В ходе рассмотрения практически каждого упомянутого ниже события невозможно избавиться от неистребимого желания сравнивать то, что происходит в стране с демократической (хотя и весьма несовершенной) политической системой, и то, что происходит (и что не происходит) у ее недемократического соседа.

Период внешней агрессии

8 августа. Лидер "Новых правых" Давид Гамкрелидзе объявляет о моратории на свои противоречия с властями Грузии. "Я считаю, что сейчас не время для внутриполитических разборок. Исходя из этого, от имени "Новых правых" я хочу объявить мораторий на противоречия с властями и призываю все политические партии, все оппозиционные силы прекратить внутренние разборки. Надеемся, что боевые действия завершатся скоро и в дальнейшем у нас будет возможность для анализа и оценок того, что и как произошло".

8-17 августа. Практически вся грузинская оппозиция поддерживает власти перед лицом российской агрессии.

Период после ослабления угрозы непосредственной внешней агрессии

18 августа. В день, когда должен был начаться вывод российских войск из Грузии, Нино Бурджанадзе, оппозиционный политик, бывший руководитель парламента (российский эквивалент – Иван Рыбкин (?), Михаил Касьянов (?), не депутат действующего парламента) делает заявление о том, что Саакашвили придется отвечать на острые вопросы, связанные с августовской войной. Позже Бурджанадзе детализирует свое требование: "Власти должны дать компетентный и аргументированный ответ на вопрос: можно было или нет предотвратить августовские события".

24 августа. Президент Михаил Саакашвили выступает перед членами Бюро парламента с детальным рассказом о событиях, предшествовавших войне с Россией и о ходе самой войны. Выступление транслируется электронными СМИ и воспроизводится в газетах.

4 сентября. В газете "Резонанси" публикуется письмо 88 правозащитников, журналистов, ученых, общественных и политических деятелей с призывом о проведении общенациональной дискуссии по вопросам августовской войны. Лидер Христианско-демократического движения (ХДД) и парламентского меньшинства Георгий Таргамадзе (российский аналог – ???) требует создания парламентской следственной комиссии.

9 сентября. Президент Михаил Саакашвили заявляет, что Тбилиси обладает "твердыми" доказательствами, что Грузия не начинала войны: "Я передал президенту Саркози, президенту Баррозо и Хавьеру Солана доказательства, что грузины ответили на широкомасштабное вторжение со стороны России, вызвавшее боевые действия". "Мы можем доказать это, это очень твердые доказательства... С этого момента я не думаю, что еще будут какие-либо спекуляции по поводу того, начала ли Грузия войну, или она попала в ловушку [России]. Мы не попадали в ловушку. И мы не начинали эту войну. Они [Россия] начали ее. Они вторглись к нам – в классическом стиле, как это происходило в 19 веке, в 20 веке и, к сожалению, это снова случилось в 21 веке". Саакашвили также заявил, что Грузия готова к любому международному расследованию событий, приведших к войне. "Мы приветствуем любую международную комиссию, которая займется расследованием этого, — сказал он журналистам в отдельном заявлении по окончании пресс-конференции с президентом Саркози. — Мы поддерживаем серьезное международное расследование…"

Общественный запрос на формирование парламентской комиссии

12 сентября. Михаил Саакашвили выступает с инициативой создания "группы докладчиков" по всем вопросам российско-грузинской войны.

16 сентября. Михаил Саакашвили выступает с ежегодным докладом перед парламентом, в котором объявляет о "новой волне демократических реформ". В частности, в его выступлении предлагаются изменения в Конституцию, упрощающие роспуск правительства парламентом и осложняющие процедуры роспуска парламента президентом; увеличивается представительство оппозиции в "группе доверия", рассматривающей информацию силовых структур; отменяется решение о прекращении бюджетного финансирования оппозиционных партий, отказавшихся войти в парламент по результатам выборов 21 мая; предлагаются конституционные поправки, "согласно которым конфискация частной собственности станет невозможной без решения суда"; признается, что дефицит свободы медиа "остается вызовом нашей демократии"; предлагается институционализация дебатов на Общественном канале; предлагается пожизненное назначение судей, формирование органа надзора над судебной системой – Верховного совета юстиции; предлагается передача части функций исполнительной власти Антикризисному совету – органу по распределению гуманитарной и зарубежной помощи, в который входят представители некоторых оппозиционных партий.

Саакашвили заявляет о своей готовности ответить на все вопросы, связанные с войной: "Я хочу, чтобы процесс был полностью прозрачным. Я призвал к международному расследованию, я полностью приветствую процесс парламентских дебатов. Я прошу вас создать группу докладчиков и провести политические дебаты по поводу событий последних недель. В этой группе большинство должны составлять представители оппозиции. Все министерства, все должностные лица, все министры и президент – я лично готов встретиться с этой группой – мы готовы отчитаться и ответить на все вопросы".

18 сентября. Лидер партии ХДД и парламентского меньшинства Георгий Таргамадзе заявляет, что в парламенте должна быть создана не "группа докладчиков", а следственная комиссия, которая даст более "полную картину" боевых действий в августе. "Кто начал войну? Мы не задаем этот вопрос", — говорит Таргамадзе. "Войну начала Российская Федерация еще 20 лет назад... Россия делала все для того, чтобы восстановить свое влияние в регионе и конкретно в Грузии... Российский фактор был недооценен политическим руководством Грузии, было допущено много ошибок".

22 сентября. Председатель парламента Давид Бакрадзе заявляет о возможности создания парламентской комиссии "по расследованию российской агрессии". Создание комиссии он называет более предпочтительным, поскольку "в отличие от работы следственной комиссии, большая часть работы которой проводится в закрытой форме, временная парламентская комиссия будет работать в абсолютно прозрачном режиме".

Реакция на общественный запрос – формирование парламентской комиссии

7 октября. Формируется Временная парламентская комиссия по расследованию августовских событий (ВПК). В ее состав входят 10 человек: 5 депутатов от парламентского большинства: Хатуна Гогоришвили, Георгий Габашвили, Гиви Таргамадзе, Акакий Минашвили, Георгий Гогуадзе, 4 депутата от парламентского меньшинства: Паата Давитая, Леван Вепхвадзе (вице-спикер парламента), Ника Лалиашвили, Дмитрий Лорткипанидзе. Квоту депутата, не состоящего в какой-либо фракции, занимает Рамаз Тедорадзе, прошедший в парламент по списку оппозиционной Лейбористской партии и являющийся независимым депутатом. Председателем комиссии становится представитель оппозиции Паата Давитая. По словам Левана Вепхвадзе, члены комиссии вызовут на заседание президента Саакашвили, а также тех должностных лиц, которые "косвенно или напрямую связаны с принятием решений во время августовских событий". Определяется, что комиссия должна работать в открытом режиме, хотя возможны и закрытые заседания для обсуждения вопросов, связанных с государственной тайной.

Работе Временной парламентской комиссии объявляют недоверие непарламентские оппозиционные партии, требующие проведения независимого расследования.

11 октября. ВПК официально начинает работу.

13 октября. Председатель ВПК Паата Давитая встречается с аккредитованными в Грузии иностранными дипломатами. Давитая заявляет им, что российская агрессия против Грузии началась не в августе, а "значительно раньше", в 1990-х, во время произошедших первых вооруженных конфликтов в Абхазии и Южной Осетии. По его словам, главные вопрос надо задавать не столько о том, кто начал войну, сколько о том, могли ли власти Грузии предотвратить эту войну. "Но даже если со стороны Грузии и были допущены ошибки, это не дает России права признавать территории, принадлежащие Грузии, в качестве независимых государств", — заявляет Давитая.

25 октября. ВПК приступает к заслушиванию и обсуждению докладов официальных лиц. Часть сессий проходит в открытом режиме, часть в закрытом. Открытые заседания комиссии транслируются в прямом эфире Второго канала Общественного вещания. Материалы ВПК публикуются на грузинском, английском и русском языках.

Работа парламентской комиссии

25 октября. ВПК заслушивает доклад руководителя Службы разведки Грузии Гелы Бежуашвили. В своих показаниях он, в частности, сообщил, что, по его мнению:

 

  • целями российской интервенции были: свержение властей Грузии и установление выгодного для России режима; изменение внешнеполитического курса Грузии; блокирование или подчинение собственному контролю энергетических транзитных маршрутов, предотвращение создания демократического государства по соседству с Россией;

     

  • война началась не 7 августа, российские войска находились на территории Грузии и осуществляли скрытую аннексию задолго до августовских событий;

     

  • Россия начала развертывать дополнительные войска в марте 2008 года, а интенсивное развертывание дополнительных сил начала в мае и июне 2008 года;

     

  • рано утром 7 августа в Южную Осетию было введено большое количество российских войск и техники;

     

  • мобилизация российских ВВС происходила, в частности, на аэродроме Моздок в Северной Осетии; самолеты-разведчики, аналогичные самолетам Awaks, способные корректировать огонь артиллерии, приземлились в Моздоке 4 или 5 августа;

     

  • 7 августа в Очамчирский район были введены дополнительные российские войска.

26 октября. ВПК заслушивает отчет министра иностранных дел Эки Ткешелашвили .

В своих показаниях она, в частности, сообщила, что:

 

  • Тбилиси предлагал самопровозглашенным регионам широкую автономию — экономическую, политическую и культурную, а также достойное и безопасное возвращение перемещенных лиц;

     

  • женевский процесс под эгидой Группы стран друзей (при Генеральном секретаре ООН) оказался непродуктивным; монополия России в миротворческом и переговорном процессах стала основной причиной его непродуктивности;

     

  • в международном сообществе не было серьезной готовности к противостоянию с Россией; в нем полагали, что можно было добиться более конструктивной позиции России путем продолжительных переговоров;

     

  • целью грузинских властей была интернационализация миротворческого процесса; возвращение перемещенных лиц; экономическое сотрудничество между общинами, в том числе создание свободных экономических зон в Гальском и Очамчирском районах, проведение на следующем этапе переговоров по политическим вопросам, в том числе по распределению полномочий между местными и центральными органами власти;

     

  • единственным препятствием в этом процессе была сдерживающая роль России, которая делала все для предотвращения даже прямых контактов между Грузией и сепаратистскими властями;

     

  • письмо, направленное президентом Грузии своему российскому коллеге и содержавшее предложения по Абхазии, является публичным, и его копия, а также копия письма, направленное российской стороной в ответ, будут представлены членам ВПК;

     

  • предложения, содержавшиеся в письме грузинского президента, предусматривали создание свободных экономических зон в Гальском и Очамчирском районах, вывод российских войск из этих районов, их замену грузино-абхазскими полицейскими силами под международным надзором, а также возвращение перемещенных лиц;

     

  • грузинские власти предлагали России стать частью этого процесса, они не хотели интернационализации в ущерб интересам России; они также предлагали России отменить свое решение от 16 апреля по установлению прямых официальных связей с Абхазией и Южной Осетией;

     

  • ответ России на эти предложения был резким; в нем было фактически сказано, что Россия выступает против возвращения внутренне перемещенных лиц (беженцев), так как, по ее мнению, время для их возвращения не настало;

     

  • Россия также отказалась отменять свое решение от 16 апреля, а также выводить свои вновь введенные в регион войска.

27 октября. ВПК заслушивает отчет государственного министра по делам реинтеграции Темура Якобашвили .

В своих показаниях он, в частности, сообщил, что:

 

  • весной и летом 2008 года предпринимались интенсивные попытки проведения переговоров;

     

  • после признания Косово Россия делала все для того, чтобы переговоры проходили лишь ради переговоров;

     

  • по отношению к Южной Осетии летом было две инициативы – одна от ЕС, другая от ОБСЕ – по проведению встречи с ее властями либо в Брюсселе, либо в Хельсинки; оба предложения были отвергнуты сепаратистами;

     

  • по отношению к Абхазии его первая встреча с представителями абхазских властей состоялась в Женеве в рамках Группы друзей при генеральном секретаре ООН и оказалась своего рода диктовкой домашнего задания грузинской и абхазской сторонам, во время которой указывалось, что именно надо сделать, после чего грузинской стороне надо было докладывать, что сделано;

     

  • Владислав Чернов, представитель МИДа России, который курировал вопросы по Абхазии, был переведен на другую должность; после этого роль МИДа России ослабела;

     

  • мирные инициативы в отношении Абхазии были подробными и конкретными; они были разработаны с учетом рекомендаций различных неправительственных групп; абхазская сторона их отвергла;

     

  • в случае с Цхинвали были сделаны предложения о создании свободной экономической зоны, которая помогла бы налаживанию контактов между людьми;

     

  • письма Путина к лидерам сепаратистов были явным признаком того, что Россия что-то готовит; за ними последовал выход России из санкций СНГ по Абхазии;

     

  • одно из последних предложений Тбилиси к Москве было озвучено в письме президента Грузии его российскому коллеге; этот план предусматривал вывод российских войск за пределы реки Кодори; их замену в Гали и Очамчире на международные полицейские силы, а также создание свободных экономических зон в этом регионе; такое предложение могло привести к выходу Абхазии из изоляции;

     

  • после выхода из санкций СНГ последовало решение России об установлении прямых контактов с сепаратистами 16 апреля, стало ясно, что Россия серьезно к чему-то готовится;

     

  • развертывание дополнительных войск – десантников – было явным свидетельством того, что Россия готовилась к военной интервенции; грузинские власти призвали ООН провести мониторинг этих войск и вооружений, но Россия воспрепятствовала работе наблюдателей; ареал размещения дополнительных войск указывал на то, что готовились серьезные провокации по отношению к Кодорскому ущелью;

     

  • грузинские власти информировали западных партнеров об угрозе эскалации, но их реакция была такой же, какую довелось услышать в Брюсселе: когда в мае в Брюсселе Якобашвили сказал, что ситуация близка к войне, к нему обратился один западный дипломат и сообщил, что слово "война" непопулярно в Брюсселе и посоветовал больше не упоминать этого слова; западные партнеры советовали Грузии не поддаваться на провокации России; европейцы и американцы решительно настаивали на сохранении мандата российских миротворческих войск в Абхазии и Южной Осетии; западные партнеры говорили, что они позаботятся об этом, что они поставят этот вопрос на переговорах с русскими; по мнению Якобашвили, согласие Грузии с этим требованием западных дипломатов, возможно, оказалось серьезной ошибкой;

     

  • грузинские власти использовали любую возможность для переговоров, когда абхазская сторона предложила встречу с послом Грузии в ООН Ираклием Аласания, ответили положительно; Аласания прибыл в Сухуми и провел переговоры; когда же переговоры с абхазской стороной были продолжены в Швеции, абхазы отвергли все предложения, обсуждавшиеся между ними и Аласанией в Сухуми;

     

  • на закрытом заседании будет продемонстрирован российский документ, датируемый маем 2008 года, свидетельствующий о том, что уже тогда планировалась серьезная эскалация;

     

  • при обстреле грузинских сел в начале августа использовалась запрещенная крупнокалиберная артиллерия; это, в частности, подтверждается в письме командующего российскими миротворческими силами в Южной Осетии Марата Кулахметова от 4 августа, в котором он пишет, что при обстреле грузинских сел использовались запрещенные 120-миллиметровые снаряды;

     

  • когда Якобашвили прибыл в Цхинвали 7 августа, Цхинвали был пуст; на просьбу к Кулахметову остановить эскалацию, он ответил, что не контролирует югоосетинскую сторону; затем он предложил грузинским властям в одностороннем порядке объявить о прекращении огня; он также сообщил, что могут произойти провокации, но попросил сохранять прекращение огня;

     

  • получив эту информацию, Саакашвили сообщил, что грузинская сторона готова в одностороннем порядке объявить о прекращении огня;

     

  • информация о прекращении огня в течение трех часов была немедленно передана Кулахметову, на что тот ответил, что прекращение огня должно продлиться по меньшей мере до следующего утра; однако грузинская сторона ответила, что это является ее доброй волей и теперь она ожидает ответных шагов;

     

  • объявление о прекращении огня было сделано на пресс-конференции Якобашвили в Тбилиси 7 августа в 6 часов вечера;

     

  • во время встречи с Саакашвили поздно ночью 7 августа, Якобашвили стал свидетелем получения президентом информации о том, что огонь с противоположной стороны не прекращается; с президентом постоянно связывались другие представители властей и информировали его по меньшей мере из трех различных источников о движении колонны российских танков в направлении Цхинвали;

     

  • президент не отдавал приказа о взятии Цхинвали; он отдал три приказа: "1. Остановить колонну российской техники, которая продвигается в направлении Цхинвали; 2. Нейтрализовать все огневые точки, с которых обстреливаются наши позиции; 3. Минимальные потери среди гражданского населения"; приказы были даны приблизительно в 11 часов вечера 7 августа;

     

  • на вопрос членов ВПК, использовал ли президент Саакашвили термин "восстановление конституционного порядка" (намек на заявление начальника Штаба по миротворческим операциям ВС Грузии Мамуки Курашвили ночью 7 августа), Якобашвили ответил, что такой приказ президентом не отдавался;

     

  • обстрел ракетами "Град" производился не по Цхинвали, а по селу Хетагурово, а также по району Верхнего городка.

27 октября. ВПК заслушивает отчет секретаря Совета национальной безопасности Александра Ломая.

В своих показаниях он, в частности, сообщил, что:

 

  • 29 июля югоосетинские боевики впервые использовали запрещенные артиллерийские системы крупнее 82-миллиметрового калибра;

     

  • заявление генерала Курашвили о "восстановлении конституционного порядка" не было санкционированным; у него не было таких полномочий, само выступление было неверным по содержанию; Курашвили получил словесный выговор от Министерства обороны;

     

  • в час дня 7 августа члены Совета национальной безопасности встретились с президентом, министр внутренних дел проинформировал участников заседания о том, что подразделения российских войск начали движение в Южную Осетию; было известно о передвижении военной техники и личного состава; но на тот момент было не вполне ясно, были ли это северокавказские добровольцы или регулярные войска;

     

  • на заседании Совета национальной безопасности 7 августа около часа дня на вопрос президента, была ли пересечена красная линия, за которой начинается интервенция и реальная опасность начинает угрожает гражданским лицам, был дан ответ, что красная линия была пересечена;

     

  • объявленное прекращение огня не принесло результата, примерно в 20:30 вечера 7 августа сепаратистские силы возобновили огонь;

     

  • тогда было принято решение о контратаке;

     

  • логика действий грузинских войск вечером 7 августа была следующей: 1. Нейтрализация огневых точек на прилегающих к Цхинвали территориях и в самом Цхинвали, так как огонь по грузинским позициям велся из центральных частей Цхинвали, оттуда, где расположены административные здания. 2. Приближение к поселку Джава и далее к Рокскому тоннелю в обход Цхинвали;

     

  • на вопрос "Было ли "вхождение в Цхинвали" частью этой задачи?" Ломая ответил "Нет". В отношении Цхинвали задача заключалась только в нейтрализации огневых позиций, откуда открывали огонь по грузинским позициям; взятие Цхинвали не было военной целью;

     

  • грузинские силы использовали ракетные установки типа "Град" лишь по направлению Верхнего городка, где была развернута артиллерия сепаратистских сил, что не является населенным пунктом; в отношении центральной части Цхинвали, где расположены административные здания, было применено оружие, имеющее точные прицелы, в частности САУ DANA;

     

  • во всю операцию со стороны России было вовлечено более 80 000 военнослужащих;

     

  • можно предположить, что политическое решение о полномасштабной военной интервенции в России было принято 9 августа, когда во Владикавказ прибыл Путин; очевидно, он был проинформирован о большом ущербе, нанесенном российским войскам, уже воевавшим в Южной Осетии, и, очевидно, после этого было принято решение об осуществлении плана полномасштабной интервенции;

     

  • грузинский ответ мог быть достаточным для тех сил, которые были у русских на начальном этапе на границе (подразумеваются 8000 военнослужащих, участвовавших в учениях "Кавказ 2008");

     

  • на вопрос "Была бы грузинская реакция адекватной, если бы было известно заранее, что ожидается полномасштабная интервенция?" был дан ответ: "Мы должны быть откровенны: с точки зрения численности у нас самая малочисленная армия в регионе, и мы столкнулись с третьей по величине армией в мире"; ни у кого не должно быть иллюзий, относительно того, могла ли бы грузинская армия победить российскую армию; политическая цель грузинской армии состояла в том, чтобы максимально затруднить продвижение российских войск, в результате чего предоставить дипломатам и политикам шанс для мобилизации международного внимания и его подключения с целью приостановки агрессии; грузинские вооруженные силы эту задачу выполнили успешно;

     

  • после полномасштабного нападения у грузинских властей оставалось два варианта: или афганизация или организованное отступление; власти выбрали второе;

     

  • западные партнеры знали о вторжении российских войск утром 7 августа;

     

  • грузинские власти не располагают данными, свидетельствующими о возможном географическом расширении зоны российской оккупации; однако непрогнозируемость поведения русских представляет серьезную проблему; ни грузинская, ни какая-либо из иностранных разведывательных служб не обладали информацией об ожидаемой полномасштабной интервенции и оккупации со стороны России значительной части территории Грузии, но, как известно, это произошло.

28 октября. ВПК заслушивает отчет Начальника штаба по миротворческим операциям Вооруженных сил Грузии Мамуки Курашвили.

В своих показаниях он, в частности, сообщил, что ночью 7 августа сделал "импульсивное" заявление, когда, выступая по телевидению, сказал, что в Цхинвальском регионе грузинские силы приступают к операции по восстановлению конституционного порядка. "Это не было согласовано ни с кем, и никто мне не поручал", — заявил Курашвили в ходе дачи показаний членам парламентской комиссии. "Вам, наверное, неизвестно, что такое непосредственные боевые действия. Я вышел из боя, брифинг не был подготовлен, соответственно я не был готов и сделал импульсивное заявление, которое, кстати, если бы я был готов, сделал бы по-другому". "Я получил выговор в Объединенном штабе", — подтвердил Курашвили.

28 октября. ВПК заслушивает доклад Начальника Объединенного штаба Вооруженных сил Грузии Зазы Гогавы.

В своих показаниях, в частности, он сообщил, что:

 

  • ни один из планов, существовавших в Объединенном штабе, не был направлен на проведение штурмовых операций против двух исторических краев Грузии — Абхазии и Южной Осетии;

     

  • не ожидалось, что 9 августа начнется полномасштабная агрессия со стороны России, которая предусматривала взятие столицы страны (Тбилиси);

     

  • существовали четкие признаки для того, чтобы привести вооруженные силы в готовность номер 1, и 7 августа в 14:00 часов такая готовность была объявлена;

     

  • приказ о начале военных действий был отдан 7 августа в 23:35; приказ состоял из трех пунктов: 1. Остановить любые силы, вторгшиеся на территорию Грузии из России. 2. Уничтожить огневые точки, ведущие огонь по грузинским постам. 3. В ходе осуществления данной операции защищать мирное население; наряду с этим приказом было объявлено военное положение;

     

  • эта операция была мобильной оборонительной операцией;

     

  • атака на Цхинвали первоначально не планировалась, она была осуществлена в результате развивающихся событий; прямого приказа брать штурмом Цхинвали не было; правительство не рассматривает Цхинвали в качестве города, где укреплен враг; то, что Цхинвали оказался под контролем Вооруженных сил Грузии, изначально не предусматривалось, но из-за того, что миротворческие посты и посты МВД находились под очень сильным огнем и единственным способом их отвода была нейтрализация огневых точек, которых в Цхинвали было множество – в Верхнем и Нижнем городках; во-вторых, в Анклав входят грузинские села – вывести людей из грузинских сел в Анклаве по объездной дороге было невозможно; было принято решение, что кратчайшим путем до грузинских сел является дорога через Цхинвали;

     

  • российская авиация в течение двух дней осуществляла бомбардировку Цхинвали; над Цхинвали грузинские самолеты не летали и бомбы на него не сбрасывали;

     

  • на подступах к Цхинвали грузинские силы понесли потери от бомбардировок; мощнейшая воздушная атака российскими ВВС была осуществлена утром 9 августа; крупнейшая российская группировка вторглась 10 августа; остановить их у села Гупта не удалось;

     

  • 10 августа грузинские силы покинули Цхинвали; при отступлении были допущены ошибки, но не фатальные;

     

  • ни один из грузинских боевых самолетов не был сбит; грузинские части сбили 19 российских летательных аппаратов; есть трофейная техника, как полностью уничтоженная, так и вышедшая из строя добытая на поле битвы;

     

  • линия обороны Гори не была создана по той причине, что грузинские власти не ожидали агрессии такого типа;

     

  • погибло 168 военных, 20 солдат еще не идентифицировано; потери 4-ой бригады составляют около 25 солдат.

Промежуточные итоги

Реакция общественных и государственных институтов в демократической (хотя и весьма несовершенной) политической системе на тяжелейший внешний и внутренний кризис столь очевидна – как по форме, так и по содержанию, и ее контраст по сравнению с отсутствием сколько-нибудь сопоставимой реакции в недемократической политической системе столь оглушителен, что это не требует развернутых комментариев.

Но некоторые из них все же можно привести.

Прежде всего ключевая роль остается за прессой и парламентом – центральными местами для ведения общенациональной дискуссии.

Перед членами парламентской комиссии в ближайшее время выступят и другие должностные лица, включая и грузинского президента, несмотря на то, что за последние два месяца он уже дважды выступал перед членами парламента. Руководители исполнительной власти отчитаются, или, как говорят в ВПК, "представят показания" перед депутатами своей страны, перед представителями СМИ, перед лицом грузинского общества и всего международного сообщества – о том, какой информацией и в какой момент они располагали, какие полномочия имели, на каком основании и какие решения они принимали. Тем и отличаются власти, ответственные перед своими гражданами, от властей, подавляющих, презирающих и насилующих своих сограждан.

Каждое слово руководителей грузинской исполнительной власти, каждое их утверждение будет подвержено внимательнейшему анализу и тщательнейшей проверке. Сам по себе факт работы парламентской комиссии не гарантирует того, что какая-то часть информации не окажется искаженной или останется скрытой. Но вероятность такого варианта развития событий при наличии реальной оппозиции и настоящего парламента несопоставима с возможностями сокрытия информации, распространения пропаганды, навязывания дезинформации и откровенной лжи при подавлении первой и отсутствии второго.

На основании представленных показаний грузинские парламентарии и грузинские граждане сами примут решения о дальнейшей судьбе своих руководителей. Какими будут эти решения, сегодня невозможно предсказать.

Трудно спорить с грузинским президентом, когда он говорит: "Отличие между нами и Россией в том, что там все решения принимаются одним человеком, и все остальные без критики их принимают, даже если это очень безответственные решения одного человека. Наша сила в том, что мы все решения долго согласовываем, и потом даем отчет обществу по всем событиям".

Именно в такой системе – системе ответственности перед гражданами, системе требований к раскрытию информации, системе подчинения воле народа в лице его избранных представителей и заключаются и очевидная сила и очевидные преимущества демократического контроля над властью.

Но, возможно, именно поэтому демократическая система, не только у себя дома, но и у соседей, пусть даже в весьма несовершенной форме, вызывает у авторитарных властителей столь неодолимый страх, воспринимается как такая, поистине экзистенциальная, угроза, что из-за нее не только можно, но и необходимо идти на провоцирование и развязывание кровавой бойни, в жертву которой принесены сотни, если не тысячи людей.

Андрей Илларионов

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter