Если, к примеру, среди субъектов российской промышленности разыграть басню Крылова "Слон и моська", то распределение ролей в соответствии с их масштабом, будет выглядеть следующим образом: "слон" – это, бесспорно, госкорпорации, и первая среди них – "Ростехнологии", в которую входит более чем четыреста далеко не маленьких предприятий России, а средний по величине удмуртский завод ОАО "Буммаш" – это, соответственно, "моська". Однако со времен великого баснописца нравы сильно изменились. Современный сюжет таков: теперь "слон" не считает зазорным "погавкать" в адрес "моськи". Вот такие дела, мон шер! Во избежание каких-либо упреков в голословности, мне придется поведать эту удивительную историю.

Наживка для СМИ

В конце прошлого месяца на официальном сайте Государственной корпорации "Ростехнологии" появилось Заявление для прессы. В нем без каких-либо ссылок на сообщения в СМИ говорится о том, что "в условиях финансово-экономического кризиса отдельные недобросовестные коммерческие структуры и организации предпринимают попытки использовать авторитет ГК "Ростехнологии" в своих корыстных интересах". Далее прямо указывается на открытое акционерное общество "Бумагоделательное машиностроение" (ОАО "Буммаш"), находящееся в Ижевске, которое якобы распространяет информацию об имеющихся у нее прочных деловых связях и договорных отношениях с аффилированной с "Ростехнологией" структурой, а именно ЗАО "РусСпецСталь". Это, как пишется в заявлении, не имеет под собой никаких оснований и предпринимается с целью "достижения узких корпоративных интересов этой фирмы и ее руководства".

Хорошенькое дело, "Ростехнологии" "наезжают" на "Буммаш"! А где повод? Его-то я и попыталась выяснить в пресс-службе "Ростехнологий", благо, телефонов на сайте было указно предостаточно. В ответ на мой вопрос о причинах заявления, представитель пресс-службы сослалась на статью в федеральной прессе, которая якобы "им" не понравилась: "Не помню точно какая, но вы поройтесь, пожалуйста, в нашем архиве". Добросовестно "проштудировав" все архивные статьи за полгода о деятельности "Ростехнологий", я ни в одной из них не нашла упоминаний о "Буммаше". Это вынудило меня сделать повторный звонок. На этот раз меня соединили с заместителем руководителя пресс-службы, представившимся Александром, который почти весело объявил, что комментариев никаких на этот счет не будет. "Достаточно того, что вы знаете о том, что мы о них думаем", – сказал пресс-службист и посоветовал обратиться в "Буммаш".

Это я сделала и без его подсказки. О существовании заявления "Ростехнологий" руководитель пресс-службы завода Олег Котрунов узнал от меня, выразив при этом искреннее недоумение по поводу его появления. "Не знаю", – честно признался Олег Григорьевич, – мы не имеем никаких особых дел с "Ростехнологиями", наши акционеры всегда подчеркивали, что делают ставку на частный бизнес". Однако чтобы придать своим словам больше официальности, он все же решил посоветоваться с начальством. Принципиальная позиция осталось прежней. Олег Котрунов заявил, что руководство "Буммаша" не понимает, чем вызвано это заявление и с какой целью оно было размещено. При этом завод не намерен ввязываться в "войну" с "Ростехнологиями", у него нет для этого средств, поэтому предприятие оставляет за собой право это заявление просто проигнорировать.

Кто на новенького?

Поступить таким же образом нам профессия не позволяет. Попробуем взглянуть по-новому на распределение ролей, ориентируясь уже не на масштаб организаций, а на то, что внутри них происходит. Начнем с "малого", то есть с "Буммаша". В советское время это было образцово-показательное предприятие, выпускающее уникальное оборудование для производства бумаги. Все последние годы спрос на бумагу только рос. Да только быстро приобретенная привычка все покупать за границей, а не производить самим, поставила крест на производстве бумагоделательных машин. На первый план вышли другие потребительские товары, производимые на заводе, например, линолеум. В общем, предприятие в рыночных условиях крутилось, как могло, и всем даже казалось, что успешно, ведь руководил "Буммашем" молодой энергичный директор Валентин Жебровский, избранный трудовым коллективом в начале девяностых по конкурсу.

Прошло десять лет, и все вдруг поняли, что зря пели Жебровскому дифирамбы. Его афера с привлечением иностранных инвестиций поставила предприятие на грань банкротства. По версии гендиректора, инвесторы попались недобросовестные, но суд решил иначе, и в соответствии с судебным решением пришлось Жебровскому "уносить ноги" с "Буммаша".

Приход на предприятие челябинских бизнесменов в 2004 году ознаменовал для предприятия новую эру возвращения к основному своему профилю: производству бумагоделательных машин. Несмотря на то, что деятельность челябинцев на "Буммаше" подвергается разной оценке, за время их работы на предприятии его цена возросла, выпуск изделий не прекратился, более того, машиностроительный ассортимент расширился. По итогам 2007 году выручка завода составила 2,7 миллиарда рублей, а чистая прибыль – около 60 миллионов.

Это немного, но тем не менее "Буммаш" приглянулся новой команде промышленников. В июне 2008 года, заплатив 1,35 миллиарда рублей, владельцем 94-процентного пакета акций ОАО "Буммаш" стала ООО "Объединенная промышленно-инвестиционная корпорация" (ОПИК), основным бенефициаром которой является Игорь Шамис. Этот российский предприниматель до недавнего времени являлся председателем совета директоров ЗАО "Волгоградский металлургический завод "Красный Октябрь". Но когда его купило ЗАО "РусСпецСталь" (аффилированная структура "Ростехнологий"), новый собственник сменил весь руководящий состав "Красного Окября" вплоть до начальников участков, и Игорь Шамис остался без работы. По словам его коллег, это не был рейдерский захват, все произошло более или менее "по-человечески".

Однако, говоря о перспективах развития недавно приобретенного предприятия, Игорь Шамис счел нужным заявить, что "Буммаш" не станет частью холдинга "РусСпецСталь", а на базе "Буммаша" будет создан крупный металлургический и машиностроительный холдинг, и для этого, возможно, будут приобретены новые активы как внутри республики, так и за ее пределами, в том числе и металлургическое производства ОАО "Ижмаш". При этом предприниматель особо подчеркнул, что ставка в этом преображении делается исключительно на привлечение частного капитала. Так что "моська" знать еще сильна!

Хармс отдыхает

Другое дело – кандидат на роль "слона"! Госкорпорации "Ростехнологии" всего-то год, но за это время она умудрилась превратиться в "сливной бачок" для разнонаправленных сил и "существ". Немалая часть из них – это руководители предприятий ВПК, которые мгновенно устремились под "крышу" госкорпорации, ища защиту от потрясений рынка. Среди них достаточно тех, кто предпочитает делать за государственый счет свой личный нехитрый бизнес, а не думать об обороноспособности страны. Жесткой критике подвергли госкорпорацию военные, которые недовольны повышением стоимости новых образцов боевой техники, что, по их мнению, является следствием монопольного положения интегрированных структур в различных отраслях промышленности. Несмотря на пагубность для вооруженных сил России этой политики, курс на создание таких монополий продолжается. Так, на базе удмуртских предприятий, уже вошедших в "Ростехнологии", планируется создание холдинга по производству стрелкового оружия.

При этом амбиции промышленных генералов, и не только их, порой простираются дальше собственных вотчин. К госкорпорации прилипло очень много людей, мечтающих выехать при помощи бюджетных средств, как "на белом коне", в ряд крупных капиталистов. Эти надежды питают слова главы "Ростехнологий" Сергея Чемезова, пообещавшего после проведения некой инвентаризации госимущества "ненужные государству" компании продать в частные руки. Пока же продается, да и то иностранцам, только КамАЗ, ставший, видимо, "ненужным". В основном же "Ростехнологии" на данном же этапе производят скупку активов, которые подешевели благодаря кризису. В этом госкорпорации помогают разные структуры, в том числе и ЗАО "РусСпецСталь", специализирующаяся на металлургических предприятиях. Само ЗАО не является государственным предприятием, только 25,3 процента ее акций принадлежат ФГУП "Рособоронэкспорт", а остальные доли принадлежат Midland Group и "Тройке Диалог". Так что в рамках госкорпорации действует масса собственников, каждый со своими интересами, что в свою очередь порождает массу внутренних противоречий. Процесс идет по нарастающей.

Очевидно, что заявление про "Буммаш" сочинял не Сергей Чемезов – для руководителя с неистощимым потенциалом идей это все-таки мелковато. Очевидно, что планы нынешнего бумашевского руководства не понравились кому-то еще в "Ростехнологии". Кому? Возможно, Валентину Жебровскому - это одна версия. Так, в прошлом году в Удмуртии прошел слух, что ОАО "Буммаш" войдет в состав одного из субхолдингов, создаваемых госкорпорацией "Ростехнологии" в республике. Говорилось также, что наиболее вероятным кандидатом на пост главы субхолдинга является бывший гендиректор "Буммаша" Валентин Жебровский, который в настоящее время возглавляет одну из "дочек" "Ижмаша" – ОАО "Ижмаш-Холдинг". Этот слух дезавуировал мечты Валентина Жебровского, который, будучи уязвленным бегством с "Буммаша", никогда не скрывал своего желания вернуться на его "капитанский мостик". Находясь в "чреве" "Ростехнологий" ( "Ижмаш" вошел в его состав) он вполне мог инспирировать "наезд" на "Буммаш" в качестве предупреждения тем, кто встал на его пути.

Есть и другая версия, и связана она с поисками Игоря Шамиса партнеров на западе. Он предложил довольно сложную схему для привлечения инвестиций на завод. Так как компания United Pilsen S.A. собралась купить долю в "дочке" и "внучке" группы "Объединенные машиностроительные заводы" – OMZ BV (Амстердам, Голландия) и Middle Estates s.r.o. (Прага, Чехия), наш завод выступил поручителем по этому договору купли-продажи. Размер поручительства оценен в 73,5 миллиона евро (более 2,6 миллиарда рублей). Эти деньги "Буммаш" сможет получить после совершения сделки. В то же время, некоторые СМИ сразу же истолковали эту информацию как подготовку близких к холдингу "РусСпецСталь" структур к возможной покупке у ОМZ чешской металлургической компании Pilsen Steel. На самом деле все обстоит ровным счетом наоборот. Действительно, "РусСпецСталь" намеревалась купить Pilsen Steel, но сделка, проведенная Шамисом, как раз мешает ей осуществить задуманное. Возможно, "РусСпецСталь" и сочинила это заявление для СМИ, выплеснув тем самым свое негодование.

***

Так что "Ростехнологии" – это никакой не "слон", а скорее свора цепных собак, характер которых испортился не только по причине отсутствия породы, но еще и в силу жизненных обстоятельств. Зато сдержанность "моськи" в ответ на "слоновий лай" выглядит достойно. Мораль сей басни такова: не опускайся до "слона".

Ирина Миролюбова

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter