Критический учебник по истории СССР и России, альтернативный скандально известной "Книге для учителя", оправдывающей репрессии, с 24 октября поступит в библиотеки Москвы и Екатеринбурга, сообщает 23 октября "Эхо Москвы".

Книга для чтения под названием "Государственность России: идеи, люди, символы" серьезно отличается от "Книги для учителя" Александра Филиппова и учебника по новейшей российской истории. Расхождения заметны в оценке личности Сталина, эпохи перестройки и холодной войны. Авторами нового пособия являются специалисты Российской академии госслужбы, составителем и научным редактором – доктор исторических наук Рудольф Пихоя.

Книга для чтения вышла небольшим тиражом. Кроме того, она не получила рекомендации Министерства образования. Авторский коллектив нового учебника обращался с просьбой о рекомендации в министерство, однако там ответили отказом.

Как рассказал научный редактор книги Рудольф Пихоя корреспонденту Собкор®ru, смысл книги для чтения, адресованной школьникам, - показать преемственность в формировании российской государственности, а также разрывы в этой преемственности, развитие отношений между обществом и властью, поднять проблему нравственности в политике. Книга снабжена большим количеством фотографий.

Что касается раздела о советском периоде, цель книги - "показать, насколько тяжелой и вредной для общества оказались идеи "кто был никем, тот станет всем" и "мы новый мир построим, а старый до основания разрушим", рассказал Пихоя. По его словам, тяжелая коллективизация привела к изменению социальной структуры России, исчезновению крестьянства как политической силы.

"Власть пыталась откреститься от прошлого всеми способами, начиная от динамита, которым они взрывали храмы", - сказал Пихоя. Эта политика дала трещину уже в середине тридцатых годов - начались массовые восстания под лозунгами "а является ли эта власть государственной?". И власти пришлось доказывать свою легитимность и преемственность: рядом с героизацией Чапаева появляется Александр Невский, Иван Грозный, чего раньше и представить было невозможно. Власть стала говорить об индустриализации, за которую выступал еще Петр Первый, рассказал Пихоя.

Впрочем, историк предостерег и от огульной критики действий советского режима. По его словам, сейчас в публицистике возрождается "фашистская историография" Второй мировой войны. Историком Юрием Афанасьевым, писателем Виктором Суворовым цитируется документ, якобы принятый Политбюро ЦК КПСС в 1940 году о том, что СССР заключает пакт о ненападении с Германией, чтобы потом напасть первым. "Я лично провел исследование и выяснил, что в тот день никакого заседания Политбюро не было", - рассказал Пихоя. По его словам, у СССР "амбиции были, амуниции не было". Накануне войны все страны, включая Англию, Францию и Польшу, вели себя одинаково цинично и в результате "проиграли все".

По словам историка, накануне распада СССР КПСС насчитывала 19,5 миллиона членов. Были области, в которых невозможно было работать, не будучи членом КПСС, включая журналистику. После распада СССР устроить какой-либо суд над таким огромным количеством народа было невозможно.

Рудольф Пихоя подтвердил корреспонденту Собкор®ru, что книга не была допущена Министерством образования. По его словам, это "чистая случайность" - пока шла работа над книгой, сменился состав методической комиссии, и второй раз подавать заявку в Министерство не стали.

Анастасия Кириленко

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter