Московская городская дума 22 октября большинством голосов приняла поправки к Уставу города Москвы, увеличивающие сроки полномочий депутатов столичного парламента и мэра с четырех до пяти лет.

Но интрига заседания заключалась не в том, примут или не примут поправки. Даже при критической точке зрения на предлагаемые изменения регионального законодательства со стороны депутатов-"яблочников" было ясно, что поправки пройдут.

Для полномочного представителя Лужкова в Мосгордуме Анатолия Петрова, которого депутаты ласково называли "товарищем Петровым", заседание 22 октября было последним. Он уходил с поста представителя, где работал с 1993 года. Ходят слухи, что таким образом федеральный Центр в очередной раз надавил на главу столицы, вынудив сдать своего проверенного "бойца". В пользу этих догадок говорит и новое назначение опытного чиновника в Московскую городскую избирательную комиссию, которое выглядит как почетная ссылка.

Уходящая натура Петров не мудрствовал лукаво и прямо высказался о необходимости увеличения срока полномочий московского градоначальника и законодательной власти. Якобы Устав города Москвы противоречил пункту 5 статьи 4 и пункту 5 статьи 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

С юридической точки зрения необходимости в этом не было. Господин Петров или говорил неправду, или сам был введен кем-то в заблуждение. В законе четко сказано, что срок полномочий депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации одного созыва устанавливается Конституцией (Уставом) субъекта Российской Федерации и не может превышать пять лет. Аналогичная норма действует в отношении мэров Москвы и Санкт-Петербурга. Пять лет – не единственно возможный, а предельный срок пребывания депутатов и мэра у власти. Меньше – можно, больше — нельзя.

Вот так московские власти замечательно "привели региональное законодательство в соответствие с федеральным". Да еще и сослались на передовой опыт 64 регионов из 85, уже установивших предельные сроки полномочий региональных законодательных властей. Председатель Московской городской думы Владимир Платонов на голубом сказал: "Есть возможность, уже научившись, люди еще поработают. Так что, я считаю, что эта норма идет на пользу". Только не уточнил, кому на пользу: жителям или депутатам?

Что принципиально, мы не услышали ни одного практического аргумента в пользу увеличения срока полномочий до обсуждения вопроса. Московская пресса молчала как рыба. Вот о рекордном повышении тарифов на коммунальные услуги с 1 января 2009 года редкая столичная газета или интернет-СМИ не написали. А про грядущее увеличение срока полномочий — ни-ни.

В демократических странах вопрос увеличения срока пребывания руководства страны или региона у власти выносится на референдум, или принятию подобного решения парламентским способом предшествует дискуссия с участием политических партий и общественных движений, граждан и чиновников. Москвичей никто спрашивать и не думал. Тот же Анатолий Петров вчера обмолвился, что нововведение "позволит повысить стабильность работы и удешевит избирательный процесс".

Действительно, удешевит и стабилизирует. Возразить нечего. Тут Москве и Кремлю можно только посоветовать довести начатое дело оптимизации избирательных технологий до конца. Отменить выборы совсем. Вот это будет стабилизация и удешевление, никакой глобальный экономический кризис не подкосит нас с вечными депутатами и мэром.

Александр Давыдов

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter