Усиление авторитаризма в современной России – это объективный процесс. Возможно, некоторые личные качества Владимира Путина способствуют этому, но они явно не играют решающей роли. Оглядимся по регионам – везде аналогичная "вертикаль власти", прирученные СМИ, слабая оппозиция. Да и Лужков разве демократичнее Путина? Авторитарный стиль управления характерен не только для государственных структур. Большинство политических партий демонстрируют ту же самую "вертикаль власти" в миниатюре. За фасадом партийных съездов и конференций скрывается авторитаризм. Причина диктатуры – не в диктаторе. Причина – в тех людях, которые признают власть диктатора и выполняют его поручения, добровольно отказываясь от своих прав. Раз авторитаризм возрождается на российской почве в совершенно разных структурах независимо от исповедуемой ими идеологии, значит его корни – в менталитете.

У меня была возможность хорошо изучить устройство партии "Яблоко". Демократические процедуры в партии исполнялись самым тщательным образом. И совершенно демократическим способом всегда получалось так, как хотел лидер. Попытки региональных групп провести какое-либо решение удавались только в том случае, если оно устраивало руководство. В противном случае происходило следующее – партийцы начинали метаться между "оппозиционерами" и руководством, выторговывая условия получше. Так как у руководства возможностей было больше, оно склоняло на свою сторону часть "оппозиционеров". Перефразируя Черчилля, можно сказать, что "Яблоко" - худшая из партий, за исключением всех остальных. Такие же недостатки у всех наших партий. Если неумение отстаивать коллективные права и интересы характерно даже для российских политиков, чего же говорить о простом населении?

Для России характерна персонификация любого дела. "Мужик не может любить политбюро". Большинство наших партий – "лидерские". Условия "игры" в политике таковы, что приходится "раскручивать" одного лидера, чтобы он потом "тащил" партию. В результате, даже если начало у партии было командным, лидер получает в собственное распоряжение такой ресурс, как личная популярность, и потом уже забывает, что этот ресурс зарабатывался не только им.

Одна из причин слабости современной оппозиции в том, что она не может предложить народу понятной картины будущего. Оппозиция так или иначе апеллирует к неудавшимся экспериментам. Больше демократии? В 90-х у нас было больше демократии, народу это не понравилось. Назад в социализм? У нас уже был социализм, почему новый будет лучше? Восстановление монархии? По существу народ не против (преемничество – чем не разновидность монархии?), но по форме – возражает категорически.

К тому же словам сегодня – грош цена. Слишком много было заманчивых слов сказано за последние двадцать лет, слишком много умных и харизматичных лидеров на проверку оказались мелкими политиканами. Ресурс веры на слово исчерпан.

А что оппозиция может, кроме говорения слов? Хорошо "Единой России" называть себя "партией конкретных дел" - у них в распоряжении весь государственный бюджет. Деньги на дела собирает вся страна, а пиарится "Единая Россия".

Но на самом деле оппозиция кое-что может сделать, чтобы продемонстрировать свою серьезность. Это – создание новой общественной практики, миниобщества с настоящей, а не декларируемой демократией. Начинать надо с себя.

Хоть я и критиковал Национальную ассамблею за то, что по сути никого кроме своих участников она не представляла, но она, несомненно – важный шаг вперед. Тот факт, что люди разных политических направлений сели друг с другом вместе и стали обсуждать общие проблемы вместо того, чтобы по привычке продолжать наклеивать друг на друга ярлыки – это дорогого стоит. Но как бы ни важен был этот шаг, его значение пропадет, если за ним не последует других шагов. А именно – создание по настоящему демократических процедур, реального ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА. Понятно, что в российских условиях строительство демократических процедур чем-то напоминает путешествие между Сциллой и Харибдой. С одной стороны – опасность говорильни и "демшизы" (а "нацшиза" ничуть не лучше), с другой – скатывание в авторитаризм. Настройка демократических процедур – дело крайне тонкое и сложное, а в российской политической практике им упорно пренебрегают. Тем не менее, оппозиции необходимо этим заняться. И если получится – это будет рождение чего-то действительно нового. Настоящей демократии.

Алексей Мазур

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter