Международные консультации по вопросу урегулирования грузино-российского конфликта и по ситуации в Абхазии, Южной Осетии и прилегающим к ним "буферным зонам" состоялись 15 октября в Женеве. Под эгидой ООН, ОБСЕ и ЕС планировалось посадить за стол переговоров Грузию и Россию, но, как и можно было предполагать, из этой затеи ничего не вышло.

Это связано с тем, что российская сторона настаивала на участии в этих консультациях представителей "суверенных государств" Абхазии и Южной Осетии, что, разумеется, было неприемлемо ни для грузинской делегации (это как если бы Россия в свое время консультировалась с Асланом Масхадовым), ни для организаторов встречи. Между тем присутствие Абхазии и Южной Осетии на конференции было для России принципиальным: по словам главы МИДа России Сергея Лаврова, наша делегация "не будет присутствовать на консультациях, на которых нет места представителям Южной Осетии и Абхазии в качестве равноправных участников". Поэтому на первое заседание, на которое не позвали представителей непризнанных республик, не пришла и российская делегация. Вернее, россияне "опоздали" и пришли к самому концу заседания, заставив прождать пять делегаций: Грузии, США, ООН, ОБСЕ и ЕС.

Несколько комично наблюдать, как Россия "носится" (в том числе и на дипломатическом уровне) с двумя режимами, по сути мало чем отличающимися от мафиозных группировок, которые всегда были озабочены прежде всего отстаиванием собственных "маленьких" выгод (например, свободного транзита контрабандных товаров по Транскавказской магистрали и производства контрафактного спирта). Пусть представители Организации объединенных наций подождут: российская делегация не хочет приходить без "братков", крышующих пару ларьков с фруктами (а именно так в мировых масштабах смотрятся Абхазия и Южная Осетия – потери российской экономики только из-за нестабильности на бирже в результате войны за интересы двух маленьких, но гордых республик на порядок превышают их собственные бюджеты).

Но международное сообщество пошло России на встречу и согласилось на то, чтобы представители непризнанных республик участвовали во втором заседании многосторонних консультаций, но только не в качестве самостоятельных сторон, а в составе российской делегации. Представители Грузии сочли это неприемлемым и покинули зал заседаний, когда узнали, что там присутствуют глава МИДа Абхазии Сергей Шамба и и.о. правительства Южной Осетии Борис Чочиев.

Однако Шамба и Чочиев, пусть и были в пиджаках и галстуках, а не в спортивных костюмах, повели себя как самые настоящие "братки", которым нет дела до дипломатического этикета. Прямо на заседании Сергей Шамба стал скандалить с замглавы российского МИДа Григорием Карасиным, возмущенный тем, что его пригласили в составе российской делегации, а не представили в качестве главы МИДа независимого абхазского государства. После публичной перепалки участники заседания из Южной Осетии и Абхазии покинули зал, а Григорий Карасин был вынужден извиняться за их поведение перед представителями ООН, ОБСЕ и ЕС, ставшими очевидцами этого скандала. Что ж, а разве можно было ожидать какого-то иного поведения "братков" на женевской конференции?

Произошедшее в Женеве весьма симптоматично: под предлогом защиты мнимых "геополитических интересов" Россия в действительности поддерживает местные околомафиозные кланы (то, что они якобы "всенародно" избраны – всего лишь пропагандистский ход, если учесть, что почти все грузинское население было изгнано из республик еще в начале девяностых, а половина осетинского и абхазского населения живет и работает за их пределами и тоже не принимало участия в "выборах"). Поощряя сепаратистские устремления этих кланов, что в итоге и привело к августовскому конфликту, а затем и оказывая им военную, экономическую и дипломатическую поддержку, Россия пошла на конфликт с цивилизованным миром, который удалось смягчить только благодаря зависимости Европы от российского газа.

И все ради чего? Ради того, чтобы две "маленькие, но гордые" республики в благодарность еще "качали права", демонстрируя свою "суверенность" от России: и в этом они не ограничиваются скандалами на конференциях. Например, Абхазия все еще не дала окончательного согласия на строительство российских военных баз на своей территории. Абхазское руководство выторговывает у России себе все более выгодные условия, и поведение Сергея Шамбы в Женеве еще одно тому доказательство. Кстати, стоит напомнить, что в 2004 году, когда в Абхазии проходили выборы, Москва сделала ставку на Рауля Хаджимбу, ориентированного на более тесную интеграцию Абхазии в Россию, но победил в итоге Сергей Багапш, который был настроен на "суверенитет" от России. Разумеется, на "суверенитет" за российские деньги. Так что Россия, пытаясь протащить на международные консультации представителей режима Сергея Багапша, отстаивает интересы скорее даже не своего покорного сателлита, сколько строптивого "братка", который на услуги и покровительство со стороны России отвечает хамством и требованиями все новых выгод.

Еще на конференции шла речь о беженцах. Так, пресс-секретарь Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев Рон Редмонд рассказал, что в результате действий российских войск более ста тысяч человек покинуло свои дома, а тем, кто возвращается в свои дома, следует опасаться мин и неразорвавшихся снарядов Впрочем, как сообщил Редмонд, временный лагерь для беженцев в Гори уже свернут, так как почти уже двадцать тысяч человек все же сумели вернуться в свои дома.

18 ноября в Женеве намечен второй раунд консультаций. По словам Сергея Лаврова, представители России не намерены обсуждать статус Южной Осетии и Абхазии, а должны затронуть лишь вопрос "безопасности в регионе". Впрочем, едва ли стоит надеяться, что это обсуждение пройдет гладко. Скорее всего, стоит ждать очередного скандала от представителей околомафиозных режимов непризнанных республик, на присутствии которых Россия продолжает настаивать…

Александр Храмов

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter