Вряд ли кто-нибудь будет возражать, если я назову главными событиями минувшей недели, в том числе, событиями, нашедшими отражение в телевизионном эфире, всенародное прощание с патриархом, празднование девяностолетнего юбилея Александра Солженицына и пятнадцатилетие ельцинской Конституции.

Траурная церемония прощания с патриархом демонстрировалась в течение нескольких часов в прямом эфире телеканалов "Россия" и "Вести-24". Кроме того, ушедшему предстоятелю были посвящены многочисленные документальные фильмы и программы. Среди ни них я бы выделил показанный в минувший понедельник добротный документальный фильм "Вдали от мирской суеты" (Первый канал).

В свою очередь, памяти знаменитого писателя были посвящены фильмы "Молния бьет по высокому дереву" (Первый канал), "Слово" ("Россия"), "Беседы с Солженицыным" (ТВ-Центр) и "Александр Солженицын: между двух бездн" ("Культура").

Вновь повторю, что среди этих фильмов и программ встречались вполне достойные работы. Однако большую часть "датской" телевизионной продукции объединяло то, что сработана она была по классическим, набившим оскомину совдеповским образцам. Только образцам, вывернутым наизнанку, подобно негативам в проявочной провинциального фотографа. То, что в советские времена решительно осуждалось, нынче расхваливалось и превозносилось на все лады.

Особенно данный факт бросался в глаза во время демонстрации многочисленных программ, посвященных усопшему предстоятелю и легендарному нобелевскому лауреату. Зрители старше сорока лет очень хорошо помнят, как язвительно, мягко говоря, отзывалось о православии Центральное телевидение СССР образца 1978 года и как публично гнобили в то же время опального Александра Исаевича. Теперь же складывалось впечатление, что те, кто еще совсем недавно кричал "не читал, но осуждаю", готов публично выкрикнуть на всю страну "не читал, но одобряю".

К величайшему сожалению, в этом язвительном суждении нет практически ни грана преувеличения. Мне доподлинно известны имена многих уважаемых работников телевизионного цеха – прежде всего, правда, из числа "закадровых" персонажей, то есть режиссеров, редакторов и администраторов, – кто в те далекие годы совершенно искренне клеймил с экрана "мракобесов" и "отщепенцев", а нынче столь же искренне пел им осанну.

В ответ на мои недоуменные вопросы, сытые телевизионщики лишь смущенно разводили руками и ссылались на "подлую сущность проклятой профессии". Дескать, "картинка и текст" — это единственное, что они умеют делать и за что привыкли получать неплохие деньги. От которых сейчас очень непросто отказаться.

Зато при праздновании Дня Конституции текстов переписывать не пришлось – их вполне можно было взять из эфирных папок застойных времен. Даже время примерно совпало. День брежневской Конституции праздновался, как многие помнят, тоже в декабре, только не двенадцатого, а пятого декабря. Слова остались те же – о самой демократической и свободной стране, "где так вольно дышит человек". Выступить против этого официально утвержденного тезиса решились немногие.

Среди этих немногих — лидер движения "Мы" Роман Доброхотов. Правда, о его одиночной акции в Кремлевском дворце также узнали единицы. Помимо программы "Неделя" с Марианной Максимовской (канал Рен-ТВ), насколько мне известно, ее осветили только аналитическая программа "Власть" с Евгением Киселевым (канал RTVi), а также петербургский "Пятый канал". Авторы итоговой программы "Сегодня" (канал НТВ) вскользь упомянули об инциденте, но сделали это так, что понять что-либо непосвященному человеку было решительно невозможно.

Показательный факт — молодой корреспондент питерского канала, захлебываясь от собственной смелости, заявил, что показ этого коротенького фрагмента свидетельствует об отсутствии реальной цензуры в современной России.

Услышав это, один из экспертов, сочувственно относящаяся к оппозиционному движению и критически настроенная по отношению к власти, грустно заметила, что этот показ свидетельствует скорее о наличии чудовищной самоцензуры в официальной медиасреде, нежели об отсутствии цензуры как таковой.

Этот вывод косвенно подтверждает, в частности, то, что вскоре после демонстрации сюжета на форуме питерского канала появились многочисленные посты фальшивых пользователей. Эти якобы "заинтересованные зрители" пытались убедить нас, что Роман Доброхотов на самом деле выкрикивал нечто вроде "Свободу Пугачевой!" или "Руки прочь от Гималаев!". Не беда, что ложь можно было разоблачить сразу же, обратившись к видеозаписи сюжета. Осадок у многих, как говорится, почти наверняка останется.

Точно такая же участь – в смысле "фигуры умолчания" — постигла на телевидении и состоявшиеся в воскресенье в Москве и Петербурге "Марши несогласных". Кирилл Поздняков в итоговом выпуске программы "Сегодня", Евгений Ревенко в "Вестях недели" (канал "Россия") и Петр Толстой в "Воскресном времени" (Первый канал) говорили о чем угодно, только не об одном из главных событий уходящего уик-энда. Словно издеваясь над зрителями, они твердили о торжестве свободы слова и демократии в нашей стране в те самые минуты, когда в околотках продолжались допросы задержанных манифестантов. Право, маститые ветераны тележурналистики времен застоя наверняка позеленели от зависти при виде такого бесстыдства и лжи.

Тот факт, что федеральное телевидение фактически осталось в идеологическом плане на уровне середины семидесятых годов прошлого века, практически перечеркнул и лишил смысла заявление Анатолия Чубайса, сделанное им в программе "Познер" (Первый канал). Анатолий Борисович сказал тогда, что одной из главных своих заслуг считает то, что в России окончательно и бесповоротно состоялся переход к рынку.

Позволю себе с этим не согласиться. Рынок, как известно, в том числе из произведений "классиков", является базисной экономической категорией. Идеологическая "надстройка" только отталкивается от базиса и выстраивается на его основе. Если "надстройка" на тридцать лет не изменилась (или почти не изменилась), стало быть, не претерпел изменений и базис. Он мог слегка загримироваться, подретушироваться. Но суть его осталось неизменной – вместо рынка мы получили его жалкое лукавое подобие.

Так что Анатолий Борисович, на мой взгляд, категорически не прав. Вот только кроме себя винить ему в этой неудаче некого.

Зато публицист Александр Проханов, с которым я обычно почти никогда не соглашаюсь, на этот раз, опять-таки, на мой взгляд, оказался неожиданно прав. В программе "К барьеру!" (канал НТВ) пламенный борец и писатель-патриот сказал, что кризис, в значительной степени, случился потому, что в мире оказался нарушенным фундаментальный принцип социальной справедливости.

Против этого возразить было трудно. Оппонент Проханова, умный и талантливый Андрей Кончаловский пытался было убеждать зрителей в том, что нынешние олигархи заработали свои несметные богатства своим каторжным трудом и данным свыше талантом.

Но зрители, подозреваю, хорошо помнили, как десять лет назад гигантские концерны покупались по знакомству за бесценок, да и то не за собственные, а "заемные" по "комсомольским связям" деньги.

Понятно, что никаким каторжным трудом и талантом тут и не пахло. Откровения Андрея Сергеевича на фоне неумолимо надвигающегося кризиса прозвучали, по меньшей мере, неубедительно.

Юрий Гладыш

Вы можете оставить свои комментарии здесь

Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter