Готовя проект положения об организации "альтернативных" гражданских выборов для Национальной ассамблеи, я решил освежить в памяти текст действующей Конституции РФ и обнаружил немало любопытного.

Так, в главе об основах конституционного строя указано лишь одна из общепринятой четверки характеристик демократических выборов – их свободный характер. Оставшиеся три – всеобщие, равные и прямые – отнесены лишь к избранию президента. Способ же формирования высшего представительного органа вообще из Конституции вынесен в федеральные законы.

Впрочем, в реальности, все это не имеет большого значения, поскольку, как хорошо известно, в России не действует большинство базовых статей Конституции. Вся власть в стране захвачена компрадорским режимом, а народ уже не является ни носителем суверенитета, ни источником власти. Практически все демократические правовые институты разрушены или подменены их суррогатами.

Политологи любят повторять мантру о том, что "свободные, равные, прямые и всеобщие выборы лежат в основе нормального функционирования любого демократического общества". Между тем в нынешней России электоральный процесс полностью и жестко контролируется режимом, который не обеспечивает ни одно из этих условий. А некоторые из них попросту выворачивает наизнанку: в частности, выборы практически на всех уровнях у нас осуществляются не по прямой, а по обратной схеме – назначением или навязыванием сверху.

В этой ситуации со всей остротой стоит задача восстановления легитимности власти в стране путем постепенного формирования, укрепления и развития дееспособных институтов гражданско-демократического типа. Понятно, что восстановление демократических электоральных процедур является основой основ этого проекта.

Какими же характеристиками должна обладать гражданская избирательная система? Следует ли слепо воспроизводить формальные политологические схемы, копировать чужой опыт демократического строительства или, напротив, пытаться идти "особым путем"? Наиболее разумными представляются следующие состав и интерпретация ключевых требований к проектируемой гражданской избирательной системе.

Гражданские выборы должны быть свободными. Эта базовая характеристика демократической избирательной системы должна быть не просто сохранена как принцип, но обеспечена максимально возможным образом. Без свободного волеизъявления граждан бессмысленны все другие электоральные ритуалы. Свободное волеизъявление обеспечивается не только и не столько отсутствием прямого давления на избирателей, сколько их возможностью видеть политическую ситуацию во всей полноте. А это условие обеспечивается лишь свободными СМИ и свободными коммуникациями – свободным и содержательным общением людей.

Гражданские выборы должны быть равными. Это требование – одно из наиболее сложных в реализации, но оно необходимо, если мы хотим вернуть реальную представительность в российскую политическую жизнь. В реальных ограничениях – ресурсных и политических – мы должны обеспечить максимальное равенство в отправлении всех электоральных действий всем гражданам, независимо от места жительства, политического веса и других параметров. Крайне важно обеспечить и безусловную реализацию принципа "один избиратель – один голос". Только так мы сможем преодолеть порочную практику "москвоцентризма" и восстановить федеративный характер общенациональных политических институтов.

Гражданские выборы должны быть прямыми. При этом крайне важно не путать понятие "прямого" и "непосредственного", как это делается в действующей Конституции и избирательном законодательстве. Принцип демократической представительности отнюдь не требует непременного формирования всех органов непосредственным избранием гражданами – вполне допустимы и схемы опосредованного делегирования полномочий (особенно это актуально в условиях, максимально приближенных к "революционным"). Главное – соблюсти базовый принцип, обеспечивающий прямую направленность процесса реализации народного суверенитета, не допускающего никаких вариантов узурпации представительских или властных полномочий.

Гражданские выборы должны быть всеобщими. Важно отметить, что предоставление или даже навязывание активного избирательного права всем "формальным гражданам" прямо противоречит главному критерию демократических выборов – свободе волеизъявления. Эффект пресловутого "административного ресурса" ведь обеспечивается в значительной мере именно возможностью согнать на избирательные участки разного рода "мертвые" или "полумертвые" души, не имеющие собственной электоральной позиции или находящиеся в унизительной прямой зависимости от "начальников". Таким образом, в гражданских выборах должны участвовать только действительно свободные граждане Новой России ("моральные граждане" - по выражению Андрея Илларионова), делающие свой выбор осознанно, в отсутствие принуждения или решительно преодолевая таковое.

Гражданские выборы должны быть конкурентными. Весьма показательно то, что в действующей Конституции и законах этот важнейший принцип формально не закреплен, что позволяет легко подменять его суррогатами в виде политических марионеток, призванных играть роли "либералов", "коммунистов", "националистов" и т.п. На подлинно демократических выборах у избирателей всегда должен быть реальный выбор. А он обеспечивается как возможностью реализовать пассивное избирательное право представителю любой политической платформы, так и возможностью каждому избирателю ознакомиться с этими платформами и сравнить их в ходе публичных дебатов (при отсутствии доступа к СМИ, при организации альтернативных гражданских выборов, очевидно, придется осваивать имеющиеся коммуникационные ресурсы, вроде Интернета, и создавать новые, адекватные современным политическим реалиям).

Гражданские выборы должны быть правовыми, то есть реализуемыми на основе тщательно разработанных и тщательно контролируемых процедур, не допускающих волюнтаризма и своеволия конкретных исполнителей. При этом само Положение о гражданских выборах, разумеется, также должно быть принято в результате открытого и содержательного обсуждения и демократического голосования полномочных членов представительного органа, инициирующего выборы (депутатов Национальной ассамблеи первого созыва, ее уполномоченных органов или специально созванного широкого совещания гражданской оппозиции). Тщательное соблюдение этого принципа, в частности, требует формирования надлежащим образом операторов всех основных этапов электорального процесса, включая систему гражданских избирательных комиссий (ГИК) и гражданских арбитражей.

Гражданские выборы должны быть открытыми. Какую бы схему в итоге ни приняли для организации гражданских выборов, эта схема должна быть абсолютно прозрачной, доступной для общественного контроля на любом этапе. Понятно, что в условиях жесткого противостояния с существующим режимом требование открытости вступает в некоторое противоречие с требованием безопасности. Но это противоречие должно разрешаться как можно более адекватно, поскольку любая необоснованная закрытость политического действия порождает недоверие, а недоверие разрушает легитимность.

В России очень любят обсуждать тему всякого рода идеологических "поворотов" - левых, правых или даже центристских (этаких поворотов на месте). Убежден, в действительности главный поворот, необходимый России, поворот, без которого невозможно осуществить и удержать важнейшие трансформации ее общественно-государственного устройства и уклада жизни, - это поворот правовой. А осуществлять этот коренной поворот правильнее всего именно с восстановления основ демократической системы – возвращения народу, гражданам России его суверенного права самостоятельно и свободно формировать органы власти, управления и самоуправления. Причем, рассчитывать на то, что эту задачу решит нынешний режим – компрадорский и антинациональный – нет никаких оснований. Освободиться и вместе отстроить свою страну на современном демократическом основании могут и должны лишь сами граждане – граждане Новой России.

Виктор Корб

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter