8 сентября ректором Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова был избран депутат Госдумы от "Единой России" Виктор Гришин. В июне Федеральное агентство по образованию назначило его исполняющим обязанности ректора: прежний ректор Виталий Видяпин, возглавлявший академию с 1990 года, ушел (по официальной версии, в связи с пенсионным возрастом) на почетную, но чисто номинальную должность президента академии.

На пост ректора, помимо Гришина, выдвинулось несколько кандидатов: профессора самой Академии, кандидатуры которых никто всерьез не рассматривал, а также Валерий Зубов, который мог бы составить Гришину серьезную конкуренцию. Зубов – тоже депутат Госдумы, но только от партии "Справедливая Россия". И если Гришин к экономической науке имеет весьма отдаленное отношение: долгое время проработав в различных правительственных структурах Мордовии, он только в 2005 году стал кандидатом экономических наук, то Валерий Зубов действительно имел все основания претендовать на пост ректора экономической академии имени Плеханова. Сам будучи ее выпускником, он успел поработать и деканом экономического факультета Красноярского университета, так что опыт работы в системе высшего образования у него солидный.

Но почти перед самой процедурой выборов ректора вдруг выясняется, что Валерия Зубова с предвыборной гонки сняли. Согласно недавно принятым поправкам в закон "Об образовании" Министерство образования и науки имеет право еще до выборов ректора отклонять те или иные кандидатуры на этот пост. Этим правом аттестационная комиссия Минобрнауки и воспользовалась, отстранив от участия в выборах Зубова.

Почему было принято такое решение? Скорее всего, потому, что член пусть и прокремлевской, но все равно активно конфликтующей с единороссами "Справедливой России" в качестве ректора показался неуместным, а, напротив, еще один ректор-единоросс вполне вписывается в ту "концепцию развития", которая сейчас навязывается российской системе образования. Кремлю не нужна независимая профессура, и поэтому на руководящие посты в вузах он расставляет "нужных людей", чтобы они усмиряли недовольных кнутом и пряником (например, подкармливая премиями лояльных и держа на одной зарплате строптивых). Так что "Единая Россия" все сильнее врастает в вузовские структуры, например, в МГУ.

В Московском университете, правда, это врастание происходит чуть медленнее, чем в других вузах (все-таки "главный вуз страны", тут надо действовать осторожно), и не путем замены старых кадров, а посредством дробления структуры. Старых деканов не заменяют, зато создают новые факультеты под нужных людей, заодно тем самым ослабляя (на всякий случай, чтобы "не зазнавались") власть старого руководства, дробя вверенные им факультеты. Так, в новом учебном году шесть кафедр отделения политологии были выведены из состава философского факультета, из них был образован новый факультет политологии. А, надо сказать, "политология" была самой доходной отраслью философского факультета: и конкурс там был большой, и студентов-платников много училось, и разнообразные бонусы члены приемной комиссии могли получать… Что бы ни говорили о логичности создания факультета политологии, а потеря этих кафедр сильно ударила по руководству философского факультета.

Слухи о непосредственном участии в управлении факультетом Бориса Грызлова не подтвердились, но беспочвенными их тоже не назовешь: связь нового факультета и "Единой России" очевидна: деканом в итоге стал профессор Андрей Шутов, который во время последних парламентских выборов работал в штабе "Единой России" по Воронежской области.

Аналогичную операцию планируют проделать и с факультетом журналистики, выделив из него факультет телевидения. Вспомним еще о недавно созданном факультете мировой политики, деканом которого является депутат-единоросс Андрей Кокошин…

Возвращаясь к Плехановской академии, стоит отметить, что тут, помимо общего для всех вузов процесса срастания с "Единой Россией", присутствует и другой важный фактор. А именно бывший ректор Видяпин активно проталкивал проект превращения академии в "автономную некоммерческую организацию", своеобразный негосударственный бизнес-проект (слово "некоммерческая" не должно вводить в заблуждение): академия подыскивает частных спонсоров, которые в обмен на вложения в вуз становятся его соучредителями и принимают участие в управлении его финансово-хозяйственной деятельностью.

Спонсора Видяпин уже нашел: им должна была стать компания "Базовый элемент", принадлежащая алюминиевому магнату Олегу Дерипаске. Дерипаска – выпускник академии, но едва ли он решил потратиться на alma mater бескорыстно. Академия имени Плеханова – один из самых крупных вузов страны, и получение контроля над ней и над ее имуществом может принести существенные дивиденды. Игра стоит свеч. Если Дерипаска решил включить в свой холдинг Плехановскую академию, значит, это действительно выгодно.

Но на то, что академия станет вдруг "автономной" и отойдет бизнес-структурам, отнюдь не с радостью смотрят в Минобрнауки: ведь вуз больше не будет в финансово-хозяйственном отношении подотчетен министерству, соответственно, и финансовые потоки будут проходить мимо. Поэтому, надо полагать, сейчас идет активный торг между Дерипаской и министерством, и обговариваются какие-то компромиссные варианты, например, создание для управления академией компании-посредника, в которую будут входить как менеджеры "Базового элемента", так и представители министерства.

Возможно, смену ректора надо интерпретировать именно в этом контексте: Видяпин, активно лоббирующий интересы "Базэла", был заменен на более подконтрольную правительству фигуру Гришина. Видимо, эта замена была условием того, чтобы Минобрнауки пустило Дерипаску в Плехановскую академию, не опасаясь, что окончательно потеряет над ней контроль. А кандидатуру конкурента Гришина, депутата Зубова, возможно, в министерстве "зарубили" как раз потому, что он был излишне лоялен Дерипаске: так, в своей программе развития РЭА им. Плеханова он уже к 2009 году предлагал "переход на форму автономного учреждения с целью получения дополнительного импульса внешних инвестиций".

Как бы то ни было, остается очевидным одно. Выборы ректоров в российских вузах окончательно уподобились выборам президентским и парламентским: выборы есть, выбора нет. Всякая реальная конкуренция будет и впредь пресекаться сверху: чтобы преподавательский состав, не дай бог, не подумал, что на что-то может повлиять. Практика протаскивания нужных ректоров торжествует и будет торжествовать. Сама смена руководства вуза определяется не интересами образования, а препирательствами чиновников и олигархов.

Александр Храмов

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter