Жена мэра Москвы продолжает битву за место под московским солнцем для своей оранжевой фантазии. Общественное мнение не повлияло на ее намерение возвести на месте Центрального дома художников музейно-жилой гибрид "Апельсин". В кавалькаду "всадников, скачущих по головам" (есть такое меткое выражение в пьесе выдающегося русского драматурга Виктора Розова "С вечера до полудня"), возглавляемую госпожой Батуриной, практически влились чиновники московской мэрии, а также вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов. Так что батуринской драме "Апельсин" еще далеко финальной сцены.

Градо-оранжизм

Напомним содержание первого акта. В марте этого года московская общественность из сообщений СМИ узнала, что глава фирмы "Интеко" Елена Батурина презентовала на инвестиционном форуме в Каннах проект общественно-жилого комплекса "Апельсин". Печатные источники сообщали, что идея оригинальной формы 15-этажного здания (в виде распадающегося на дольки апельсина) принадлежит самой Елене Батуриной, а эскиз здания — знаменитому мастеру по реализации заоблачных амбиций заказчиков, архитектору Норману Фостеру.

В Каннах "Апельсин" был представлен на абстрактном подмакетнике. Но представители компании "Интеко" и лично Елена Батурина не скрывали, что присмотрели для своего "детища" подходящее место, занятое в настоящее время ЦДХ. 60 процентов этого здания общей площадью 60 тысяч кв. м. принадлежит государству, и на них размещена экспозиция Государственной Третьяковской галереи, а 40 процентов — Международной конфедерации союза художников (МКСХ) стран СНГ. Батурина же предлагает невозможное: разместить в своем "Апельсине" площадью 84 тысячи кв. м. все: музеи, выставочные павильоны, жилые, гостиничные и офисные апартаменты.

Обосновывая свой выбор, представители "Интеко" и сама Елена Батурина утверждали в своих интервью, дескать, старое здание ЦДХ морально и физически устарело. Однако, эту информацию опровергают собственники помещений. По заявлениям директора Третьяковки Валентина Родионова и исполнительного директора МКСХ Масута Фаткулина, здание находится в удовлетворительном состоянии, имеет современное вентиляционное оборудование и отвечает всем функциональным требованиям. Они выразили протест против нападок коммерсантов на символ культуры. В поддержку этой линии было опубликовано более 200 статей. Мнение общественности можно выразить словами члена экспертного совета при главном архитекторе Москвы Алексея Клименко, назвавшего "беспрецедентно нахальным" поведение Батуриной.

Шум из-под копыт

Впрочем, проект "Апельсин" — отнюдь не единичный случай дорогостоящей, но престижной перестройки. Эта безумная практика процветает, потому что, чем дороже стройка, тем больше откат. Логика чиновника одна — бюджет все стерпит. В результате Кремль оказался в кольце безвкусных новоделов: "Военторг", гостиницы "Москва", "Ритц Карлтон" и т.д. Несмотря на то, что специалисты критикуют почти все "лужковские" постройки, это не мешает мэру править архитектурный бал в столице. Теперь этим занимается и его жена. Батуринской фирме "Интеко" отдано более 500 гектаров московской земли под строительство жилых и общественных зданий. Батурина построила несколько корпусов и фундаментальную библиотеку для МГУ. Фашистской называют эксперты эту "новую" архитектуру. Ее основные черты: гигантомания, гипермасштаб, абсолютная симметрия — механистичны и бесчеловечны. Это противоречит духу Москвы, которая всегда отличалась теплотой, душевностью, широтой и праздничной атмосферой, а проще говоря — гуманностью.

Внешне здание ЦДХ тоже не является образцом московского стиля, и не все москвичи, как директор Центрального дома художника Василий Бычков, считают его выдающимся произведением архитектуры наподобие Центра Помпиду в Париже. Но это место, что называется, уже "намоленное", за ним тянется шлейф "культурных ассоциаций", и вторжение коммерческой недвижимости в пространство культуры многие считают кощунственным. Как заметила заместитель директора Третьяковки Ирина Лебедева, это то же самое, "если для целесообразности Лувр "уплотнить" общественными помывочными — банями, или, как говорил Райкин, к балерине динамо-машину пришпандорить". Кроме того, снос здания на несколько лет, пока будет вестись строительство, лишит людей возможности подробно изучать историю искусства двадцатого века, то есть целое поколение вырастет без полноценного представления о русской культуре.

Собственно, к самому проекту Фостера особых претензий нет. Появление такого оригинального здания можно было бы даже приветствовать в каком-либо другом месте Москвы. В конце концов, в столице, к тому же в самом центре достаточно уродливых строений, которые и снести не жалко. Например, одно из таких строений — это здание Министерства обороны РФ, именно то, что расположено по адресу: Знаменка, 14. Снос этого "каменного забора", этого неуклюжего подражания Пентагону выгоден в любом случае. Во-первых, сокращение штата штабных генералов послужило бы делу экономии бюджетных средств и укреплению боевого духа нашей армии. Во-вторых, оранжевый "Апельсин" на стыке современной и старомосковской архитектуры смотрелся бы очень выигрышно.

Условия "долек"

На прошлой неделе история с "Апельсином" получила развитие. Первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин подписал распоряжение о создании рабочей группы по реализации проекта строительства нового здания для Всероссийского музейного объединения "Третьяковская галерея". Группа будет осуществлять свою деятельность под руководством главного архитектора Москвы Александра Кузьмина. Общественность подписание этого документа расценила как доказательство того, что Батуриной все-таки удалось пролоббировать решение о сносе ЦДХ. В то же время в ведомствах Ресина и Кузьмина отказались комментировать распоряжение. В первом сказали, что оно к стройкомплексу не имеет никакого отношения и за разъяснениями надо обращаться в правительство, а в Мосархитектуре ответили, что обсуждать пока нечего: проекта еще никакого нет, а "строительством мы вообще не занимаемся".

Пришлось обратиться в вышестоящую инстанцию, так как в тексте документа имелась ссылка на некое поручение вице-премьера Игоря Шувалова. Удалось выяснить, что он действительно выпустил распоряжение в рамках своей компетенции, касающееся проработки вопроса по обеспечению новым зданием Третьяковской галереи. С этой целью была создана соответствующая комиссия во главе с директором Департамента массовых коммуникаций, культуры и образования Правительства Российской Федерации Денисом Молчановым и с двумя его замами — Владимиром Ресиным и заместителем министра культуры РФ Павлом Хорошиловым. В состав этой комиссии вошел директор Третьяковки Валентин Родионов, а также исполнительный директор МКСХ Масут Фаткулин.

Присутствие в комиссии другого собственника ЦДХ — показатель того, что вся эта машинерия закрутилась неспроста. Представитель МКСХ, а именно Юрий Подпоренко, подтвердил, что представитель конфедерации приглашен в комиссию, чтобы рассмотреть "какие-то" предложения от мэрии по предоставлению нового здания. Но на этот счет никаких распоряжений в мэрии не было издано. По всей видимости, неофициально в этом деле участвует Елена Батурина. При этом художников никто вообще не спрашивал: хотят они покидать здание ЦДХ или нет. Зато руководство Третьяковской галереи неоднократно ставило вопрос о желательности иметь собственную крышу над головой, а не делить ее вместе с художниками. В течение полутора месяцев, по словам заместителя Третьяковки Ирины Лебедевой, были подготовлены условия для переезда. Первое из них — деятельность музея не должна прекращаться ни на один день. Музей, как сказала Ирина Лебедева, может покинуть ЦДХ, если для него будет построено отдельное современное здание, при том в центре города и гораздо большей площади.

"Шуваловские деревни"

Спрашивается, зачем Игорь Шувалов заварил эту кашу, по чьей просьбе? Выяснить это из первых уст не удалось, потому что структуры правительства совершенно не доступны для внешнего мира. В Интернете нет телефонов ни правительственной пресс-службы, ни департаментов. По предположению замдиректора Третьяковки Ирины Лебедевой, вице-премьер таким образом отреагировал на их письма. По сути, московских чиновников привлекли только для того, чтобы рассмотреть возможность удовлетворения запросов музейного объединения, при том их потребности никоим образом не вписываются в проект "Апельсин". Тем более, что строительство нового здания для Третьяковской галереи напрямую не означает снос ЦДХ. В то же время очевидно, что мэрская команда пытается не разочаровать жену своего босса. Владимир Ресин, как и подобает истинному придворному, при издании распоряжения использовал обнадеживающую для нее формулировку. А что по этому думает Шувалов, не известно.

В июне, когда вице-премьер Игорь Шувалов посещал выставку актуализированного генплана Москвы, он не стеснялся критиковать московскую архитектуру, да так, что сопровождавшие вице-пермьера Владимир Ресин и Александр Кузьмин только ежились от его колких замечаний. Вице-премьер высказался и по поводу дон-строевских небоскребов. При этом Ресин и Кузьмин всячески старались начальство умаслить. "А вот ваш микрорайон", — демонстрировали Шувалову мэрские чиновники жилой квартал "Шуваловский", построенный в псевдосталинском стиле батуринской "Интеко". С одной стороны квартал граничит с улицей Шувалова, названной в честь одного из учредителей Московского университета, графа Ивана Ивановича Шувалова. Родство с ним нынешний вице-премьер опровергает.

Скорее всего, название микрорайона "Шуваловский" связано с названием этой улицы. Какое тогда к нему имеет отношение Игорь Шувалов? Почему, собственно, "ваш"? Может, Шувалов там квартиру приобрел или состоит в доле с Батуриной? Во всяком случае, Игорь Иванович спокойно отреагировал на это обращение и по-хозяйски распорядился. "Ну ладно, пусть будет сталинский ампир, но чтобы по другую сторону дороги была архитектура 21-го века", — скомандовал вице-премьер. Оказывается, амбиций у Шувалова ничуть не меньше, чем у Батуриной. Так что Игорь Иванович — не Юрий Михайлович. А вдруг вице-премьер ради шкурного интереса готов пойти на поводу у лужковской жены? Вряд ли. Путинская команда подняла планку. Если Лужков укрепил свои позиции тем, что переиграл в свое время Чубайса, то Шувалов со товарищи намерен состязаться с персонами мирового уровня.

***

В финале пьесы Виктора Розова "С вечера до полудня" юный герой в кругу своих родных с присущим его возрасту максимализмом восклицает: "Если я когда-нибудь превращусь в такого "всадника", вы найдите меня и убейте!" В 1981 году, когда вышел фильм по розовской пьесе, Батуриной и Шувалову было примерно столько же лет, сколько тому юноше. Гений всегда черпает вдохновение из жизни. Так что, может быть, для общества еще не все потеряно?

Ирина Миролюбова

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter