Председатель Комитета по взаимодействию с группами социального протеста Сергей Удальцов назвал заявление некоторых депутатов о том, что надо объявить Национальную ассамблею альтернативным парламентом, эпатажным. По его мнению, сначала "надо обрести опору" в лице многочисленных сторонников. Наращиванием "народного потенциала" и будет заниматься возглавляемый Удальцовым Комитет Национальной ассамблеи.

— Сергей, как по-вашему, сейчас протестное движение на подъеме?

— Все идет к этому. Ростки социальной активности появляются повсеместно, потому что людям постоянно приходится сталкиваться с произволом властей. В то же время, власть, напуганная протестной волной, поднятой "монетизацией льгот", научилась затыкать социальные "дыры", у нее есть для этого ресурсы. Но кардинально не решается ни одна социальная проблема. Наша задача сплотить активных людей, а остальных вывести из состояния пассивного недовольства, хотя сейчас население испытывает большое недоверие к различным политическим проектам. В новейшей истории было немало политиков, которые цинично пользовались активностью групп в своих предвыборных целях или для решения своих пиаровских задач. Нам предстоит преодолеть эти барьеры. Поле для деятельности огромное.

— По какому принципу будет построена работа внутри Комитета?

— Сам Комитет делится на 5-6 тематических подкомитетов, в которые входят координаторы, журналисты, эксперты по оказанию организационной, юридической, информационной помощи. Сегодня наблюдается подъем профсоюзного движения. В рамках Федерации независимых профсоюзов появляются новые организации со своей направленностью, не считая новых рабочих отраслевых профсоюзов, не входящих в эту систему. Реформа ЖКХ, точечная застройка способствовали тому, что почти в каждом городе образовалось "жилищное" движение. Есть массовое экологическое движение, есть движение автомобилистов, дольщиков и т.д. Мы также будем привлекать экспертов из тех организаций, которые еще пока не готовы войти в состав Национальной ассамблеи. Консультируясь с этими экспертами, мы можем обогатить наши сведения об основных тенденциях в развитии законодательства в разных сферах, а также оказать помощь в реальных ситуациях, например, при обращении в суд.

— А себя вы в какой области считаете экспертом?

— Я стремлюсь к универсализму, отслеживаю судебную практику, опять же, тенденции в развитии законодательства. В Москве наиболее острой является проблема незаконного строительства, поэтому очень плотно занимаюсь ею. Кроме того, при моем участии сейчас воплощается идея консолидации всех социальных движений в рамках так называемого Московского совета. Предполагается, что будет создана единая структура, осуществляющая координацию всех протестных действий, планирование общих акций и формулирование общих требований. Этот орган, конечно, пока не сможет претендовать на власть, но к этому надо стремиться. На мой взгляд, региональные отделения Национальной ассамблеи смогли бы стать центром притяжения таких образованных снизу органов народовластия.

— Вы всегда в гуще народа, скажите, как люди относятся к проекту Национальной ассамблеи?

— Люди знают и в целом поддерживают эту идею. В политически активных кругах поддерживаются идеи создания и развития альтернативных структур, и яркое тому подтверждение — идея создания Московского совета. Люди видят, что действующие органы местного самоуправления парализованы и не обладают надлежащими полномочиями для выполнения своих функций. Другие органы власти с народом не взаимодействуют, и нет никаких возможностей на них повлиять. В дальнейшем отношение к Национальной ассамблее будет зависеть от эффективности ее действий, реализации конкретных идей, в том числе внесенных и в наш план. На осень мы планируем проведение социального форума в Иркутске, мощной манифестации в рамках единого дня протеста. Мы также выступаем за внесение законодательных инициатив, в частности, с помощью референдума. В Москве уже идет процесс выработки новой повестки дня — актуальными являются проблемы, касающиеся отчуждения частных земельных участков, застройки, контроля над властью. Кроме того, мы выступаем за возвращение к практике выборности мэра. Мы понимаем, что при существующем законе "О референдуме" нам будет трудно реализовать свои конституционные права, но наша юридическая группа сделает все возможное, чтобы соблюсти требования закона. Кроме того, я предлагаю создать фонд помощи общественным активистам, которых незаконно увольняют с работы, отчисляют из вузов, выселяют из домов, подвергают уголовному преследованию. Им нужна временная помощь для того, чтобы пережить трудный период в жизни.

— Есть точка зрения, высказанная, в частности, Эдуардом Лимоновым. Согласно ей, не нужно распыляться на решение частных социальных проблем, а необходимо сосредоточиться на одной большой политической задаче. Вы считаете это утверждение правильным?

— Действовать по принципу "чем хуже, тем лучше" я считаю неправильным. Очень важно дать представление людям о том, что нас не устраивает в действиях властей и что мы хотим изменить. Мы считаем, что в отличие от нынешней оторванной от народа системы, власть должна быть построена на принципах народовластия с опорой на инициативу самих граждан. Я придерживаюсь той точки зрения, что очень важно учить граждан управлять и брать на себя ответственность. Практика говорит о том, что если мы помогли какой-то группе сохранить детскую площадку, то в процессе такой работы не только приобрели доверие и завоевали авторитет, но и пополнили ряды своего движения. При том многие остаются в политике независимо от достигнутого результата. Полезно, на мой взгляд, не просто подпиливать систему, но и готовить "почву" для будущего. Если низовая политическая субъектность отсутствует, то в будущем просматриваются только новые тоталитарные варианты, и нас будут так же клеймить, как Путина и Лужкова. Надо учить людей, втягивать их в политику. Литература на тему, как управлять своим домом, организовать инициативную группу, очень актуальна. Учиться управлять самим - это тяжело, но по-другому никак нельзя. Надо подавлять иждивенческие настроения населения, уповающего на патернализм государства. Преодолеть это - задача каждого гражданина. Это очень трудный путь, скучный, но необходимый. Если мы просто сломаем систему и столкнемся с безмолвной пассивной массой, то это плохая перспектива.

— Насколько важной вы считаете акцию "Земля — наша!" по оформлению придомовой территории в собственность жильцов домов?

— Это совместное предложение Совета инициативных групп и общественной организации "Жилищная солидарность", поддержанное Национальной ассамблеей. Считаю, что это высокий уровень развития самоуправления. Противники оформления земли, на которой построены дома, в собственность граждан очень рассчитывают на то, что государство будет о них заботиться. Это иллюзия. Тем более наивно этого ждать от современного государства, защищающего интересы крупного бизнеса. Оформив в собственность землю, люди смогут почувствовать себя хозяевами в своем доме. Это невыгодно нынешним властям, потому что точечные застройки станут невозможными. Если земля оформлена в частную собственность, то без согласия собственников строить во дворе другой дом, спиливать деревья уже нельзя — это явное нарушение закона. Власть исподволь запугивает людей, обещая, что начнется дележ земли на куски, появятся заборы, — это все чушь. Эти страхи не обоснованы, они провоцируются искусственно. Придомовая территория является неотчуждаемой собственностью жильцов, и то, как эту территорию использовать, могут решать на общем собрании только ее владельцы — граждане. Мы поставили задачу оформить тысячу домов, но процесс по сбору документов довольно длительный: масса бюрократических проволочек. Если нам удастся реализовать эту идею, то совет инициативных групп будет и дальше пропагандировать ее.

— Есть ли уже сейчас примеры того, как люди получили реальную выгоду, оформив придомовую территорию в свою собственность?

— Есть примеры. В районе Хамовники, по адресу: Угловой переулок, дом 2 планировалась точечная застройка. Жители собрали все документы по оформлению земли в собственность и параллельно обратились в суд с требованием приостановить все строительные работы, так как идет процесс оформления этой территории. На этом основании суд вынес решение о приостановлении всех работ. В случае саботажа чиновников как метод давления мы будем использовать протестные акции.

— Скажите, на какую часть придомовой территории могут рассчитывать граждане?

— Иногда чиновники, пользуясь неведением граждан, заявляют, что жители имеют право на территорию только под самим домом. Это не соответствует законодательству. В проектной документации, на основании которой велось строительство и которая должна сохраниться в жилищных архивах, указан объем принадлежащей жильцам придомовой территория. Это довольно приличная территория. В каждом конкретном случае необходимо эти документы поднимать, что занимает довольно много времени.

— А как разрешилась ситуация с выселением жителей в Южном Бутове?

— Таких ситуаций, когда людям дают слишком маленькие компенсации за отбираемое жилье, очень много. Общий вывод таков: благодаря вниманию СМИ большая часть конфликтных ситуаций в Бутове разрешилась. Тем не менее, когда прошли выборы, власть и тесно связанный с нею строительный бизнес, стали менее уступчивыми. По каждому случаю идет изнурительная борьба. С гражданами разговаривать никто не хочет — где-то дом подожгут, где-то людей запугают. Это говорит о том, что внимания СМИ все-таки недостаточно. Власть уже не реагирует на скандальные публикации. Мы ставим вопрос жестко: такие градостроительные решения, затрагивающие глобальные вопросы жизни людей, должны решаться только через референдум. Пока такой нормы в законодательстве нет. Когда речь идет о прибыли, капитал способен пойти на любые преступления. В этом причина беспредела. Власть не интересуют никакие аргументы, потому что каким-то чиновникам уже квартиры обещаны, кто-то вообще в доле со строителями. Как представитель левой фракции Национальной ассамблеи я считаю, что государство должно серьезно ограничить рыночную стихию в некоторых сферах, в том числе и в жилищной, где должно быть больше социализма.

— Как, по-вашему, какая "горячая" проблема может привести к социальному взрыву?

— Любая. Недавняя попытка железнодорожников объявить забастовку создала большую напряженность, испугав власть. Так что забастовка, особенно в таких стратегически важных областях, - очень эффективный способ давления на власть. Повышение тарифов на услуги ЖКХ тоже может всколыхнуть население. Экологические проблемы, связанные со строительством трубопроводов, объектов Олимпиады, которые могут спровоцировать международный скандал, очень серьезны. Это зависит от того, как будет развиваться мировая конъюнктура. Власть, скорее всего, будет вынуждена поднять тарифы на услуги ЖКХ и цены на продовольствие. Такие проблемы, как отсутствие продуктов, очереди сыграли главную роль в развале Союза. Наша задача все время держать руку на пульсе, а в случае кризисных ситуаций объединиться и выступить против враждебной системы.

— Как вы отнеслись к акции нацболов в супермаркете, во время которой они призывали граждан не расплачиваться в магазинах за продукты первой необходимости?

— Это, по моему мнению, популистская акция, хотя понимаю, что двигало ими искреннее желание накормить голодных, но таким образом всю еду нуждающимся не раздать. Я не понимаю, на какую социальную базу опираются эти призывы к "мародерству". Призыв не платить в магазинах — это уголовно наказумое деяние. Люди не готовы так поступать. Еду следует зарабатывать. Надо серьезно подходить к акциям, чтобы достучаться до граждан. На мой взгляд, более перспективен при росте тарифов ЖКХ экономический бойкот. Наказание рублем - это направление более реалистичное, чем стимулирование у граждан воровских наклонностей. Требование улучшения жилищный условий на фоне массовой неуплаты за квартиру или локальные акции при строительстве домов во дворах эффективней, и для этого можно подготовить юридическую защиту. Застройщики обязаны платить людям за создание некомфортных условий жизни, это также следует закрепить законодательно. В подобных протестных кампаниях очень важна массовость. В таком контексте Национальная ассамблея может работать.

 

Ольга Гуленок

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter