клубе "Джерри Рубин". Правозащитники считают этот инцидент неслучайным, до них дошли сведения о проведении некой операции "Неформал", в рамках которой власть усиливает контроль за всеми, кто не так одевается, не так мыслит, а значит, представляет для нее потенциальную угрозу. Более оптимистично на ситуацию смотрит руководитель клуба "Джерри Рубин" Светлана Ельчанинова, у которой мы взяли интервью.

- Светлана, расскажите, пожалуйста, кому принадлежит идея создания такого необычного клуба, как "Джерри Рубин", есть ли у нее идеологический подтекст?

Мне и моим друзьям, а это несколько человек: рок-музыканты, художники - очень творческие люди. Клуб был создан в 1992 году, когда нам совершенно негде было заниматься современным творчеством, Дом пионеров не в счет. Нам хотелось чего-то оригинального, безбашенного. В журнале "Парус" мы прочитали статью о Джерри Рубине, который со своими друзьями на заброшенной территории посадил деревья, устроил атракционы и сценическую площадку. Так на пустыре буквально за неделю возник парк. Это понравилось всем местным жителям, обычные обыватели стали туда ходить. Этот самоорганизовавшийся парк просуществовал два месяца, потом выяснилось, что земля под ним стоит бешеных денег и ее выкупил какой-то супермаркет для строительства. Всех оттуда выгнали, парк сравняли бульдозерами. Нас восхитила идея, когда из ничего создается цветущее пространство, чтобы делать там все, что захочется. Об идеологии какой-то мы тогда не думали.

- Вам кто-то помог реализовать идею?

Совершенно случайно подвернулись люди, которые нас поддержали: выделили подвал. Это был подвал под нежилым домом. Два года мы занимались сбором средств, на них приобретали гитары, колонки, отремонтировали подвал. Это уже обжитое помещение кому-то приглянулось, а в какой-то момент нас попросили его освободить. Мы забаррикадировались в нем и не выходили, пока не появились власти. Нам порекомендовали обратиться в Гагаринский район и подыскать новое помещение. В 1994 году еще было полно помещений, и мы могли выбирать. Тогда мы выбрали этот подвал, и вот уже 14 лет клуб находится здесь. Это был театр жителей близлежащих домов, до сих пор мы пользуемся их прожекторами, костюмами, стульями, сундук вот стоит, который сдвинуть невозможно с места... Это было начало перестройки, и было ощущение, что можно делать все, что хочется. Наркотики, алкоголь в то время воспринимались, как символы свободы, потреблялись они в огромном количестве. Многих, кто начинал здесь творческую деятельность, уже нет в живых. Наступило время переосмысления. Мы поняли, что ничего из этого хорошего не выходит. Творчество страдает, коллективы распадаются, роста не происходит. В середине девяностых клуб представлял собой жалкое зрелище. Потом появились другие герои, как Генри Роллинс, - спортивные, не употребляющие ни алкоголь, ни наркотики. Это тоже своего рода экстремальное течение. В пьющем обществе очень трудно говорить, что ты не пьешь, не куришь притом не по праздникам, а вообще. Для этого надо быть человеком сильной воли. Сейчас в этом отношении Россия более продвинута, трезвенники никого не удивляют - это даже уже мода.

- Вы, я вижу, специалист по молодежным течениям...

Не по всем, поскольку молодежных течений очень много. В творческой организации приходиться выстраивать свою идеологию. Наша позиция такая: тяжелый рок - это хорошо, но только вкупе со здоровым образом. И народ расцвел, рок отошел на второй план, еще появился театр, киноклуб, несколько коллективов фаеров, модельеров, экстремальных велосипедистов. Клуб из протестного подросткового заведения превратился в культурное учреждение. Под флагом автономной некоммерческой организации "Клуб имени Джерри Рубина" мы существуем уже 10 лет, участвуем в различных социальных программах: оказываем помощь бездомным и заключенным, детским домам, участвуем в экологических акциях. Нас знают и официальные власти.

- На какие средства существует клуб?

Мы получаем гранты, или кто-то еще гранты получает, а нас привлекает в качестве партнеров. Многое делается на общественных началах. Театральный коллектив может поставить спектакль и за свои деньги, на своих машинах приезжать в детские дома. Недавно мы выиграли президентский грант по проекту: фото-соцарт. Это серия фоторепортажей о работе разных социальных организаций, помогающих беженцам, бомжам, инвалидам. Через социально ориентированное искусство мы стараемся привлечь активную молодежь.

- Кто придумывает все эти проекты и мероприятия?

Наиболее активные люди, которым это зачем-то надо. Я хотя и руководитель, но я занимаюсь в основном личной творческой деятельностью. Все сами себе руководители, у нас несколько директоров по разным направлениям. Но есть строгие правила, в том числе и относительно порядка дежурства, участия в субботниках. Например, нельзя появляться в клубе даже с бутылкой пива. Такому человеку, если он сделает хоть один глоток, ничего не доверят, будут относиться, как к пустому месту. В клубе ничего нельзя брать без спросу. Все, что в клубе находится, это имущество клуба: сюда приносить можно, а уносить нельзя. Потребительское отношение не приветствуется. Эти правила передаются из поколения в поколения, потому что полная смена состава происходит каждые два года. Старички - это те, кто в клубе 5-8 лет, общественная работа, как правило, не бывает надолго.

- Может быть, кто-то из завсегдатаев клуба стал уже знаменит?

Да, есть известные имена. В нашем клубе начинала Мария Саакян, режиссер, снявшая фильм "Маяк", который на Венецианском фестивале получил приз, с ним она объехала всю Европу. А также Сергей Лобан, снявший фильм "Пыль", с который получил диплом кинокритиков на Московском кинофестивале. Половина людей, которая в нем снималась, а также главный герой - они тоже из клуба. Еще пример: группа "Пурген", которая собирает "Лужники" и сейчас ее знают в каждой деревне, - так вот, эти ребята здесь тоже начинали: полы мыли, мусор выносили. Несмотря на свою панковскую внешность, они продолжают пропагандировать здоровый образ жизни. Есть и другие состоявшиеся люди, но не слишком публичных профессий: звукорежиссеры, продюсеры и даже охранники...

- Выходит, что "Джерри Рубин" - это клуб по интересам?

Вы скажите еще, с хорошо поставленной кружковой работой! Власть нас тоже все время пытается классифицировать, но мы не вполне вписываемся в ее понятия. У нас нет журналов посещаемости, мы не знаем не то чтобы паспортные данные, но даже фамилии руководителей. Стиль нашего взаимодействия не связан с традиционным институированием. Мне достаточно знать, что руководителя фотостудией зовут Женя, и под его руководством находится 30 человек. Все, но в целом это действительно объединение по интересам и пользе. Не все у нас приживаются. Был у нас коллектив толкиенистов, им негде было танцевать, их отовсюду выгнали. В результате они недолго у нас прожили, потому что абсолютно не принимали участия в общественной жизни клуба. У нас постоянно что-нибудь происходит: мероприятия, фестивали, праздники. Нам часто власти советуют: давайте запланируем спектакли на квартал, так мы сможем вам помочь. Мы пытались так себя вести, но на запланированные праздники людей палкой не загнать. Вот и 9 мая мы ничего не устраивали, и не потому, что мы отмечаем этот праздник, просто не случилось: у всех какие-то свои дела были, тем более в городе очень много событий происходило. Свобода и независимость - это то, без чего мы не можем жить.

- Вас как-то волнуют проблемы общества?

Конечно, мы не равнодушны к проблемам общества. Мы видим, как со сменой уклада поменялась обстановка в стране, раньше не было таких понятий, как беженцы, мигранты, нищие, бомжи, беспризорники. В клубе собираются люди, которые ведут уроки милосердия, которые не приемлют потребительскую философию, хамства, потому что считают недопустимым ходить по головам других. Мы протестуем против засилья низкопробной попсы, мы не показываем блокбастеры, а демонстрируем менее коммерческое, часто авторское кино режиссеров со всех континентов. Наше мировоззрение базируется на принципе: чем больше человек знает, видит, соответственно умеет, тем больше у него выбора.

- То есть вы не шагаете со всеми в ногу?

Но мы и не идем против течения, а занимаем свое достойное место. Мы задаем только направление: думайте, прежде чем что-то делать, потреблять, отдыхать. Отдых тоже может быть продуктивным и непродуктивным: можно просто бухать, а можно творческие вещи создавать. Есть массовая культура, она всюду и доступна, а есть интеллектуальное элитарное искусство. Феллини не идет в прокате, но это не значит, что он какой-то альтернативщик, просто планка его искусства высоко поднята. До нее надо еще дотянуться. Мы делаем такие экспериментальные вещи, берем таких людей, которых никто нигде не берет. Их творчество собирает небольшое количество людей, но такие коллективы толкают искусство вперед.

- Насколько вы задумываетесь о глобальных аспектах политики?

Как и все задумываемся, но мы понимаем, что своими силами нам революцию не совершить. Если даже мы соберем парламент из наших художников, то они не смогут управлять такой страной. Мы считаем, что это нормально, когда кто-то чем-то недоволен, предела совершенства не бывает и никогда не будет. В принципе, такое положение во многих странах - людей знающих, как должно быть, мало. Наша тактика - надеяться на эволюцию. Если мы сейчас какой-то вопрос не можем решить, то люди будущих поколений будут умнее, гуманнее, знающее. Это уже что-то.

- Вы не думаете, что все-таки представляете опасность для власти, поскольку поддерживаете инакомыслие?

Кому это может причинить вред? Я думаю, вы заблуждаетесь. Власти выгодно иметь инакомыслие, чтобы показывать пальцем и говорить: "Вот что у нас есть". Ей выгодно иметь оппозицию, без нее совсем уж неприлично, поэтому коммунисты сидят в Думе. Я знаю, что ничего общего с идеологических позиций они не имеют с коммунизмом. Кроме того, мы удобны для власти по многим причинам. Мы делаем массу бесспорно нужной и полезной работы: детские утренники, молодежные вечера. Отчасти мы выполняем их работу. Есть учреждение, оно работает, средств не получает, а галочка стоит. Когда нам выдали это помещение, мы заключили джентельменское соглашение с властью, чтобы иметь свободу творчества. Притом власть - понятие растяжимое, на местах много конкретных, живых людей, которые знают, что такое свобода, и довести их до армейского состояния невозможно. К тому же у многих есть дети, и с ними всегда можно договориться.

- С чем тогда, по-вашему, связан приход в клуб 4 мая милиции?

Это было очень неожиданно. Мы понимали, что милиция нас не любит, как не любит всех тех, кто не ходит причесанным и строем. Но мы не мешали друг другу, не создавали конфликтных ситуаций: у нас нет наркоманов, у нас люди не проигрывают деньги. В общем, нами были довольны. Разве что жителям не нравились толпы молодежи, шастающие по двору. Что это было разнарядка сверху, сигнал? Не знаю, слава богу, никто не пострадал, никого не побили. Мне кажется, это недоразумение вызвано чрезмерным рвением.

- Вы, думаете, это не повторится?

Нет оснований говорит об инциденте как о тенденции. Наш клуб не располагает к экстремистским действиям, мы люди мирные, неагрессивные, придерживающиеся принципа ненасилия. Определенно мы не боремся с режимом, никого не провоцируем, поэтому у нас не было никаких драк за 15 лет. Для меня то, что произошло 4 мая, - это непонятная ситуация. Что привлекло к нам стражей порядка? Есть несколько версий, при том взаимоисключающих друг друга. По одной версии - как будто бы на нас собирались напасть скинхеды. По другой - милиции сообщили, что планируется просмотр неонацистского фильма. Сумбур какой-то. Значит, неонацисты должны были нам пожать руку...

- Чем вас привлек фильм "Пантера", кто предложил его посмотреть?

Я не знаю, очень часто всплывают неожиданные варианты. Это был незапланированный заранее просмотр между детским и вечерним показами. О нем стало известно за пару дней, и фильм разрекламировали через Интернет. Это кино 60-х годов о двух негритянских семьях, у которых возникли проблемы с полицией и которые стали сами себя защищать. В фильме упоминается об организации "Черная пантера", которая боролась за равноправие черных в США. Как известно, в то время это была большая проблема в Америке. Существовали отдельные бары для белых и для черных, общественный транспорт, музыка и прочее. Смешение музыки породило рок-н-ролл. Это социальный фильм, но не политическая драма. Фильм довольно поверхностный, взгляд на общество через личную жизнь. В нем нет политического пафоса, как, например, в фильме "Фаренгейт 9/11". В истории кино "Пантера" не сделала переворота, есть более серьезные фильмы, которые повлекли выдворение режиссеров из страны. Фильм свободно продается, обычно мы такие не показываем. Мне, кажется, милиция нагрянула не в связи с фильмом, если бы смотрели что-то другое - было бы то же самое.

- На ваш взгляд, в клубе собираются политически активные люди?

У нас собирается молодежь такого возраста, что до политики им далеко. Их интересует половой вопрос, а также такие вещи, как: сколько булавок на штанах, сколько сигарет покурить в день и другие. Является ли наша среда питательной для политиков? Так вот, клуб не вырастил ни одного самого захудалого депутата или его помощника, ни одного общественного лидера. Нет у нас таких. Клуб - не то учреждение. Есть политические молодежные организации, и туда идут люди, которых интересует политическая карьера. В нашем клубе собираются те, кого интересует развитие личности. Даже дети депутатов, которые у нас были, не пошли по стопам родителей, а выбрали другое: искусство, науку...

- В этом вы видите плюс или минус?

Мы не собираемся, как Ленин, создавать свою партию. Нам это не интересно. Мало того, когда приходят к нам от партий с предложениями провести свои семинары, мы отказываем, потому что у нас собираются люди самых разных политических взглядов. Предоставим площадку либералам - коммунисты обидятся, коммунистам - демократы обидятся. Мы объединяемся на основе глобальной идеи - мы против насилия, агрессии, мы за толерантное отношение к разным людям: эмигрантам, наркоманам, бездомным. Но в случае угрозы мы будем себя защищать.

Ольга Гуленок

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter